БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №19 > Еврейские парни на американских «фордзонах»
В номере №19

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Еврейские парни на американских «фордзонах»
Екатерина Кубовская

О том, что перед войной на юге Украины и в Крыму существовало более сотни еврейских колхозов, еще несколько лет назад помнили лишь те, кто сам принимал участие в создании этих хозяйств. Большинство не знают ничего об этой уникальной странице в истории советского еврейства. До сих пор в общественном сознании бытует мнение, что евреи никогда не занимались тяжелым трудом. История никого ничему не учит — просто демонстрирует порой такие уроки, которые могут развенчать любые предрассудки...

Незаселенная земля

Большинство евреев России, Белоруссии и Украины к 1920-м гг. было практически разорено погромами, ревизиями времен военного коммунизма, разрухой и налоговым гнетом. Число лиц без определенных занятий и «нетрудовых элементов», лишенных избирательных прав, среди евреев достигло колоссальных размеров. Спасти себя и детей от голодной смерти можно было одним способом — работая на земле. Но где найти свободную, незаселенную землю?

ИзменитьУбрать
Еврейская школа на 71-м переселенческом участке
Фрайдорфского района
(0)

И вот в октябре 1924 г. СНК СССР утвердил договор с «Агро-Джойнтом» — Американским еврейским объединением агрономических корпораций. Советское правительство разрешило представителям «Джойнта» помочь сотням и тысячам людей переехать в безлюдные районы степного Крыма. Государство решило использовать те выгоды, которые представлял новый проект: используя зарубежные средства, освоить целинные земли и создать прибыльную сельскохозяйственную инфраструктуру; отвлечь евреев от весьма популярных тогда сионистских идей, создавая фальшивую «альтернативу» еврейской колонизации Палестины. Попутно СССР привлекал на свою сторону симпатии мирового и, прежде всего — американского еврейства, надеясь с его помощью поправить свои внешнеполитические позиции и выйти из международной изоляции.

И исход начался. Ехали одинокие и семейные, с детьми, коровами, курами грузились в теплушки, надеясь обрести новую родину. Свыше восьмидесяти процентов всех истраченных на переселение и обустройство средств выделил «Агро-Джойнт», советскому правительству оставалось внести куда меньшую лепту. Для помощи переселенцам (и попутно — для контроля над потенциально опасным процессом) с советской стороны был создан КОМЗЕТ — Комитет по земельному устройству трудящихся евреев.

Сибирь, Биробиджан или Крым

Первые поселенцы рыли землянки и строили бараки, одновременно обрабатывая землю для будущих урожаев. Были и такие, кто, не выдержав тягот, уезжал назад, в Витебскую, Брянскую губернию или на Украину. Проблем было много: нехватка участков, засоленность почвы, враждебное отношение местных властей, в том числе и председателя КрымЦИКа Вели Ибраимова. Но уже 2 марта 1926 г. в Джанкойском районе состоялось открытие первого в Крыму еврейского сельсовета. «Агро-Джойнт» оказывал всевозможную помощь: строил дома (некоторые из них стоят до сих пор), присылал технику, давал кредиты. Крым посетила делегация американских рабочих, обучившая еврейских колхозников работать с оборудованием кожевенных и маслобойных мастерских, которые со временем открылись в хозяйствах. В 1925 г. из Палестины приехали 25 еврейских семей, основавшие в Евпаторийском районе коммуну «Войо-Нова», что на языке эсперанто означало «новый путь». В Крым перебиралось все больше людей, тем более, что начавшаяся коллективизация оставляла единоличникам-евреям совсем небогатый выбор: Биробиджан, Сибирь или Крым...

ИзменитьУбрать
Национальная еврейская школа в колхозе
«Соцдорф», деревни Смидовичи Евпаторийского
района
(0)

«Наша деревня была электрифицирована, у многих было радио, в школе преподавание велось на идиш», — пишет в своих воспоминаниях Бронислава Бережанская. В трех районах: Лариндорфском, Фрайдорфском и Тельманском уже к началу 30-х годов еврейское население составляло значительную часть. Многие колхозы добились рекордных урожаев, обустроив пустынные земли и сажая бахчевые, зерновые, виноград, который до этого в степном Крыму практически не выращивался. Евреи внесли вклад и в развитие животноводства. «Однажды по всему Крыму разразилась эпидемия, от которой гибли овцы, — вспоминает Александр Цирульский. — Мой дедушка-чабан приготовил состав лекарства, позволявшего спасать овец. Слух о нем прошел по всему Крыму и дошел до крымского правительства. После этого дедушку с семьей забрали в Симферополь, он стал работать в аптекоуправлении...»

