Одесса славится своими традициями, в том числе и музейными. При этом, не только уникальные собрания многочисленных музеев, но и деятельность их создателей остается недостаточно изученной, а отсюда неизвестной, хотя отдельные аспекты истории музейного дела Причерноморского региона, в том числе и биографические, ранее были в поле зрения некоторых исследователей.
Легко представить, с какой помпой отмечались бы в недавнем прошлом две «круглые» даты, выпавшие на этот год: сто лет тому назад завершалась первая русская революция, которая девяносто лет назад не совсем плавно перешла в штурм Зимнего дворца. Нынче на слуху иные революционные подвижки, и на память из той поры приходит разве что легендарный броненосец «Потемкин», да и то лишь потому, что был увековечен Сергеем Эйзенштейном в фильме, признанном всемирным шедевром.
Открытие конференции: Еврейский культурный центр (ул. Нежинская, 77)
На початку червня 2002 року пішла з життя видатний український науковець Фаїна Сергіївна Петрякова. Її перу належать ґрунтовні праці з історії українського скла, фарфору, фаянсу. Останні півтора десятиліття пройшли для Фаїни Сергіївни під зіркою мистецтва та культури євреїв на етнічній території України. Всі свої сили та нестримну енергію вкладала вона в дослідження, атрибуцію, аналіз, методологію мистецтвознавчої науки. Її спадщина – це академічна історія розвитку окремих видів українського мистецтва, – та історія, деякі томи якої укладала Фаїна Сергіївна одноосібно, тільки особисто, довгі роки віддаючи себе святому мистецтву, нескінченно гортаючи сторінки архівних аркушів, бібліотечних видань, ретельно обстежуючи натурні джерела. Понад двадцять столиць світу – такою є географія її пошуків: і всюди каталоги, матеріали фондів та експозиції були нею ретельно опрацьовані.
Историко-литературное понятие «Юго-Запад» представлено в отечественной культуре целым рядом громких и просто известных писательских имён, чья творческая эволюция начиналась, как правило, либо в ходе, либо непосредственно по следам бурных исторических событий, открывающихся 1917 годом. Своим наименованием этот феномен был обязан первому сборнику стихов Эдуарда Багрицкого, который так и назывался – «Юго-Запад» (1928 г.). Литературоведческое же осмысление подмеченной наиболее проницательными критиками тенденции началось на пороге 1930-х гг., и азартным первопроходцем в освоении этой темы выступил Виктор Шкловский.
Согласно далеко не полным данным «Одесского Мартиролога» (Одесский Мартиролог, том 1, Одесса, ОКФА, 1997 год) из примерно 33000 дел репрессированных в Одесской области евреи составляют не менее 2050 человек. Из них , по материалам архива, было расстреляно 516 человек. Предъявляя вымышленные обвинения, сотрудники НКВД –КГБ как бы делали «профилактику» советского общества с целью не допущения его развала, изменения системы экономического закабаления, образования независимых государств на территории Советского Союза. На самом деле система репрессий и политико-экономического закабаления граждан СССР привела к ускорению его краха.
Стремительная смена приоритетов постреволюционного времени подчиняет себе все сферы общественной и культурной жизни страны. Наиболее четко заметны перемены ценностей в области духовной культуры и активно «прокламируются» они в строках и строфах несметного множества «новых» писателей и поэтов. Наравне с признанными молодые таланты также отдавали дань времени.
Февраль и октябрь, обозначенные в заголовке доклада, указывают на хронологию событий, но порядок их освоения Багрицким прямо противоположен, сначала Октябрь, а потом – Февраль.
Причиной тому могло быть провинциальное положение Одессы, до которой революционная волна докатывалась, порядком ослабевая. Грандиозность произошедшего стала ощутимой лишь после окончательного утверждения новой власти.
Еврейская земельная колонизация была одной из излюбленных идей 20-х гг. XX в., вызвавшая волну симпатий со стороны Запада, и что особенно важно, большую финансовую помощь.
Среди героев давней и недавней истории можно выделить особую группу исторических персонажей – «известные незнакомцы». Их имена вроде бы на слуху, некоторые их мысли, книги, статьи достаточно известны. Однако целостного портрета или образа этих личностей все-таки не существует. В полной мере эта характеристика относится к Ивану Андреевичу Линниченко (1857 – 1926).
