УИЛЬЯМ БЕРНБАХ:
«Ничто так не ускорит провал некачественного продукта, как крупная рекламная кампания»
Новая волна в рекламе 60-х гг. прошлого века принесла новые имена. Ее олицетворением был Уильям
Бернбах – человек, чьи работы позднее стали источником вдохновения для целых поколений рекламистов.
Бернбах родился в Нью-Йорке, в семье евреев-эмигрантов, с отличием закончил факультет английской литературы Нью-Йоркского университета, писал эссе в популярную газету и работал копирайтером.
Началом его стремительного взлета было сотрудничество с американским дизайнером Полом Рэндом. Разрабатывая рекламную кампанию для сети универмагов Ohrbach`s, они не использовали расхожие штампы. Рэнд рисовал или коллажировал смешные плакаты, а Бернбах придумывал короткие и емкие, немного абсурдные тексты.
Сотрудничество настолько понравилось Бернбаху, что он впоследствии организовывал работу в собственном агентстве по принципу «творческой команды», куда входили автор текстов и художник, которые от начала до конца работали над проектом и корректировали друг друга по ходу работы. «Это два человека, которые уважают друг друга, занимают один кабинет и много времени проводят вместе…»
Рекламное агентство Doyle Dane Bernbach было создано в 1949 г. Говорят, что порядок фамилий в названии фирмы был разыгран с помощью монетки, и совладельцам пришлось назначить Бернбаха президентом, в виде компенсации за последнее место. В новой компании Дойл отвечал за работу с клиентами, Дейн занимался административной частью, а Бернбах заведовал творчеством.
Первым их клиентом стала та же сеть магазинов Ohrbach`s, торговавшая в розницу дешевой одеждой. Надо было переломить предубеждение потребителя к заведомо дешевым продуктам.
Бернбах прославился, рекламируя именно массовые товары – от шляпок до автомобилей – шутя и каламбуря. «Либеральная торговля: возьмите жену и всего несколько долларов... и вы получите новую женщину», – гласил один из плакатов. На другом постере ехидная кошачья дамочка заявляла, что «она наконец узнала правду о Джоан». Небольшой текст под рисунком пояснял, что Джоан так хорошо выглядит потому, что покупает недорогую и модную одежду в магазинах Ohrbach`s.
Но все это были лишь талантливые «пробы пера» перед рекламной кампанией «всех времен и народов».
Компания Volkswagen заказала DDB рекламу для продвижения своего бренда на территории США. В результате была проведена кампания «Think Small», которая изменила облик современной рекламы. В то время Штаты переживали увлечение огромными «кадиллаками», и «фольксваген-жук» выглядел наэтом фоне по меньшей мере забавно. Но Бернбах совершил практически невозможное – он «подсадил» Америку на Volkswagen.
DDB преподнес американцам все недостатки «жука» как его несомненные и «хорошо продуманные» достоинства. Из дешевой малолитражки Бернбах сделал высококлассный европейский продукт, недорогой и демократичный. Самый известный плакат этой кампании: маленький автомобиль на пустом белом поле и внизу надпись «Think small» («Думай о малом»).
В статье под ним в шуточном стиле превозносились достоинства машины по «$1,02 за фунт веса». На каламбурах, шутках и атмосфере «дружеского прикола» была построена вообще вся, довольно агрессивная, рекламная кампания. «Жук» настигал американцев везде, где бы они ни находились. На плакате громадное яйцо и Volkswagen изображены рядом, надпись «Некоторые формы трудно сделать совершеннее: спросите любую курицу – для яйца просто не придумать более функциональной формы. Думается, что это верно и для Volkswagen. Не думайте, что мы не пытались (по правде говоря, мы перебрали для него почти 3000 вариантов)». Еще один образец: на плакате вместо автомобиля нарисован луноход, слоган гласил: «Он уродлив, но вас туда доставит».
Образцы рекламы, созданные Бернбахом для Volkswagen, были гениальны в своей простоте, четкой коммерческой подоплеке, способности привлечь внимание, убедить и заставить думать. Уже через месяц после начала кампании продажи возросли, а через пару лет «жук» стал культовой машиной поколения 60-х.
Следующим крупным клиентом стала фирма Avis, которая занималась прокатом автомобилей, но в то время проигрывала фирме Hertz.
