БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №19 > Блиц-опрос
В номере №19

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Блиц-опрос

«Насколько, по-вашему, экологичен иудаизм?»

«Допустимо ли, по-вашему, преобразование природы человеком?»

«Известны растения и деревья, символизирующие Эрец-Исраэль. А есть ли цветок, который, по-вашему, может служить символом еврейского народа?»

Наталья Переходник
(Рамат-Ган)

По-моему, год шмиты уже говорит о том, что иудаизм в какой-то степени экологичен. Но также человек может (опять-таки, по моему субъективному мнению, основанному на далеко не идеальных знаниях иудаизма) жить, выполняя законы иудаизма, и одновременно вести далеко не экологичный образ жизни. Так что вопрос очень спорный, однозначного ответа нет...

Насчет преобразования природы человеком — здесь происходит взаимное преобразование: человек-природа-человек, и это неизбежно в связи с постоянным продвижением и развитием человеческого интеллекта, познанием нового и, как следствие — технологий. Не думаю, что можно ответить на этот вопрос «допустимо — недопустимо», потому что мы не можем заставить человечество остановиться и не продвигаться в его открытиях, ведь столько еще всего непознанного!!!

Это как жизнь: жить или не жить — не нам решать, но нужно устанавливать законы, чтобы жить правильно. Так и отношения между человеком и природой — надо установить рамки «разрешенного» преобразования.

Здесь есть одна, но очень большая проблема — человек недальновиден, недолговечен и эгоистичен, и когда ему кажется, что очень было бы удобно, чтобы эта река текла не с севера на юг, а с юга на север, — он делает это, может, даже и обдумав все (как ему кажется) «за» и «против». Но получается, что какой-то один (по крайней мере) аспект он не принял во внимание, а уже поздно, произошли изменения, которые он даже в страшных снах не видел. И часто расхлебывать кашу приходится внукам и правнукам, даже не подозревающим, что послужило причиной этому изменению...

Думаю, что цветок должен быть очень неприхотливым, живучим и в то же время самым красивым. К сожалению, такого цветка я не знаю...

Алиса Батер
(Иерусалим)

Если воспринимать соблюдение гигиены как один из аспектов экологии, то тут мы приходим к теме Бейт Микдаша (Храма). Соблюдению чистоты и гигиены в Храме есть две основные причины. Бытовая — нельзя, чтобы в Храме было пыльно, душно. Плохое самочувствие отвлекает человека от молитвы и создает угрозы для здоровья. И духовная — если место, из которого люди обращаются к Вс-вышнему, будет пусть богатым, но грязным, молитвы не будут услышаны. Ответственными за соблюдение чистоты были, естественно, коhены. А первосвященник был, получается, чем-то вроде санинспекции!

Кроме того, в еврейской религии существует запрет на варварское и пренебрежительное отношение к продуктам питания. Например, нельзя выбросить сорванное яблоко, если оно всего лишь не понравилось. Только хозяйке во время приготовления пищи разрешено выбрасывать то, что испортилось или не получилось.

Мусор предписывалось сжигать и ни в коем случае не закапывать или сбрасывать в воду, так что, думаю, иудаизм, в отличие от многих других религий, очень экологичен.

Насчет преобразования природы ничего не могу сказать — очень уж это сложный вопрос.

Про цветок — тоже не могу ничего сказать. Не знаю таких.

Элина Френкель
(Москва)

Иудаизм, на мой взгляд, довольно экологичен, во всяком случае, как я полагаю, соблюдение заповедей не ведет к нарушению экологии, и это главное. Ведь сохранять экологию можно очень простым способом — не нарушая ее, и иудаизм этому способствует.

Допустимо, но в пределах, когда природа не преобразовывается кардинально. То есть, можно вносить только такие преобразования, которые не ведут к вымиранию того или иного вида растений, животных.

Не знаю, как насчет цветка, но оливковая ветвь, по-моему, вполне хороший символ. Символ побед в бесчисленных войнах, символ мира, вкуса и спокойствия. Ну и, конечно, всем известный символ — кактус. Это естественное растение Эрец-Исраэль, которое выживает в любых условиях.

Светлана Шлепакова
(Одесса)

Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. На мой взгляд, связь человека с окружающей средой включает в себя ведение здорового образа жизни. Мне кажется, что заповеди, соблюдение которых во многом является основным принципом иудаизма, включают в себя духовное содержание и практическое воплощение. Многие заповеди, касающиеся кашрута, практически все разделы Шульхан Арух в своем практическом воплощении реализуют именно здоровый образ жизни. С этой точки зрения, иудаизм бесспорно экологичен.

На мой взгляд, это допустимо в любом случае: человек в состоянии преобразовывать природу, и сам этот процесс не просто допустим, но и в некоторой мере необходим.

Например, папоротник — это растение, которое способно расти и выживать абсолютно в любых условиях.

Карина Зингер
(Одесса)

Экологичен, как и многие другие конфессии, в смысле обеспечения чистоты природы. Сложно дать более четкий ответ, т.к. неясно контекстное значение термина «экологичность» (чистота природы, человека, поступков, мыслей и т.д.?).

Допустимо и, более того, неизбежно. Способность к изменению заложена в основе природы человека, важно при этом пользоваться этой уникальной способностью в разумной мере.

Цветок шиповника. Имеет шипы и внешне не слишком привлекателен, что характерно для обрядовой стороны иудаизма, но становится полезным плодом.

Ева Морозовская
(Одесса)

Я не уверена, что это — корректная формулировка. Воспринимается, как вопрос о сравнительной экологичности религий вообще. Тогда встает вопрос о том, можно ли сказать, что ислам не экологичен, а христианство и иудаизм — да, причем второй более экологичен, чем первое? Я не могу уверенно измерить степень экологичности разных религий. Но по поводу иудаизма есть несколько соображений. Во-первых, никакая другая религия не регламентирует использование земли циклично, давая каждый седьмой год на отдых. Земледелие этот закон знает, а религия обращает на него внимание только иудейская. Есть еще некоторые заповеди, так или иначе благоприятствующие сохранению экологической обстановки. Например, есть такая: если ты от голода разоряешь птичье гнездо, то одно яйцо в гнезде ты обязан оставить. Чтобы хотя бы один птенец появился...

Допустимо. Это широкий вопрос, в частности, хирургические операции тоже входят в него. Есть, кстати, религиозные конфессии, запрещающие некоторые спасающие жизнь операции, например, переливание крови. Люди гибнут, добровольно предпочитая смерть. Вмешательство допустимо потому, что мир сегодня не таков, каким его сотворили. Происходит развитие (или деградация, смотря как отнестись), появляются одни возможности, исчезают другие. Нужна и селекция, и создание искусственных садов и водоемов. А как бы жил Израиль сегодня без системы капельного орошения? А ведь это — преобразование природы, то, что случилось с территорией Израиля за последние 50 лет.

В Израиле коренных называют сабрами по имени кактуса «Цабар» — его плоды снаружи очень колючие, а внутри — сладкие. Как и израильтяне. Искала похожую метафору для всего еврейского народа, но ничего удачного не подобрала. Может быть, это должен быть просто какой-то очень живучий цветок, происходящий из одной конкретной местности и сейчас широко распространенный на различных территориях, имеющий много цветных разновидностей... Из животных, например, этим условиям полностью удовлетворяет золотистый хомячок — но нельзя же провозглашать символом народа хомячка!


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №19 > Блиц-опрос
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 04:12:03
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Dr. NONA