Образование является одним из важнейших компонентов повышения национального самоуважения, сохранения и обогащения этнокультурного и социально-экономического достояния любого народа. Важнейшую роль образованию придавали и придают евреи, для которых понятие «образование» имеет многоплановое значение. Помимо классического восприятия «образования», для евреев оно в первую очередь неразрывно связано с религией, которая ведёт к духовному обогащению нации, что в свою очередь передаёт смысл всего её бытия (с точки зрения иудаизма «еврейское образование» – это изучение Торы, что согласно традиции является смыслом и предназначением Израиля).
Первая треть XX века, несмотря на глубокий геополитический кризис и социальные потрясения, ознаменовалась небывалым интересом к культурному наследию европейского еврейства. Это внимание было проявлено с разных сторон и подчеркивало то, что еврейский мир в своей самобытности стал интересен широким кругам общества.
Эта статья является попыткой, не прибегая к характеристике уровня безусловной художественной ценности произведений, рассмотреть, как в них отражаются реальные исторические события, на основе которых «расцвела» авторская фантазия, на примере рассказа Юрия Липы «Петька Клин, налетчик» и киносценария Исаака Бабеля «Беня Крик».
Лев Давыдович Бронштейн (Троцкий) – одна из знаковых фигур ушедшего ХХ столетия, оказавших существенное влияние на ход всемирной истории. Он и сейчас привлекает внимание людей интересующихся историей. В этой небольшой статье мы хотим обратиться к юношеским годам жизни Троцкого, когда происходило его духовное возмужание, а было это как раз в городе Николаеве.
Секуляризацію майна релігійних общин більшовики проводили починаючи з третього приходу до влади на Україні і до середини 1930-х рр.
В творческом достоянии Владимира Высоцкого впечатляет многообразие проявлений авторского «я». Общеизвестно, что был он автором и исполнителем песен, актером театра и кино, поэтом и композитором, режиссером и постановщиком спектаклей. Откликаясь в своих произведениях на «злобу дня», поэт осмысливал ее масштабно, вбирая в себя опыт смежных искусств.
С 5-го по 7-е ноября 2007 года под эгидой Международной общественной организации «Еврейский общинный центр “Мигдаль”», совместно с Одесским обществом еврейской культуры, Одесским национальным университетом им. И. И. Мечникова, при участии Центра исследования истории и культуры восточноевропейских евреев и Института Иудаики (Киев), Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» (Москва) и при поддержке отделения «Джойнт» в Одессе прошла VI международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация».
Конференция была приурочена к 90-летию событий 1917 года, а также к 80-летию основания 1-го Всеукраинского музея еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима и к 5-летию Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим».
На минувшей неделе было отмечено 90-летие событий октября 1917 года. Для кого-то это Великая Октябрьская социалистическая революция. Для кого-то — Октябрьский переворот. Кто-то считает, что это было величайшее событие 20-го века, кто-то — его величайшая трагедия. До сих пор ни в обществе, ни у историков нет однозначной оценки. Да и возможна ли она вообще? Ответ на этот вопрос искали участники традиционной, уже VI-й Международной конференции "Одесса и еврейская цивилизация", которую провел Международный еврейский общинный центр "Мигдаль" совместно с Одесским национальным университетом им. И.И. Мечникова, Одесским обществом еврейской культуры при участии Центра исследования истории и культуры восточноевропейских евреев (Киев), Института иудаики (Киев), Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер" (Москва), при поддержке отделения "Джойнт".
Международный Еврейский Общинный Центр «МИГДАЛЬ»
совместно с
Одесским Национальным Университетом им. И.И.Мечникова,
Одесским Обществом Еврейской Культуры,
при участии
Центра Исследования Истории и Культуры Восточноевропейских Евреев (Киев)
Института Иудаики (Киев)
Центра Научных Работников и Преподавателей Иудаики в Вузах «Сэфер» (Москва)
при поддержке отделения «Джойнт»
5 -7 НОЯБРЯ 2007 ГОДА проводит
VI международную научную конференцию «ОДЕССА И ЕВРЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
5-7 НОЯБРЯ 2007 ГОДА проводит
Конференция приурочена к 90-летию событий 1917 года, а также к 80-летию основания 1-го Всеукраинского музея еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима,
и к 5-летию Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»
90 лет назад в России произошло то, что сейчас называют «октябрьским переворотом», «событиями 1917 года» или «Великой Октябрьской революцией».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.