В процессе подготовки кампании сотрудники агентства три месяца тщательно изучали бизнес Avis. Они должны были найти ответ на вопрос, который и задавали сотрудникам Avis: «Почему человек арендует машину в вашей компании?»
Бернбах предложил настолько экстравагантную идею для рекламы, что засомневались не только заказчики, но и сотрудники DDB. Исследования показали, что у рекламы нет ни малейшего шанса, но Бернбах отстоял свою идею, и летом 1962 г. появилось легендарное объявление: «Avis – №2 в аренде автомобилей. Так почему же идут к нам?» Дальнейший текст объяснял, почему: «Мы работаем усердней... Мы просто не можем позволить себе грязные пепельницы. Или полупустые бензобаки. Или изношенные дворники. Или немытые машины...»
Слоган «We try harder» («Мы стараемся больше других») вошел в историю рекламы как самый «долгоиграющий» – Avis использует его и по сей день.
Рыночная доля компании Avis за два года выросла на 28%. Проигравший конкурент не сдался. Через несколько лет появилось объявление: «У Hertz есть конкурент, который говорит, что он лишь №2. С этим трудно спорить...»
Бернбах успел поработать практически со всеми мало-мальски известными компаниями. Уже к 1965 г. общая выручка DDB составила $174 млн. При этом он всегда уходил из офиса ровно в 17.00, никогда не брал работу на дом и считал, что в святой субботний день работать не только грешно, но и вредно. Тем не менее, даже сейчас, через 50 лет, часто сталкиваешься с откровенной калькой рекламных кампаний Бернбаха, а это уже что-то да значит («Top-manager»).
МИЛТОН ГЛЕЙЗЕР:
«Искусство – это работа»
Милтон Глейзер – знаменитый и титулованный дизайнер не только в Америке, но и в мире. Его студия работает более 30 лет, и за это время они успели позаниматься всем, от логотипов до интерьеров.
Милтон родился в 1929 г. в Нью-Йорке, учился в трех школах искусств, в том числе в Академии высокого искусства в Болонье. В 1954 г. Глейзер и трое его коллег открыли студию Push Pin, просуществовавшую до 1974 г. Их журнал «Push Pin Graphic Magazine» описывал особенности дизайна студии и ее философию.
Стиль студии, склонный к эксцентричному эклектизму, отличался использованием броских изобразительных средств и необычайно ярких цветов.
Милтон Глейзер создал множество плакатов, в том числе знаменитый плакат Боба Дилана для компании CBS Records (1966), плакат компании Olivetti для рекламы новой печатной машинки «Valentine» (1970). С 1968 г. Милтон Глейзер совместно с Клэем Фелкером издавал журнал «New York Magazine».
После участия в проектах студии Push Pin Глейзер открыл свою собственную студию в Манхэттене – Milton Glaser, Inc.
После того как Глейзер разработал новый дизайн для французского журнала «Paris Match», многие издания со всего мира обратились к нему – «The Village Voice», «Le Jardin des Modes», «L’Express» и «Esquire». Он работал над плакатом для зимней олимпиады в Сараево, разработал дизайн ресторана «Windows on the World» на 107 этаже Центра международной торговли.
В 1983 г. Глейзер основал компанию WBMG, которая специализировалась на разработке дизайна журналов и газет и работала с такими изданиями как «La Vanguardia» в Барселоне, «L’Expresso» в Риме, «The Washington Post» в Вашингтоне, «Money» и «Business Tokyo». Кроме того, Глейзер вел занятия по дизайну в школе изобразительных искусств в Нью-Йорке.
Одно из самых известных его творений – незамысловатое, на первый взгляд, признание в любви к одному из самых «шумных, некомфортных и человечных городов планеты» – Нью-Йорку.
Глейзер разработал этот знак в 1977 г. по заказу властей штата Нью-Йорк – для программы привлечения туристов. Предполагалось, что кампания поживет 2-3 месяца и тихо завершится. Однако она оказалась на редкость успешной и проработала несколько десятилетий, породив многочисленные подражания.
После 11 сентября 2001 г., когда не только граждане Нью-Йорка, но и приезжие надевали белые футболки с этой эмблемой в знак сопереживания трагедии, Глейзер сделал еще одно лого: «Я люблю Нью-Йорк больше, чем всегда.»
