Ялтинский городовой Сапогов получил от начальства почетное, полное доверия к уму и такту Сапогова поручение обойти свой участок и проверить всех евреев — занимается ли каждый еврей тем ремеслом, которое им самим указано и которое давало такому еврею право жить среди чудесной, ласковой ялтинской природы.
Проверять хитрых семитов Сапогову было приказано таким образом: пусть каждый семит сделает тут же, при Сапогове, на его глазах какую-либо вещь по своей ремесленной специальности и тем докажет, что бдительное начальство не введено им в заблуждение и недостойный обман.
— Ты только держи ухо востро! — предупредил Сапогова околоточный.— А то так тебя вокруг пальца и обкрутят!
— Жиды-то? Меня-то? Да господи ж!
И пошел Сапогов.
— Здравствуйте, — сказал Сапогов, входя к молодому Абраму Голдину. — Ты, это самое... как говорится... ремесло свое... Сполняешь?
— А почему бы мне его не исполнять? — удивился Абрам Голдин. — Немножко кушаю себе хлеб с маслом. Знаете, фотография, конечно, такое дело: если его исполнять, то и можно хлеб с маслом кушать. Хе-хе!.. На здоровьичко.
— Та-а-ак,— нерешительно сказал Сапогов, переминаясь с ноги на ногу. — А ты вот что, брат... Ты докажи. Проверка вам от начальства вышла...
— Сделайте такое одолжение, — засуетился Абрам Голдин.— Мы сейчас из вас сделаем такую фотографию, что сами в себя влюбитесь. Попрошу вас сесть... Вот так. Голову чуть-чуть на бок, глаза сделайте, прошу, немного интеллигентнее... рот можно закрыть. Закройте рот! Не делайте так, будто бы у вас зубы болят. Нос, если вам безразлично, можно пока рукой не трогать. Потом, когда я кончу, можно его трогать, а пока держите руки на грудях. Прошу, теперь не шевелитесь: теперь у вас за-ме-ча-тель-но культурный вид. Снимаю. Готово! Спасибо. Теперь можете делать со своим носом, что угодно.
Сапогов встал, с наслаждением расправил свои могучие члены и с интересом потянулся к аппарату.
— А ну вынимай!
— Что вынимать?
— Что у тебя там вышло. Покажь...
— Видите ли... Сейчас же нельзя. Сейчас еще ничего нет. Мне еще нужно пойти в темную комнату проявить негатив.
Сапогов погрозил Голдину пальцем и усмехнулся.
— Хе-хе! Старая штука. Нет, брат, ты мне покажь сейчас... А эдак всякий может.
— Что это вы говорите?— встревоженно закричал фотограф. — Как же я вам покажу, когда оно не проявлено? Нужно в темную комнату, которая с красным светом, нужно...
— Да, да, — кивал головой Сапогов, иронически поглядывая на Голдина. — Красный свет, конечно, темная комната. Ну, до чего же вы хитрая жидова! Учитесь вы этому где, что ли?.. Или так, сами по себе. «Дай мне, говорит, темную комнату». Ха-ха! Не-ет... Вынимай сейчас!
— Ну, я выну, так пластинка будет совершенно белая... И она сейчас же на свету пропадает...
Сапогов пришел в восторг.
— И откуда у вас что берется? И чтой-то за ловкий народ! «Темная, говорит, комната». Да-а... Ха-ха! Мало, что ты там сделаешь в этой комнате... Знаем-с. Вынимай!
— Хорошо,— вздохнул Голдин и вынул из аппарата белую пластинку. — Смотрите, вот она.
Сапогов взял пластинку, посмотрел на нее — и в его груди зажглась страшная, тяжелая, горькая обида.
— Та-ак... Это, значит, я такой и есть? Хороший ты фотограф. Понимаю-с!
— Что вы понимаете? — испугался Голдин. Городовой сумрачно посмотрел на Голдина...
— А то, лукавый ты есть человек. Завтра на выезд получишь. В 24 часа.
Сапогов стоял в литографической мастерской Давида Шепшелевича, и глаза его подозрительно бегали по странным доскам и камням, в беспорядке наваленным по всем углам.
— Бонжур, — вежливо поздоровался Шепшелевич.— Как ваше здоровьице?
— Да так... Ты ремесленник будешь? А какой ты ремесленник?
— Литографический. Ярлыки разные делаю, пригласительные билеты. Визитные карточки делаю...
