Тема №19: «Неравнодушная природа». В этом номере вы можете прочитать о празднике деревьев Ту би-Шват, о семи плодах, тех самых, что упомянуты в Торе, и первинки которых нужно было приносить в Храм и отдавать коhенам, о выставке одесских художников-евреев XIX-XX веков «В предощущеньи чуда», об одном из немногих мест в мире, где еврейская культура остается доминирующей — аргентинском Иерусалиме.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
В отличие от всех прочих систем мировоззрения (то бишь, религий) иудаизм имеет специальный праздник деревьев. Называется он Ту би-Шват, неофициальное название — Новый Год деревьев, и самый известный из его обычаев — это посадка саженцев. Поскольку приходится сей Новый год на зимний период, то и делается это в тех странах, где климат позволяет (не про Украину будь сказано). Обычай этот довольно молод, ему примерно 120 лет, и зародился он среди сионистов, прибывших в конце XIX века в безжизненную пустыню, которую когда-то называли Эрец-Исраэль. Обычай прижился, а еврейская страна с тех пор превратилась в большое зеленое пятно, выгодно отличаясь этим от соседних государств.
У каждого народа есть коронное блюдо. Или национальное дерево. А в еврейской традиции особое место занимают аж семь плодов. Тех самых плодов, что упомянуты в Торе, и первинки которых наши предки обязаны были приносить в Храм и отдавать коhенам. И сегодня мы решили вам напомнить о них.
Один из кварталов Иерусалима, сооруженный в 1951 году, называется Кирьят-Йовель — «Юбилейный квартал». «Йовель» на иврите — это 50 лет, но напрасно вы будете пытать своих знакомых, выспрашивая, у кого же в тот год был юбилей. Впрочем, если и найдется знаток, то вряд ли вам что-то скажет его ответ — ККЛ.
«Насколько, по-вашему, экологичен иудаизм?»
«Допустимо ли, по-вашему, преобразование природы человеком?»
«Известны растения и деревья, символизирующие Эрец-Исраэль. А есть ли цветок, который, по-вашему, может служить символом еврейского народа?»
О том, что перед войной на юге Украины и в Крыму существовало более сотни еврейских колхозов, еще несколько лет назад помнили лишь те, кто сам принимал участие в создании этих хозяйств. Большинство не знают ничего об этой уникальной странице в истории советского еврейства. До сих пор в общественном сознании бытует мнение, что евреи никогда не занимались тяжелым трудом. История никого ничему не учит — просто демонстрирует порой такие уроки, которые могут развенчать любые предрассудки...
«Это одно из немногих мест в мире, где еврейская культура остается доминирующей, несмотря на то, что мы уже находимся в меньшинстве», — говорит Гильберт Розенталь, директор городского музея. «И, независимо от того, в каком месте Мойзесвиля вы находитесь, ясно видно, кто здесь был сначала».
Существует мнение, будто писатель Исаак Бабель создавал в своей прозе описания ландшафтов и пейзажей, каких вовсе не бывает на этой земле. Так ли это? Как верно заметил другой писатель, самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.
С 4 по 18 ноября в Одесском художественном музее в рамках ОФЕКа прошла выставка одесских художников-евреев XIX-XХ веков «В предощущеньи чуда», о чем писал и наш журнал, и городская пресса уделила немало внимания. Казалось бы, все хорошо — громкий резонанс, приличная пресса... Но осталось некое недоумение, в воздухе завис вопрос... Спросите своих знакомых, многие ли побывали на выставке, а если — да — понравилась? Увы...
В 1913 году в Одессе еврейский поэт Хаим-Нахман Бялик написал свой «Призыв к возрождению ивритской литературы». Но с победой большевистской революции от надежды на возрождение евреев здесь надо было отказаться. В глазах «еврейского отдела» большевиков любое касательство к ивриту было контрреволюционным. Бялик видел это как тенденцию «к остановке великой российской еврейской культуры», и большой круг еврейских писателей был вынужден эмигрировать.
Впервые я увидел художника, рисующего с натуры, где-то в 1909 году. Было это во время визита Бялика. Художник, звали его Лаховский, открыл ящик с красками, установил мольберт и уселся среди дюн.
Думаю, нет смысла доказывать, что людей больше интересует прошлое, нежели будущее. Если бы это было не так — не было бы библиотек, архивов, музеев. Мы не изучали бы историю и не устанавливали бы мемориальные доски и памятники выдающимся людям. И не существовало бы таких профессий, как — исследователь, музейщик, архивист.
(печатается с сокращениями)
— У прошлого есть одно большое достоинство: его невозможно изменить. — Велвл откусил солидный кусок булки и тут же глотнул кофе из кружки с замысловатым вензелем на боку. В холодном воздухе Цфата кружка курилась, словно маленький вулкан.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.