Работы Глейзера выставляются в различных музеях мира. Дизайн Милтона Глейзера сыграл ведущую роль в формировании поп-культуры. Любопытно, что за все время своего творческого пути Глейзер никогда не прикасался к компьютеру.
РОБЕРТ ГРИНБЕРГ:
«Я всегда видел и понимал вещи немного по-другому»
Основатель крупнейшего в США интерактивного рекламного агентства R/GA с детства плохо считал. «Я не мог складывать числа, и мне постоянно ставили двойки», – вспоминает он. Когда Гринбергу исполнилось 35 лет, выяснилось, что он страдает тяжелой формой дислексии. Ему, как и другим дислектикам, трудно переводить информацию из письменной речи в устную и наоборот.
Гринберг уверен, что дар угадывать закономерности и создавать образы – это компенсация за неспособность правильно читать и считать. Компания R/GA превратила рекламу из рассчитанного и однонаправленного «промывания мозгов» в своеобразное концептуальное искусство, а потребителя – в соавтора сюрреалистических интерактивных произведений.
В фильме Вуди Аллена «Зелиг» «играют» не только живые актеры, но и давно умершие исторические персонажи, например, Адольф Гитлер или Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Перемешать в фильме живых и мертвых режиссер Вуди Аллен вряд ли сумел бы, не будь к его услугам R/GA Роберта Гринберга. Компания, основанная Робертом вместе с братом Ричардом в 1977 г., начиналась не как рекламное агентство, а как студия спецэффектов. Гринберг раньше других осознал возможности компьютеров. Премия Американской киноакадемии стала официальным признанием его в качестве короля спецэффектов.
Еще в 1980-е годы Гринберг решил, что спецэффекты можно использовать не только для фильмов, но и для рекламных роликов. Так началось превращение студии R/GA в рекламное агентство. Компания сделала несколько культовых роликов. В одном из них – для Coca-Cola – звезда 1980-х Пола Абдул танцевала со звездой 1940–1950-х годов Джин Келли. Постепенно спецэффекты отошли на второй план. Коньком R/GA стала интерактивная реклама, в которой пользователи превратились в соавторов рекламного продукта.
На Таймс-сквер в Нью-Йорке можно придумать собственную версию кроссовок Nike. Благодаря программному обеспечению, придуманному R/GA, потребители прямо на площади изменяют дизайн кроссовок и проецируют результаты на огромный экран.
Дальше – больше: для компании Verizon R/GA создала интерактивный фильм Action Hero. Его соавторы превращают собственные фотографии в оцифрованных героев, а затем выбирают для них приключения из сотен сюжетов и загружают полученные фильмы на веб-сайт. «Роберт превратил довольно скучную вещь – электронную коммерцию – в одно из самых увлекательных путешествий, которые когда-либо доводилось проходить потребителю», – считает К. Свейнпоэл, президент рекламной ассоциации The One Club.
Роберт Гринберг часто делает странные вещи. Так, он давно собирает произведения искусства, созданные пациентами клиник для душевнобольных. В свое время многие экспонаты коллекции доставлялись буквально с помойки, а сегодня эта подборка «грубого искусства» – art brut – стоит миллионы долларов («Секрет фирмы», 2007 г.).
ИГОРЬ МАНН:
«Если ты чему-то даешь свою фамилию, ты просто не сможешь работать плохо»
Игорь Манн стал гуру российского маркетинга неожиданно для самого себя. Он просто сдал свою книгу «Маркетинг на 100%» в издательство «Питер». В аннотации издатель написал, что автор – гуру российского маркетинга.
Некоторое время спустя в одной из деловых газет Украины Игорь прочитал статью, где говорилось, что «есть только один гуру маркетинга – Филипп Котлер, родители которого, как известно, были одесситами. И если бы не одесское прошлое родителей, то неизвестно еще, получился бы вообще Филипп Котлер или нет». (На этот раз творцы одесского мифа ошибаются: родители Филиппа Котлера – не одесситы… но действительно жили в Украине, то ли в Бердичеве, то ли поблизости от него, а после революции эмигрировали, о чем Ф. Котлер честно сообщает в интервью. – В. И.)