— Вот ты мне это самое и покажи, — подмигивая, сказал Сапогов.
— Сколько угодно. Мы сейчас, ваше благородие, вашу карточку тиснем. Как ваше уважаемое имя? Сапогов, Павел Максимович. Одна минутка. Мы прямо на камне и напишем.
— Ты куда? — забеспокоился Сапогов.—Ты при мне, брат, пиши.
— Да при вас же. Вот на этом камне.
Он наклонился над камнем, а Сапогов смотрел через его плечо.
— Ты чего же пишешь? Разве так?
— Это ничего, — сказал Шепшелевич. — Я на камне пишу сзаду наперед, а на карточке оттиск выйдет правильный.
Сапогов засопел и опустил руку на плечо литографа.
— Нет, так не надо. Я не хочу. Ты, брат, без жульничества. Пиши по-русски!
— Так оно и есть по-русски. Только это ж нужно, чтобы задом наперед.
Сапогов расхохотался.
— Да, нужно. Нет, брат, не нужно! Пиши правильно. Слева направо.
— Господи! Что вы такое говорите? Ведь тогда обратный оттиск не получится.
— Пиши как надо, — сурово сказал Сапогов. — Нечего дурака валять.
Литограф пожал плечами и наклонился над камнем. Через десять минут Сапогов сосредоточенно вертел в руках визитную карточку и, нахмурив брови, читал:
— ВогопаС чивомискаМ леваП.
На сердце у него было тяжело.
— Так. Это я и есть вогопаС чивомискаМ леваП? Понимаем-с. Насмешки строить над начальством — на это вы горазды. Понимаем-с. Хороший вы ремесленник. Отметим-с. Завтра в 24 часа.
Когда он уходил, его добродушное лицо осунулось. Горечь незаслуженной обиды запечатлелась на нем. «Вогопас, — думал, тяжело вздыхая, городовой, — чивомискаМ».
Старый Лейба Буцкус, сидя на углу сквера, зарабатывал себе средства к жизни тем, что эксплоатировал удивительное изобретение, вызывавшее восторг всех окрестных мальчишек. Это был диковинный аппарат с двумя отверстиями, в одно из которых бросалась монета в пять копеек, а из другого выпадал кусочек шоколада в пестрой обвертке. Многие мальчишки знали, что такой же шоколад можно купить в лавке без всякого аппарата, но аппарат именно и привлекал их пытливые и молодые умы. Сапогов подошел к старому Лейбе и лаконически спросил:
— Эй, ты... ремесленник!.. Ты чего делаешь?
Старик поднял на городового красные глаза и хладнокровно ответил:
— Шоколад делаю.
— Как же ты его делаешь? — недоверчиво спросил Сапогов, глядя на странный аппарат.
— Что значит как? Да так. Сюда пятак бросить, а отсюда шоколад вылезет.
— Да ты врешь, — сказал Сапогов. — Не может этого быть!
— Почему не может? Может! Сейчас вы увидите.
Старик достал из кармана пятак и опустил его в отверстие. Когда из другого отверстия выскочил кусочек шоколада, Сапогов перегнулся от смеха и восторга и вскричал:
— Да как же это? Ах ты, господи! Ай-да старикан! Как же это оно так случится?
Его изумленный взор был прикован к аппарату.
— Машина, — пожал плечами старик. — Разве вы не видите?
— Машина-то машина, да как же это оно так выходит? Ведь пятак-то медный, твердый, а шоколад мягкий, сладкий. Как же это оно так из твердого пятака может такая скусная вещь выйти?
Старик внимательно посмотрел своими красными глазами на Сапогова и медленно опустил веки.
— Электричество и кислота. Кислота размягчает, электричество перерабатывает, а пружина выбрасывает.
— Ну, ну, — покрутил головой Сапогов. — Выдумают же люди. Ты работай, старик! Это здорово.
— Да я и работаю, — сказал старик.
— И работай. Это, братец, штука! Не всякому дано. Прощевайте!
И то, что сделал немедленно после этого слова Сапогов, могло быть объяснено только изумлением его и преклонением перед тайнами природы и глубиной человеческой мысли: он дружеским жестом протянул старому шоколадному фабриканту руку.
На другой день Шепшелевич и Голдин со своими домочадцами уезжали на первом отходящем из Ялты пароходе. Сапогов по обязанностям службы пришел проводить их.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.