К 20-летию центра «Мигдаль» Музей истории евреев Одессы открыл две выставки.
К 20-летию центра «Мигдаль» Музей истории евреев Одессы открыл две выставки. Одна – «выездная» и длившаяся всего один день, точнее, один вечер – вечер празднования юбилея в концертно-выставочном комплексе морского вокзала.
Нужно заметить, что первоначально мы планировали развернуть там большую экспозицию, но в итоге большое и весьма специфическое пространство продиктовало иной путь визуального оформления. Огромные декорации (задники) исторических спектаклей музыкального театра «Мигдаль Ор» как нельзя лучше подошли и к праздничной атмосфере вечера и к размерам самого зала.
Музейная выставка сократилась до небольшой инсталляции, в которой «приняли участие» чуть более 20 предметов музейного хранения. Мы назвали эту инсталляцию «музейной фотостудией» и зазывали гостей торжества фотографироваться, используя в качестве антуража и реквизита «фотоширму», сделанную из рекламы одесской торговой фирмы Иосифа Сквирского (нач. ХХ в.), старый фотоаппарат-«гармошку» на треноге и «халат бухарского еврея/еврейки», подаренный музею симферопольским Хеседом.
Однако основное настроение инсталляции было задано фоном кубообразного каркаса, где в основном и разместились наши экспонаты. Это фрагмент замечательной декорации, изготовленной Анастасией Твориловой к спектаклю театральной студии Инны Найдис о Холокосте (который, кстати, также был приурочен к юбилейной неделе). Интерьер уютной комнаты, но… после обыска и разгрома.
С одной стороны в такой интерьер органично вписывались подлинные бытовые вещи довоенного времени вместе с некоторыми реалиями, связанными с войной.
С другой стороны, это состояние, на первый взгляд, не вполне увязывалось с праздничным настроением. На наш взгляд, инсталляция говорила о временной «изнанке». Действительно, даже празднуя победы и юбилеи, мы никогда не должны забывать о трагических моментах истории, преодоление которых и оказывается пафосом торжества старейшего в Украине еврейского общинного центра.
Честно говоря, нам давно хотелось сделать инсталляцию, в которой основной смысловой акцент сыграли бы чемоданы.
И вот, наконец, нам удалось сделать это, причем – на вокзале. Семантика вокзала обширна – это место «прибытий» и «отправлений». В широком смысле – вся наша жизнь, отчасти, вокзал. А история евреев Галута, хотим мы того или нет, самым неразрывным образом связано с образом «чемодана». Несколько абсурдистское «взлетание» чемоданов, саквояжей, ридикюлей, портфелей и т. п., реализованное в этой инсталляции, было призвано усилить состояние драматизма.
Мы даже немного опасались – не войдет ли оно в диссонанс с общей атмосферой. Чтобы этого не произошло, «музейный фотограф» настраивал «клиентов фотостудии» на игровой лад. С другой стороны, игровая съемка в заданном интерьере могла совершенно «снять» то ощущение драматизма, которое должно было по замыслу воздействовать на подсознательном уровне.
В этом отношении мне очень понравилась «отложенная» реакция Светланы Остаповой, директора музея им. Блещунова, которая «дурачилась» во время съемки с мужем, как и большинство клиентов «фотостудии». Но постфактум, она позвонила мне и попросила не выкладывать эти фото в социальных сетях, потому что, на ее взгляд, дурачиться в драматичной ситуации не вполне уместно.
Совсем другой получилась выставка «Начало», открытой непосредственно в еврейском музее.
Мы уже писали о том, что период 1980-х – начала 1990-х – один из ключевых не только в масштабах локальной, но и мировой истории. Это действительно революционное время, время драматизма и энтузиазма, больших разочарований и больших надежд.
Эту атмосферу помогают ощутить советские газеты с портретами лидеров СССР – почти все хотели перемен, и почти никто не верил в то, что такие перемены возможны в ближайшем будущем.
Газеты с публикациями «Продовольственной программы» 1982-го
и тут же рядом – «Инструкция о карточках потребителя и выдаче товаров по купонам».
«Наш голос», газета евреев Одессы и Молдовы 1991-го с информацией о путче ГКЧП и осуждении этого путча.
Замечательные фотографии стариков в одесской синагоге 1982-84 годов
и молодых евреев во главе с Ишаей Гиссером в той же синагоге в начале 90-х.
Фотография, которая вполне могла бы иллюстрировать разруху после гражданской войны, если бы не объявление на заборе о видеокурсах иврита.
И тут же трогательная самодельная тросточка для слабовидящих с обрезком клизмочки на рукоятке, которую выдавали первым клиентам Хеседа.
Блоки материалов о начальном периоде деятельности театра «Мигдаль Ор» и центра «Мигдаль»
вместе с умилительной фотографией и распиской Славика Свердлова, историю которой можно узнать только придя в наш музей.
Приглашение на хупу Хавы и Боруха Гориных 1996-го и мигдалевских летних семейных лагерей этого же периода.
Как это принято в нашем музее – один из важнейших мотивов выставки – семейная история.
Первоначально мы планировали экспонировать материалы из трех семейных архивов: семьи Верховских, Блиндер и Капулкиных. Но по ряду причин (и прежде всего по недостатку места) на выставке более или менее полно представлена лишь одна.
Конечно, Кира и Велвел Верховские представлены в экспозиции, но не семейными фотографиями и документами, а Болеслав Капулкин – лишь своим замечательным текстом к одному из мигдалевских капустников (впервые мы использовали готовый и не нами написанный текст в качестве экспликации выставки).
Но обойтись без истории семьи Блиндер-Гершензон мы никак не могли.
Дело в том, что обычно мы заканчиваем наши экскурсии по постоянной экспозиции музея демонстрацией двух предметов: музыкальной шкатулки начала ХХ века, которую подарила нам бабушка Полины Блиндер Мина Исеровна Фукс, и хупы – подарком Балтиморской еврейской общины.
Именно под этой хупой происходило бракосочетание Наоми (Полины) Гершензон и Цви-гирша (Геннадия) Блиндера.
История семьи – это всегда выход за пределы строгих хронологических рамок.
Семейные документы и фотографии охватывают период с 1930-х по настоящее время, где Полина – заместитель директора центра «Мигдаль», а Цви-Гирш – редактор газеты «Шомрей Шабос».
Но ключевой момент – здесь, в «начале», когда многочисленные ученические грамоты с советской символикой сменяются свидетельствами молодого еврейского движения Одессы.
Повторим, название выставки «Начало», отчасти, условно, потому что, где бы мы ни находились, еврейская история начинается многие тысячелетия тому назад. Об этом напоминает и текст Капулкина, который мы еще раз публикуем на сайте, конечно, без разрешения автора. Но на выставке в одесском еврейском музее мы постарались сконцентрироваться именно на этом периоде, приблизительно 20-летней давности. Надеемся, что это удалось.
Что же касается семейных архивов Верховских и Капулкина, то мы обязательно вскоре покажем и их. 25-летие центра «Мигдаль» ведь не за горами.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.