БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №19 > ALTER ECO
В номере №19

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ALTER ECO
Болеслав Капулкин

В отличие от всех прочих систем мировоззрения (то бишь, религий) иудаизм имеет специальный праздник деревьев. Называется он Ту би-Шват, неофициальное название — Новый Год деревьев, и самый известный из его обычаев — это посадка саженцев. Поскольку приходится сей Новый год на зимний период, то и делается это в тех странах, где климат позволяет (не про Украину будь сказано). Обычай этот довольно молод, ему примерно 120 лет, и зародился он среди сионистов, прибывших в конце XIX века в безжизненную пустыню, которую когда-то называли Эрец-Исраэль. Обычай прижился, а еврейская страна с тех пор превратилась в большое зеленое пятно, выгодно отличаясь этим от соседних государств.

ИзменитьУбрать
Еврейский крестьянин.
Украина
(0)

Можете ли вы представить себе картину «Рабби Акива любуется созревающим цветком кактуса» или «Моше-рабейну прогуливается среди цветущих оливковых деревьев»? Честно говоря, с трудом, мы ведь не какая-нибудь модная восточная философия. И тем не менее...

В весенний месяц нисан, выходя в поле или в сад и любуясь цветением, еврей произносит такое благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка Вселенной, создавший совершенный мир и красивые деревья, чтобы радовать ими человека!»

На первый взгляд, это выглядит достаточно странно, особенно на фоне талмудического трактата «Пиркей авот», где сказано: «Если путник идет по дороге, повторяя слова Торы, и отвлекается, чтобы сказать «Ах, какое прекрасное дерево!», то он подвергает свою жизнь опасности». Кошмар, да? Уже и восхититься нельзя? И зачем тогда сажать, если нельзя потом восхититься?

На самом деле все не так страшно. Обратите внимание на слова «повторяя Тору». Если вы отвлекаетесь от занятия — это плохо. Любой педагог вам это подтвердит. А от Торы — тем более. Любой раввин вам это подтвердит. Но, если вы свободны, то почему бы и нет... Вообще-то, в еврейской традиции не принято посвящать часы драгоценного времени созерцанию паутинки, но любоваться красотой вам никто не запрещает, и наоборот, даже рекомендуют. Рабби Исраэль Баал Шем-Тов, человек, очень уважаемый в еврейском мире, любил природу и искренне наслаждался ее красотой. К тому же, главное, чему учит иудаизм, — не губить эту красоту понапрасну.

ИзменитьУбрать
Ту би-Шват.
Жители Тель-Авива на посадке деревьев
(0)

Вообще, как ни странно для современного человека, идея, названная в XX веке экологической и преподносимая как результат взросления человечества и продукт напряженнейшей научной мысли, присутствует в Торе изначально.

В самом деле, смотрите: Вс-вышний, создавая первого человека — Адама, помещает его в райский сад — Ган-Эден, дабы человек обрабатывал и охранял его. От кого, спрашивается, охранял? Неужто в идеальном мире требуется охрана от диких животных или стихийных бедствий? Или вы можете себе представить ангелов, тайком перелезающих через ограду, чтобы полакомиться абрикосами, и Адама, стреляющего в них щетиной с солью?

ИзменитьУбрать
Если ты сажаешь дерево, а тебе говорят, что
пришел Машиах, то сначала посади дерево,
а потом иди встречать Машиаха.
(Талмуд)
(0)

Конечно же, нет. Охранять райский сад человек должен был от самого себя, ибо, срывая плод запрещенного дерева, человек разрушает этот мир (в Торе это проявляется в виде изгнания из Ган-Эдена). А то, что может быть разрушено, должно оберегаться. Вот вам, между прочим, и принцип охраны окружающей среды...

Однако, обратите внимание, Адам был помещен в Сад не только для того, чтобы его охранять, но и чтобы «обрабатывать». Вопрос «обработки» райского сада выходит за рамки этой статьи, но здесь интересно следующее: экологическая идея уравновешивается другой «противоположной» идеей, а не возводится в абсолют. В Талмуде рассказывается, как некий философ спросил у рабби Акивы: «Чьи дела лучше — дела Б-га (то есть, созданное природой) или дела человека?» На что рабби Акива ответил: «А что ты предпочитаешь есть на обед: испеченный хлеб или сырые зерна пшеницы?»

