Впечатление, создаваемое городом, настолько обычное, насколько всеобъемлющее: это страстный и искренний город. Чтобы любить Тель-Авив, надо любить города вообще, как это делал Джордж Конрад.
После получения свободы, предоставленной большим городом, он говорил: «Люди приезжают сюда не ради прошлого, а ради будущего, не ради искусства, а увидеть и прочувствовать все грани жизни, сконцентрированные здесь». Конечно, это в большей степени выражение пожеланий, чем описание реального состояния дел. Но города могут быть оценены по тем усилиям, которые они прикладывают для реализации таких пожеланий. Люди приходят в Тель-Авив не ради прошлого, а ради настоящего.
Очарование Тель-Авива не сразу очевидно. Туристы, как правило, посещают Музей Диаспоры в университетском городке в Рамат-Авиве, на севере города, и «туристский» старый город Яффо на юге. Они проезжают сквозь Тель-Авив. Это не лучший вариант, Тель-Авив требует, чтобы его исследовали пешком, что может быть легко сделано.
Израильтяне, живущие где-то в другом месте, возможно, даже в Иерусалиме, посещают Тель-Авив только в случае необходимости, например, посещения официальных инстанций или покупки, и, как и туристы, стремятся быстро покинуть город. А тель-авивцы? Многие из них недовольны транспортными проблемами, экологическими и архитектурными пороками, но если хорошо подумать, то окажется, что они просто используют город, как дом или часть домашней обстановки.
В этом факте, я думаю, лежит часть секрета. Надо признать, что это искусство — использовать в полной мере свой родной город.
ТАХАНА МЕРКАЗИТ
Многие годы образом, воплощавшим в себе худшее в Тель-Авиве, была автобусная станция на юге города, которая недавно была замещена новым многофункциональным центром. Для меня это было место, которое представляло — и сейчас представляет — богатейшее разнообразие впечатлений, которые город обрушивает на чувства. Грязное, шумное и многолюдное, с массой нищих, черных торговцев и фанатичных пропагандистов всех мыслимых политических и религиозных взглядов и увлечений, с магазинами, выплескивающими оглушительную восточную музыку, легальными и нелегальными «бизнесами», лотками с напитками и газетными киосками, где ортодоксальные туристы приятно шокированы, увидев в продаже порнографию, — оно стало также пристанищем для пьющих компаний: необычное зрелище для трезвого Тель-Авива.
Это место отбытий и прибытий, город в городе, спрут, который простирает свои щупальца, чтобы посылать автобусы по всем направлениям, место, совмещающее элементы Яффо и Тель-Авива, «самый полный срез израильского общества».
Это был остров в центре Тель-Авива и в то же время мост, связь со всей страной. Жители Иерусалима видят район станции «как лучший аргумент считать Израиль страной третьего мира». Тель-авивцы, — говорят жители города Камня, — продолжают получать удовольствие в этом месте. Может, это и так, но они, в свою очередь, удивлены, что станция в Иерусалиме не имеет никакого другого назначения, кроме как позволить людям входить и выходить из автобусов.
Градостроителям понадобилось почти двадцать лет, чтобы построить новый многофункциональный автовокзал, совмещенный с прибыльным торговым центром. Не получилось ли это так долго потому, что их грандиозный строительный проект был размещен точно на месте группы улиц, которые изначально были расположены в форме, сейчас с трудом узнаваемой, Меноры — семирожкового канделябра? Во всяком случае, неслабонервным следует удостовериться, что они гуляют в районе старой автобусной станции. Более чувствительным гостям следует проделать путь медленно, обязательно пешком, с севера на юг (следуя обратно пути истории города).
Если вы идете на юг от железнодорожной станции в конце улицы Арлозоров, на улицах ощущается все большее многолюдье, напряженность, устремленное движение. Для сохранения настроения вот вам сопровождающий текст из Натана Альтмана.
Чем дальше мы движемся с севера на юг, вдоль берега или по Дизенгоф или Бен-Иеhуда, тем явственнее слышен голос улиц двадцатых и тридцатых: Тель-Авив должен расти, он не может иначе, и его строителей невозможно остановить. Это дух Тель-Авива. Город иммигрантов постоянно нуждается в притоке новой крови. Пока они — вновь прибывшие, они готовы к тяжелому труду, они хотят встать на ноги, «подняться наверх», они амбициозны, они жмут на педали. Мы проследили, как маленькое предместье, поселение на шестьдесят семей из Восточной Европы, стало настоящим городом; в зеленой, благоустроенной северной части города этот процесс кажется почти завершенным, но в южной части он, совершенно очевидно, еще продолжается. Мы все еще слышим голоса жителей и гостей, которые, опираясь на пример Тель-Авива, обсуждали роль и функцию городской жизни в еврейской культуре. Если голоса, которые выражают взгляды «наиболее спорного города в Палестине», могли бы снова зазвучать, мы бы лучше поняли, что говорят нам его улицы.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.