Тогда Игорь Манн, уже почти вжившийся в образ «гуру российского маркетинга», взял свое свидетельство о рождении, где было написано, что он родился в Одессе, снял копию и отправил в это издание. Две недели было тихо. А через две недели снова вышел номер газеты с сенсационной новостью: «Украина подарила миру двух гуру маркетинга!»
То, что Игорь советует, вроде бы напрашивается само собой: пополняйте свои знания, используйте любую свободную минуту, ищите свежие идеи, не забывайте обращаться к консультантам, прислушивайтесь к клиентам, в том числе к жалобам, присматривайтесь к конкурентам, не стесняйтесь опрашивать опытных сотрудников и даже тех, кого увольняете – они готовы сказать гораздо больше…
Игорь работает директором и советником по маркетингу в нескольких компаниях и возглавляет несколько собственных бизнесов.
Один из бизнесов Игоря – издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер». Дело было рискованное: как известно, люди с каждым годом читают все меньше. Но Издательство стало одним из крупнейших на рынке деловой литературы. Кстати, у «Манн, Иванов и Фербер» нет, и никогда не было своего офиса.
«Что касается рекламы, то ее эффективность измерить сложно, – говорит Игорь. – Один единственный научно-доказанный факт, когда реклама сработала, это когда одна компания в Англии дала объявление “Ищем ночного сторожа”. В эту же ночь их ограбили. Это не анекдот, это факт».
Правила, которых стоит придерживаться в рекламных объявлениях, по его словам, очень просты: 1. Делать заголовок. 2. Ставить заголовок в кавычки: количество читателей в этом случае возрастает на 25% (интересно, почему?). 3. Не ставить точку в конце заголовка. Если после заголовка стоит точка, люди дальше не читают.
Игорь – сторонник коммуникационной модели AIDA, самой старой и известной. «Никто к вам не придет, если вы напишете: “У нас есть большие оранжевые апельсины!” Но если вы напишете: “У нас есть большие оранжевые апельсины! Звоните… Приезжайте… Посмотрите на нашем сайте… Купите…” – позвонят, зайдут, посмотрят на сайте и купят...»
МИХАИЛ ДЫМШИЦ:
«Нестандартная реклама – отъем денег»
Говорят, большинство журналистов приходит в профессию вовсе не с факультета журналистики. Возможно, это касается и рекламистов.
Михаил Дымшиц окончил Первый московский медицинский институт по специальности «психиатрия». Попутно интересовался популярным нейролингвистическим программированием, получил «мастера». В 90-х даже поработал младшим научным сотрудником Института наркологии. И каким-то чудом (а скорее, вполне естественным путем) оказался в маркетинге …
В 1992-1994 гг. Дымшиц уже работал менеджером по маркетингу компании «Росно». Затем – в РА «Партнер» (APR Group) и фонде «Общественное мнение». Был директором отдела исследований и стратегического планирования Media Arts FCB, консультантом группы «МОСТ» по политической социологии и маркетингу.
В 2001 г. М. Дымшиц с М. Рюминым основали агентство «Дымшиц и партнеры».
Ныне Михаил Дымшиц – ведущий российский эксперт в области брендмейкинга, с многолетним практическим опытом и уникальными технологиями оценки, построения и продвижения брендов: Johnson&Johnson, BMS/UPSA (Упсарин, Фервекс, Эффералган), Лучшая вода (бренд «Святой источник»), Baiersdorf («Нивея»), BP (машинное масло), BeeLine, Citroen, Калина (крем «Черный жемчуг»), ТОРН («Кедровый бальзам», QuatroDent, Aquarelle).
Дымшиц – блестящая иллюстрация популярной, но трудно выполнимой идеи о том, что человек может успевать все. Он успевает сочинять спецкурсы и преподавать в Высшей школе экономики, в Институтах повышения квалификации, в Лондонской школе PR, писать статьи (более 60 публикаций – по медицинской, возрастной, социальной психологии, медиаисследованиям и медиапланированию).
Дымшиц – автор нашумевшей книги с эпатажным заголовком «Манипулирование покупателем» и еще одной работы: «Потребительская лояльность: механизмы повторной покупки». Он ведет семинары, выступает на конференциях, читает 20 книг в месяц и не забывает свой сайт www.dnp.ru. Он известен нестандартностью суждений о путях развития российских марок и оценками работы маркетологов и бренд-менеджеров.