Таким образом, мы видим, что иудаизм придерживается, так сказать, умеренной экологической идеи: технологическая власть человека — это хорошо, но и природу при этом стоит сохранять. И в еврейском Законе содержатся не только общие благие наставления, но и вполне конкретные рекомендации.

ИзменитьУбрать
(0)

Началось все, как обычно, на горе Синай... «И сказал Г-сподь Моше на горе Синай: «Говори сынам Израиля и скажи им: когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу Г-спода. Шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезай виноградник свой, и собирай плоды ее (земли); а в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Г-споду: поля своего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве, не снимай; год покоя будет для земли» (Ваикра, 25:1-5).

Если вы непривычны к высокому библейскому «штилю», то послушайте, что говорит о седьмом годе Талмуд: «Поле земледельца в этот год — ничейное, деревья его сада — ничейные, заборы сняты, плоды с его полей на его глазах едят чужие люди... Он же смотрит на все это и радуется. Он рад, что поведением своим свидетельствует: у мира есть один-единственный хозяин — Г-сподь, да будет благословенно имя Его».

ИзменитьУбрать
(0)

Заповедь седьмого (шмита) и пятидесятого (йовель) годов действует только на территории Эрец-Исраэль, но, к сожалению, во времена Первого Храма еврейские земледельцы не соблюдали эту заповедь. Всего за время существования Храма не было соблюдено 62 года Шмита и 8 годов йовель. И как результат — разрушение Первого Храма и уход большей части населения в Вавилон, в плен. Длился этот перерыв 70 лет, то есть ровно столько, сколько евреи «задолжали» земле и Вс-вышнему.

Это, между прочим, очень интересная закономерность — стоило евреям покинуть Эрец-Исраэль, как ее обработка прекращалась. Современная наука пытается объяснить это тем, что, дескать, в Стране Израиля было распространено террасное земледелие, а оно требует больших усилий, и новые поселенцы на это вроде бы были неспособны. Но зато они были способны опустошить землю, что категорически запрещено еврейским Законом.

«Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти (фруктовых) деревьев... потому что от них ты ешь, и их не срубай...» (Дварим, 20:19).

ИзменитьУбрать
Земля была безвидна и пустынна.
А потом пришли евреи...
(0)

Но что там осада города, если даже такая мелочь, как выливание грязной воды, обсуждается мудрецами. Они сходятся в том, что летом нельзя выливать помои на улицу, а зимой, когда грязь быстро смывается дождями, — можно. Если выплеснувший помои нанес ущерб чужому хозяйству или общественному достоянию, нарушитель должен заплатить штраф. Талмуд запрещает загрязнять землю отходами производства. Нельзя, например, вымачивать лен вблизи садов и огородов, чтобы плоды не впитали ядовитые вещества. Увы, большинство бизнесменов Талмуд не читают...

Особый закон запрещал устраивать огороды в пределах Иерусалима. Это объяснялось тем, что на огороды выносят дурно пахнущие удобрения. Раши добавляет, что сорняки, которые выпалывают и выбрасывают за пределы сада, портят вид города.

ИзменитьУбрать
Вот они - евреи с лопатами
(0)

Кстати, о городах... По поводу устройства городов у мудрецов можно найти следующие указания: туалет должен быть на определенном расстоянии от колодца, чтобы подземные воды не загрязнялись нечистотами; мастерская по обработке кожи не должна располагаться внутри городской черты (обработка кожи — очень важный и нужный процесс, но запахи при этом стоят — будь здоров); владелец сада или поля не имеет права выстроить на этом месте мастерскую. Вообще, еврейский Закон предписывает закрыть любое предприятие, если оно мешает окружающим: шумит, дымит, издает неприятные запахи...