Начало конца

Но существование нескольких процветающих районов компактного проживания евреев уже не особенно приветствовалось центральными властями. С середины 30-х еврейские колхозы стали присылать множество людей других национальностей, дабы разбавить «нежелательный» контингент. С 1935 года Фрайдорфский еврейский национальный район в крымской печати стали называть «многонациональным». НКВД стал преследовать сотрудников «Агро-Джойнта», обвиняя их, конечно же, в шпионаже в пользу Америки. Затем наступила очередь и рядовых колхозников.

Страшная судьба постигла отца Моше Борковского, который вместе с семьей и другими евреями-коммунистами нелегально выехал в 1930 г. из Антверпена в товарных вагонах, чтобы строить в СССР Еврейскую Автономную область в Хабаровском крае. После трех лет, проведенных на нищенском Дальнем Востоке, не дожидаясь, пока у детей выпадут последние зубы, семья Борковских переехала во Фрайдорфский район Крымской АССР. Чтобы вырастить в колхозе виноград, отец Борковского выписал из Польши справочник о виноградарстве на немецком языке. В 1938 г. его арестовали как польского шпиона и приговорили к пяти годам лагерей в Архангельской области. Когда немцы подходили к Мурманску, всех заключенных, находившихся в лагере, в одну ночь расстреляли из пулеметов...

В 1939 г. погибли и сто евреев-земледельцев из «Войо-Новы»...

Но, несмотря на репрессии и ужесточение экономических требований (минимум — 200 трудодней, за меньшее количество исключали из колхоза), еврейские хозяйства продолжали развиваться и приносить прибыль. К началу 40-х годов несколько колхозов стали миллионерами, из 296 крымских колхозников, занесенных в Почетную книгу ВДНХ, 64 были евреи.

Последняя жатва

ИзменитьУбрать
Первый урожай после Победы,
бригадир Ича Рабинович и
Малка Певцова
(0)

К началу войны в еврейских колхозах жили около 17 тысяч человек. Прекрасно зная об «особом» отношении немецких захватчиков к евреям на оккупированных территориях, советское правительство ничего не сделало для целенаправленной эвакуации колхозников из еврейских хозяйств. Поэтому эвакуировалась лишь часть — только те, кто сопровождал в тыл «народное добро». Большинство крестьян уезжать не собирались и продолжали трудиться в хозяйствах. Колхоз-миллионер «Соцдорф» осенью 41-го выполнил два плана по сдаче хлеба, в других хозяйствах уборка хлеба шла полным ходом. В ноябре полуостров был оккупирован немцами, и, поскольку он находился в зоне военных действий, массовые убийства евреев велись ускоренными темпами.

Осенью-зимой 1941 г. были уничтожены евреи в хозяйствах Джанкойского района. 13 января 1942 г. были расстреляны 1512 евреев Майфельда и шести соседних еврейских колхозов. В марте 1942 г. были расстреляны горские евреи из колхоза им. Шаумяна. Расстреляв все еврейское население Фрайдорфского, Тельманского и Колайского районов, немцы отложили уничтожение колхозников в Лариндорфском районе до июня 1942 г., решив использовать евреев на полевых работах.

В апреле 1943 г. фашистская газета «Голос Крыма» сообщила, что Крым теперь «юденфрай» — «свободен от евреев»...

...Те, кто вернулся после победы, поселились в двадцати колхозах. Но власти побуждали евреев к переселению в Биробиджан, куда в декабре 1947 г. отбыл эшелон с 252 семьями. Еврейские колхозники из Крыма отправились в очередное изгнание...

Использованы фотографии, предоставленные благотворительным центром «Хесед Шимон».


Гость-8
10.02.2007 13:42


Действительно, у многих людей, живущих на постсоветском пространстве существует стойкое убеждение, что евреи никогда не были земледельцами. Но если полюбопытствовать и заглянуть в Тору то станет совершенно очевидным, что основным занятием евреев в библейские времена - было земледелие. Только после изгнания евреев из своей Земли, в средние века и позже, во многих странах им запрещали заниматься земледелием.
После присоединения Россией, в конце XVIII века, польских земель около миллиона евреев оказались "гражданами" России. Было решено "исправить" польских евреев и привлечь их к производительному труду - земледелию. Для этого в Новороссии были выделены казенные земли и организовывать там еврейские земледельческие колонии. Переселенцам, не имевших никакого понятия о крестьянском труде, пришлось претерпеть колоссальные трудности: голод, холод, болезни и похороны близких. По данным В.Н.Никитина в книге "Евреи земледельцы" за первые десять лет переселения умерло пять тыс. человек. О чем умолчал Солженицын. Несмотря на все трудности к концу XIX века земледельцы Херсонских и Екатеринославских колоний были уже достаточно успешными земледельцами. При Советской власти -еврейские колхозы Калининдорфского, Сталиндорфского, Новозлатопольского национальных районов были в числе передовых на Украине. Самое большое восхищение вызывают земледельцы государства Израиль, превратившие болота и пустыню в цветущий сад. Такова правда.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №19 > Еврейские парни на американских «фордзонах»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 10:05:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"