«Мы думаем, что имеем дело с одними и теми же людьми. А это – от замера к замеру – совершенно разные люди.
…Все упирается в слово “мотивация”, которым и объясняют то, что понять невозможно. И что же это такое, откуда оно возникает и как на нее влиять – на самом деле не знает никто.
Любой рекламный материал требует творчества. По результатам исследований я не могу сказать, как продукт нужно рекламировать. Для этого нужны творческие люди. Да, я негативно отношусь к прыжкам и ужимкам, популярным сейчас на телеэкране. Более того, наше исследование 200 рекламных роликов показывает: более 70% рекламы негативно воспринимается зрителями. И это лидирующие в прокате ролики, на их трансляцию потрачены миллионы долларов».
«Вклад рекламной коммуникации в объем продаж составляет не более 15%. А все остальное – дистрибуция и качество товара…»
«Производители мечтают о покупателе, который будет часами искать в магазинах свой любимый бренд, постоянно рассказывать о нем друзьям и знакомым, с удовольствием смотреть рекламу и опять всем рассказывать, как замечательно его любимый бренд рекламируется. Но покупатель не таков: он переключает телевизор или радиоприемник, переворачивает страницу; покупатель не успевает, не хочет и часто не может понять, что в рекламе говорится и показывается; он покупает только то, что есть в ближайшем к нему магазине».
Добавим от себя: хороший рекламист должен уметь «раскрутить» сам себя. У Дымшица этого умения – предостаточно! (www.sostav.ru)
Райзингер оформил логотип и систему брендов для справочника компаний и организаций «Кто есть кто в Израиле», в том числе для «Эль-Аль», министерства туризма, национального театра «Габима», Tel Aviv Stock Exchange, Bat Sheva Dance Company и др.
Быть может, самые замечательные его работы – это дизайн целой серии необычных календарей, которые ему заказал израильский промышленник С. Вертхеймер. Это привело Райзингера к разработке «вечного календаря» для Музея современного искусства в Нью-Йорке. В Тель-Авиве находится серия его картин «Языки пламени» – композиция, созданная для Музея диаспоры. В Яд-Вашем можно увидеть оформленный им фриз.
В перспективе – выставки его постеров (более 300) и «личных» работ – живописных произведений. Те, кому известны работы Райзингера, говорят, что они «исполнены цвета».
Одна из интереснейших его работ – выполненный для Института Вейцмана своеобразный парк скульптур. Он состоит из 26 «кубов», занимает 5000 квадратных метров и выглядит очень современно. Одни вообще не увидят в этом скульптуры, другие увидят своего рода сад, а третьи – элементы лабиринта. Небольшие кубики могут служить креслами и скамейками – замечательное место для созерцания. Композиция создана из пористого бетона и покрыта слоем крупнозернистого песка. Райзингер говорит: «Идея выкристаллизовалась в то, что все это в целом должно напоминать археологические раскопки, так как древность не претендует на то, чтобы вписаться в будущее».
Дан родился в 1934 г. в сербском городе Канижа, в 1949-м эмигрировал в Израиль. В 1950 г. он стал самым юным студентом Академии «Бецалель». По окончании, в 1954 г., Дан был принят в Военно-воздушные силы Израиля, где работал художественным редактором и оформлял книги и публикации. В 1957-66 гг. учился и работал в Европе. В Брюсселе получил свой первый приз за дизайн павильона науки на Expo’58. Там же прошла его первая выставка. Затем переехал в Лондон, где совершенствовал навыки трехмерного дизайна в Центральной школе искусств. В 1966 г. вернулся в Израиль.
«Главные черты творчества израильского дизайнера Дана Райзингера – колоссальная энергия, неистощимая изобретательность, внутренняя свобода и чистая радость жизни. В его дизайнерском творчестве сходятся крайности интеллектуального и эмоционального, предметного и беспредметного, декоративного и функционального, личного и социального, вечного и сиюминутного. Его имя увековечено в Зале славы “Великие мастера ХХ века”…» (из аннотации к книге М. Аникста и С. Серова, вышедшей в России в 2008 г.).
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.