Еврейский же Закон запрещает загрязнять общественный источник, например, мыть в нем ноги. Мудрецы предостерегали, что нельзя пить из открытого сосуда, — может быть, из него пила змея, и вода стала ядовита. Отсюда выводится требование закрывать колодцы крышкой. Человек, больной экземой, не может купаться в реке или другом водоеме вместе со здоровыми людьми.

Галаха запрещает не только вредить природе, но и просто портить вещи. Сказано, что человек, который рвет одежду, бьет посуду, ломает мебель — все равно, свою или чужую, — уподобляется идолопоклоннику. Нельзя бросать на землю хлеб и вообще «играть» с едой — это значит пренебрегать Дарами Вс-вышнего, которые Он дал нам в пищу. Хлеб следует отдать бедным, употребить на корм скоту, но не выбрасывать. Если хлеб лежит на земле, следует его поднять. Запрещено без необходимости убивать животных или ранить их. (Надо заметить, что евреи никогда не занимались охотой.) Тора позволяет употреблять животных в пищу, но не мучить их. Поэтому правила шхиты (кошерного убоя домашнего скота и птицы) предписывают убивать животное только одним способом: когда мгновенно перерезается горло. Кровь перестает поступать в мозг, и животное умирает мгновенно, не испытывая страданий.

ИзменитьУбрать
(0)

Разумеется, все это только часть установлений Галахи, регулирующих отношения человека с окружающей средой. Но соблюдай мы даже эту малую часть законов, насколько чище — во всех отношениях — был бы мир! Нелишне также напомнить, что все мудрые законы евреи исполняли еще тогда, когда европейские города утопали в грязи и страшные эпидемии свирепствовали в «просвещенных» христианских странах.

Между прочим, по поводу вышеприведенных законов: слово «исполняли» следует понимать буквально. Все эти законы не были только книжной премудростью, а руководством к действию. Будучи изгнанными с родной земли, евреи не прекратили заниматься сельским хозяйством. Да, как бы это дико ни звучало в ваших глазах (или ушах), но занимались... Великие мудрецы Раши и его внук рабейну Там зарабатывали себе на жизнь виноделием. Раши так просто был известен как «винодел из Труа». А чего, спрашивается, еще можно ожидать от человека, живущего в провинции Шампань? В Италии же евреи занимались не виноградарством, а шелководством, фактически монополизировав эту отрасль. Множество еврейских земледельцев было в Испании, хотя — чем это все закончилось, мы с вами знаем....

Но c XV века евреи под давлением обстоятельств начинают потихоньку становиться городскими жителями. В городах было спокойнее, да и разрешенные евреям профессии были в основном городскими...

В следующий раз вернуть евреев на землю попытались в XIX веке, в Восточной Европе. В рамках кампании по заселению южноукраинских степей в 1807 году были основаны 38 еврейских земледельческих поселений в Херсонской и Екатеринославской губерниях, причем некоторые из них получили названия на иврите, как то: Наhар-Тов (Нагартов) и Сде-Менуха (Сейдеменуха). А к концу XIX века царское правительство основало ряд поселений в Бессарабии, Польше и Литве, Западной Белоруссии, Галиции и Буковине.

Занимались земледелием и евреи США. Дольше всех продержались евреи местечка Вудбайн (штат Нью-Джерси), а еще в 60-е гг. XX века вокруг города Лейквуд имелись поселения бывших фермеров. Начиная с 1884 года, занялись сельским хозяйством и евреи Канады. Спустя 40 лет евреи провинции Саскачеван производили столько хлеба, что вполне могли прокормить всю Канаду. А еврейские крестьяне Украины и Аргентины вообще достойны отдельных рассказов, и вы их найдете на страницах этого номера.

Увы, все попытки посадить евреев «на землю», на чужую землю, окончились безрезультатно. Существовавшие в Советском Союзе еврейские колхозы в большинстве своем были уничтожены, а послевоенные попытки возродить еврейское крестьянство в Галиции потерпели неудачу. В результате Израиль остался единственной страной, где евреи по-настоящему занимаются сельским хозяйством, преобразовывают и охраняют природу.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №19 > ALTER ECO
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:12:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еврейский педсовет