ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Музыка из «Собаки Баскервилей».
Занавес открывается.
Голос за кадром:
Одесса (бывший Лондон), улица Малая Арнаутская (бывшая Бейкер-стрит), дом номер 46-а (бывший 221-б). Шерлок Холмс (бывшая Блиндер, бывшая Гершензон) и доктор Ватсон (бывший Капулкин), как обычно, занимались фигней (бывшей делами).
Холмс (напевает): Собака бывает кусачей, если она Баскервилей...
Ватсон (разворачивая газету): Холмс, вы читали утренний «Мигдаль Таймс»?
Кажется, воскресенье, кажется, 9 утра. Первая утренняя мысль пронзает мое сознание:
— Надо вставать скорее.
Я встаю, кажется, одеваюсь. Дома еще все спят, воскресенье же, и только мама сквозь сон бросает в мою сторону:
— И охота тебе в такую рань.
А я бегу, бегу, бегу.
Родина Менахема Бегина и Лейзера Заменгофа, Януша Корчака (см. №70) и Юлиана Тувима, Вольфа Мессинга (см. №69) и Даниэля Либескинда (см. №62). Дарование привилегий и погромы, небескорыстная поддержка властей и жуткий антисемитизм, поддержанный католическим духовенством, обвинения во всех смертных грехах и расцвет талантов — все это многовековая история Польши и ее евреев.
Довоенная Польша была домом для миллионов евреев, 85 процентов которых впоследствии были уничтожены. И практически каждый говорил на идиш. Для них Польша была Пойлн или Полин, Варшава — Варше, Краков — Кроке, живописный городок Казимеж на реке Висла был Кузмир ойф дер Вайсл. Да и название польской столицы очень напоминает Беэр-Шеву...
Польский поэт, переводчик, сатирик и страстный антифашист Юлиан Тувим жил в трудные времена. Он выжил благодаря лирике и остроумию. Лирика множила число его друзей, а шутки разили врагов. Вот лишь одна запись из записной книжки Тувима: «Помни о бедных, — говаривал некий лодзинский фабрикант, — это ничего не стоит». И еще одно знаменитое определение: «Эгоист — тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне». Поистине, подобное мог написать только человек с золотым пером.
Лингвистическое любопытство — это тип мышления и даже стиль жизни. Движимая таким любопытством, после бурных романов с английским, польским и французским, я приплыла в тихую гавань эсперанто.
«Тихая гавань» в тот давний год имела вид подвальчика, где 10-12 слушательниц внимали обаятельному преподавателю с типично еврейской фамилией. Когда я «въехала» в несложные принципы эсперанто и стала запоминать слова, мне стало грустно.
Знакомство с любым живым языком — это интрига, почти детектив. Основу «сюжета» составляют синонимы, многозначности, исключения, капризы орфографии, нюансы, жаргонизмы, коварные подтексты, смешные ошибки, музыка, — история и дыхание языка. А в судьбе искусственных языков есть что-то безрадостное — они лишены не только истории, но и развития, будущего. Подумаешь — раньше эсперантисты говорили «evolucio» а теперь — «evoluo»!
Лет тридцать назад это имя было знакомо миллионам кинозрителей не только в Польше. За первые семнадцать лет своей кинематографической жизни знаменитый кинооператор Ежи Липман снял более двух десятков полнометражных игровых картин, принесших мировую славу «польской школе кино».
Когда говорят о Холокосте, то в первую очередь, конечно, упоминают лагеря смерти в Польше. Есть даже мнение, что эти лагеря были построены именно в Польше из-за особого антисемитизма поляков и, конечно, из-за большого количества «сырья» для этой немецкой машины уничтожения.
Однако не все так однозначно. Предлагаемая подборка материалов позволяет проанализировать эту тему под несколько другим углом.
Наша новая доска для записей всяких и разных мыслей и мнений — Интернет. Его безбрежность оправдывает и небрежность, с которой эти мысли и мнения там высказываются, и с которой их воспринимают и передают. Это я в оправдание тому факту, что не упомнила автора любопытного текста, заплутавшего в Сети, под названием «За что я ненавижу Вторую мировую войну».
Три «ф» (фантаст, футуролог, философ) — это Станислав Лем, покинувший наш бренный мир 27 марта 2006 г. на 85-м году жизни. Он умер в Кракове, в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета.
Лем — автор 55 романов, переведенных на 41 язык, совокупный тираж которых превышает 27 миллионов экземпляров. Попробуем собрать воедино его биографию, творчество и высказывания по различным вопросам.
Календарь на столе показывал середину декабря, на улице густым киселем висел туман, в витринах магазинов наблюдалось буйство красного и белого, окружающие невротически изображали бурную деятельность. Состояние души было подстать погоде — неопределенное, на горизонте маячили какие-то депрессивные мыслишки.
Но мигдалевцы так легко не сдаются. Как спасательный круг, я получила расписание ханукальных мероприятий, и в течение восьми дней моя жизнь оказалась подчинена одной идее — успеть все...
Одна из причин, по которой иудаизм не стал мировой религий — его исключительная сложность для понимания: идея абсолютно абстрактного Б-га, принципиально не сводимого ни к какому доступному образу или символу, интеллектуальная изощренность Талмуда, огромный объем литературы на неразговорных языках — закрывают для слабых умом двери в еврейскую веру.
Две последние недели Варшава — а быть может, и вся Польша, — была стиснута объятиями небывалых морозов.
Но меня, хотя мне еще не было и семи, продолжали каждый день посылать в хедер. Жили мы — родители,
старший брат Иегошуа, сестра Хинделе, младший братишка Моше и я — по адресу Крохмальная, 10, а хедер находился на Гжибовской, 5. По утрам помощник учителя заходил к нам домой, чтобы отвести меня в хедер, и он же приводил меня обратно по вечерам. Чтобы я не замерз по дороге, мама упаковывала меня в две шерстяные кофты, натягивала по две пары носков и варежек. На мои рыжие волосы и пейсы она надевала плотный башлык, и когда после всего этого я подходил к зеркалу, то не мог узнать себя и показывал незнакомцу в зеркале язык, как чужому.
Стойко и неуступчиво борясь со всякого рода кошмарами жизни повседневной или попросту говоря: жизни (ибо где, как не в повседневности, — та, другая, которую пишут с большой буквы «Ж»), я хотел бы поговорить о страшном обычае нанесения визитов, а также обо всем, что связано с этим демоническим явлением. Если существуют полицейские кары за нарушение общественного спокойствия, то штрафы во сто крат тяжелее, притом денежные, следует налагать на людей, нарушающих спокойствие личности, ибо «мой дом — моя крепость», а легкомысленное посещение этой моей крепости так называемыми «знакомыми» (смотри трактат о знакомых) является взывающим к Б-гу о возмездии нарушением элементарнейших прав человека на тишину и покой.
В 2001 г. году центр «Мигдаль» издал книгу рассказов Якова Шехтера «Еврейское счастье, или Судьба конформиста».
В подарок «Мигдалю» ко дню рождения Яков Шехтер прислал еще один рассказ из этого цикла.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.