ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Впервые с еврейским образованием я столкнулся двенадцать лет назад. Мой двоюродный брат, ставший к тому моменту хабадником, часто навещал Москву, каждый раз привозя из тамошней синагоги кипы брошюр и листовок. Печатные издания, «в целях просвещения», он регулярно подбрасывал мне, я же их регулярно читал, потому что это было очень интересно.
Россия, XIX век. По улице идут отец с сыном. Естественно, евреи. Отец выговаривает сыну-лентяю: «Ты понимаешь, что нужно учиться? Что ты себе думаешь? Ты понимаешь, кем станешь, если не будешь учиться? Ты тогда будешь...» — отец оглядывается в поисках примера, и в этот момент площадь пересекает четверка лошадей, тянущих карету с генералом. «О! — сказал отец. — Если не будешь учиться, станешь таким, как он».
Приходит время, птицы не с юга прилетают, а как раз улетают туда, но люди головы продолжают терять. Продолжают, потому что это время называется «учебный год», и перед каждой семьей рано или поздно встает вопрос: «Куда пойти учиться?» На этот вопрос, естественно, каждый отвечает самостоятельно, но если вы все же решились выбрать образование еврейское, то надеемся, что наш краткий обзор еврейского образования в Одессе будет вам хоть немножечко полезен.
В сером и загазованном южном Тель-Авиве, рядом с городской тюрьмой Абу-Кабир, есть небольшой зеленый холм. Холм этот, как ни странно, принадлежит не Израилю, а России. Был он куплен двести лет тому назад, и там до сих пор стоит русская православная церковь, которая занимает половину холма. Вторую его половину уже много лет арендует Тель-Авивский горсовет, и на ней расположились Общество охраны природы, зоопарк, ботанический сад и наша школа «Бейт сефер ле тева, свива у хевра».
При подготовке этого номера мы обратились к бывшим «нашим» учителям, ныне продолжающим свой нелегкий труд на Святой Земле. Им были предложены три вопроса: «Насколько еврейская израильская школа?», «Чем израильская школа отличается от «доисторической»?» и «Чем израильское образование лучше и хуже образования, получаемого в СНГ?». И вот что мы получили...
Мы все мечтали о побегах... Смутно/ За окнами мерещился вечерний/ И мокрый город. Било полночь... Каждый/ С расширенными ясными глазами/ С восторгом говорил о том, что можно/ Перемахнуть границу и уехать.../ Увидеть страны, нахлебаться ветра,/ Дорожной скуки, запаха мазута/ И дорогих духов каких-то женщин...
Первая ханукальная свеча, зажженная в «Мигдале», будто подожгла бикфордов шнур событий, встреч, концертов. В первый день это были сразу два клубных вечера — Клуба Еврейского Студента и клуба «Еврейская семья». Студенты расстарались — напридумывали игры, устроили своими силами концерт и — пригласили весь город. Нет, я вам, конечно, не скажу за всю Одессу, но около сотни пригласительных билетов (пронумерованных для участия в лотерее) разошлись за два дня. Нам, не выбравшим «пепси», ну, очень хотелось подсмотреть, чего это им там за стенкой так весело, но этика, знаете ли... А потом деточки, поутихнув, нет-нет, да и заглядывали на родительский вечер — видно, наше веселье было не менее соблазнительным.
А пятая ханукальная свеча, зажженная на сцене небольшого мигдалевского зала, пригласила всех на сказку.
Эту статью нам принес один неглупый человек, но не тот, который в статье, а другой. «Зощенковист со стажем» Михаил Рашковецкий — известный в городе искусствовед, и что характерно, тоже в штатском. Прочтя статью, мы сначала посмеялись, а потом призадумались. И вот, в целях поиска простой сермяжной правды (она же кондовая, посконная, домотканая) мы решили ее опубликовать.
Впервые я встретил ее в юности, в пятидесятых годах прошлого уже века, в нашем Оперном театре. Она принадлежала (и принадлежит) к племени театральных «сыров» — не путать с «фанами», хоть эти люди и характерны именно фанатичной преданностью искусству и своим кумирам. Эмоциональные, экспансивные, «сыры» создают в театральном или концертном зале особую атмосферу приподнятости, праздничности события. Моя героиня избрала, помню, своим кумиром Галину Олейниченко, певицу, прославившую одесскую вокальную школу победами на международных конкурсах. Генриетта Певзнер была столь ревностно предана «Галочке», что получила прозвище «вирус Олейниченко», на которое, впрочем, не обижалась.
В 1860-х годах в Санкт-Петербурге, а затем в Одессе возникли школы-мастерские Еврейского общества рабочих «Труд». Задачей этих школ было давать еврейской молодежи высокую рабочую квалификацию и одновременно — достойное общее образование. В 1967 году у меня на глазах сбивали старые буквы «ОБЩЕСТВО ТРУДЪ» со стены здания механического завода на Базарной, 17. Видимо, местные власти приняли такое решение, как только Советский Союз разорвал дипотношения с Израилем.
Судьба этого человека парадоксальна. В 1920 г. он с женой и маленьким сыном сбежали от большевиков. А в 1979 г. его сын, французский поэт, коммунист, передал в Одессу архив отца. Тот самый, о котором владелец писал: «Мое литературное имущество честно поделили между собой большевики в 1920 г. в Одессе и Гитлер в 1940 г., в Брюсселе». Но кое-что все же уцелело. Книги, рукописи, воспоминания. А вспоминать Александру Акимовичу Биску было о чем.
Еврейская мама... Образ, овеянный мифами. Непобедимая и легендарная, не меньше, чем Красная Армия. Добрая и заботливая. Отличающаяся от террориста только тем, что с террористом можно договориться. А хотите узнать, насколько сильны в вас еврейско-материнские инстинкты? На основе опроса, проведенного в клубе «Еврейская семья», был составлен тест, проверяющий ваше соответствие образу «а идише маме». Так что отвечайте на вопросы и делайте выводы.
Ялтинский городовой Сапогов получил от начальства почетное, полное доверия к уму и такту Сапогова поручение обойти свой участок и проверить всех евреев — занимается ли каждый еврей тем ремеслом, которое им самим указано и которое давало такому еврею право жить среди чудесной, ласковой ялтинской природы.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.