БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №19 > Заметки дилетанта
В номере №19

Мигдаль Times №19
Заметки дилетанта
Инна Найдис

С 4 по 18 ноября в Одесском художественном музее в рамках ОФЕКа прошла выставка одесских художников-евреев XIX-XХ веков «В предощущеньи чуда», о чем писал и наш журнал, и городская пресса уделила немало внимания. Казалось бы, все хорошо — громкий резонанс, приличная пресса... Но осталось некое недоумение, в воздухе завис вопрос... Спросите своих знакомых, многие ли побывали на выставке, а если — да — понравилась? Увы...

(0)

Коллекционеры, специалисты, интеллектуалы оценили выставку по достоинству. А вот дилетанты, те немногие, что все же пришли... С картинами Л. Пастернака, Д. Фруминой, ну, наконец, «Арлекином» Л. Дульфана можно согласиться — передвижники, импрессионисты... — такое мы слыхивали... Но к чему эти сдвинутые пропорции, эта какофония цвета, некрасивые лица, где совершенные линии?

Ответ, как всегда пришел с нескольких сторон. Во-первых, сразу за этой выставкой открылась выставка работ А. Фрейдина. И для меня, по крайней мере, с Фрейдиным, все стало на место. Глядя на работы, выполненные в традиционной манере, задумываешься, ну чего же он искал, почему ушел от этого? Почему его неправильная, неайвазовская волна, занимая все пространство картины, без неба, несет больше мощи? Да потому, что именно так мы видим — этим вздыбом, крупным планом, а уж грозовое небо, брызги, чаек и т.п. дописывает наше «правильное» подсознание, которое знает, как это бывает целиком.

Понятной стала его «Девочка и птица», которая вызывала недоумение на предыдущей выставке в отрыве от контекста манеры и эстетики А. Фрейдина. Размывая и скругляя не только линии, но и формы, Фрейдин уходит от конкретики, но приобретает в изображении внутреннего естества. Особенно хорошо это прослеживается по женским портретам: сама линия и форма, избранные в зависимости от натуры, говорят больше, чем выражение глаз, мимика, поза. Ощущаешь это не разумом, а эмоциями, что, наверное, важнее. Не удержусь заметить в скобках — не по теме, — что некоторые работы удлиненностью пропорций, скругленностью линий и отрешенностью напоминают моего любимого Эль Греко, думаю, тоже не очень традиционного для своего времени.

Второй ответ на недоумение, вызванное выставкой «В предощущеньи чуда», оказался весомее. Так уж совпало, что в дни фестиваля состоялась презентация книги «Черный квадрат над Черным морем». Издание осуществлено Одесской государственной библиотекой им. М. Горького. Подзаголовок гласит: «Материалы к истории авангардного искусства Одессы. ХХ век». «Материалы» оказались впечатляющими: беспристрастная хроника, составленная сотрудником отдела искусств ОГНБ им. Горького О. Барковской по одесской периодике 1901-1941 годов, дает объемную картину культурной жизни города: выставки, концерты, гастроли...

(0)

В первую очередь, конечно же, меня заинтересовали художественные выставки. Особое достоинство «хроники» О. Барковской в том, что она подобрала не только перечень событий, но и реакцию прессы на них — как положительную, так и «ругательную». До 1909 года художественные выставки, на которых были представлены в основном работы художников традиционных направлений, не возмущали спокойствия прессы, хотя в 1903 году их было девять (!). Весенняя выставка кружка молодых художников в апреле-мае 1909 года снискала благожелательно-покровительственные отзывы. Но открывшийся в декабре того же года первый Салон Издебского взорвал художественно-информационное пространство города. Страсти разгорелись еще больше в 1911 году, во время второго Салона. Надо сказать, что устроители выставки не ограничивались только экспонированием картин — в Салоне состоялись публичные лекции и концерты, каталог сопровождался искусствоведческими статьями и эссе. Вот названия некоторых из них: «О задачах современной живописи» — В. Издебский, «О непонятной красоте» — М. Гершенфельд, «Содержание и форма» — В. Кандинский, «Гармония в живописи и в музыке» — А. Ровель.

Что же произошло? Почему в «Одесских новостях» чуть ли не ежедневно появляются разноречивые отзывы? (Кстати, среди них встретила уже придуманное мною название этой статьи — «Записки дилетанта», Л. Гроссман.) «Какая-то оргия красоты и мощи, расточительность, увлекающая — и смущающая...», «Комната ужасов! Действительно, нервным и дамам в интересном положении сюда входить очень рискованно», «Значит, есть что-то такое в этом «Салоне», что вызывает нас на жизнь и заставляет волноваться и спорить...»

А произошло, на мой взгляд, вот что — исчезла похожесть, художники перестали копировать реальность. Чем мы восхищаемся в работах старых мастеров? Тщательно выписанными кружевами, блеском жемчуга, естественностью складок материи, анатомической точностью в изображении человеческого тела, и особенно — если во всем этом еще и есть душа, настроение. C появлением фотографии мгновенная вспышка магния стала виртуозно справляться со всеми вековыми достижениями живописи.

(0)

Но разве замолчали поэты после Пушкина, писатели после Толстого? Лучшие из них создали свою формулу творчества. На сцену выходит госпожа Недоговоренность. В начале ХХ века искусство становится экзистенциальным: оно передает реальность не такой, как на фотоснимке, а так, как видит ее автор — и (если дадим себе труд задуматься) ощущаем, быть может, мы сами.

«Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь...»

Незаконченность пленительной линии или игра цветов, форм, дисгармония в музыке, наконец, диссонанс в наших душах — это ли не отзвук реальности в магии деталей? Так ли гармоничен мир, в котором мы живем, по сравнению с той гармонией, к которой стремимся? Но иногда удается ухватить кусочек мозаики, намекнуть...

«Черный квадрат над Черным морем» — это не только хроника художественных выставок первой половины века, статьи о художниках, «потрясших» одесскую общественность, это — временной срез всей культурной жизни города прошлого уже века. Это и статья А. Голубовской о модерне в одесской архитектуре, и «Юголеф» А. Яворской, и «Сценографическая мозаика» в подаче Т. Щуровой, и кинопространство Одессы с точки зрения А. Галяса, и, конечно же, история одесского андерграунда в лицах, картинах и в свидетельствах очевидцев (Е. Голубовского, Ф. Кохрихта, М. Рашковецкого и многих других, кто был сопричастен). Изобразительное искусство, театр, кино, литература — время, факты, люди.

(0)

«Черный квадрат — зародыш всех возможностей», — провозгласил когда-то Казимир Малевич.

Черный квадрат завис над Черным морем — квадрат незнания, умолчания, нежелания.

Но сборник «Черный квадрат», как зародыш, вобрал в себя прозрения, находки, достижения, — все то, что может дать импульс новой жизни в пространстве родившегося века. Если только захотим услышать этот пульс.

Источник: В статье использованы работы А. Фрейдина

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №19 > Заметки дилетанта
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-11-18 03:58:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Dr. NONA