БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №26 > Осенние праздники
В номере №26

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Осенние праздники

«Вы говорите, время проходит? Время стоит — проходите вы», — сказал живший в XIX веке рабби Ицхак Бройде из Кельма (Литва). Его метафора позволяет нам представить год как анфиладу из 354 комнат, замкнутых в круг. Еврейские праздники — не память о чуде или историческом событии, не «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Еврейский праздник — это постоянно (каждый год) возникающая возможность использования духовных сил, единожды задействованных в ходе исторического процесса. Что же выставлено в зале №1 с вывеской «Йом hа-труа» («День трубления»; так обозначен этот праздник в Торе. Названия «Голова года» — Рош hа-Шана и «День Суда» — Йом hа-Дин идут от мудрецов)?

Дата, обозначенная в еврейском календаре как Рош hа-Шана, совпадает с шестым днем Творения. Вспомним вопрос знаменитейшего мудреца XIX столетия рабби Менахема-Мендела из Коцка: «Где Б-г?» Его ответ: «Б-г там, куда его впускает человек», — и дает нам понять сокровенную суть сотворения Человека как партнера Создателя. Желание Всевышнего, царившее до того безраздельно в созданном Им мире, стало «невластным» над «экстерриториальным государством», имя которому Адам (Человек). В шестой день Творения Всевышним была создана возможность, благодаря которой человек (наделенный свободой выбора, а потому могущий и отказаться!) может принять желание Всевышнего как царственное, восстановив тем самым гармонию в себе и в мире. Оптимальное время для реализации этой возможности и называет Тора Днем трубления, то есть возведения Всевышнего на престол. После самой «гражданской» из войн — внутренней войны, длившейся весь прошедший год, человек, победив собственное эго (тяжелейшего из возможных противников), признает себя подданным, а Его — Царем.

Слова «царь», «царственность», означающие в русском языке «властелин», «властность», на иврите имеют принципиально другое значение. Власть и сопряженные с ней понятия на иврите идут от корня ш-л-т: шалит — диктатор, а мелех (царь) — соединяющий, то есть малхут, царственность — это соединенность. Таким образом, воцарение — это соединение всех элементов творения в единую гармоничную целостность. Эта целостность и называется царством.

Поэтому самым тяжким из наказаний за бунт и вознесение себя в статус царя над собой является отрезанность от Творца. Беспредел, царящий сегодня в мире — лучшее свидетельство той свободы, что люди тысячелетиями использовали в направлении, противоположном желанию Создателя.

День трубления — День коронации Всевышнего в качестве Царя над свободно выбирающим человеком. Именно это имели ввиду наши мудрецы, называя этот день Днем Суда и Головой года. Ведь Суд — это награда для боровшихся за воцарение Царя и наказание для провинившихся. И этот Суд вытекает из восшествия Царя на престол, как вытекает из него принятие высочайших решений о ближайшем сроке правления. И как решения головы являются определяющими для тела, так и день года, называемый головой, — это не что иное, как день подведения итогов года прошедшего и, что не менее важно, день принятия решений, естественно, судьбоносных для года наступающего.

Резюмируем. Торжественная суровость праздника определяется двумя главнейшими тенденциями. Радость реализации высочайшей из всех данных человеку возможностей — коронации Царя (День трубления) идет рука об руку со страхом подсудимого, для которого этот день — День Суда.

На Рош hа-Шана принято желать хорошего и сладкого года. Почему год наступающий должен быть сладким, разве мало, чтобы он был просто хорошим? Дело в том, что подходящее для лечения лекарство может оказаться горьким на наш вкус, поэтому мы и просим Всевышнего дать нам самое подходящее лекарство, но так, чтобы мы ощутили его как приятное, сладкое — пряником, а не кнутом.

Так что желаю всем нам Шана това у-метука, года не только самого для нас подходящего (това), но и «сладкого» в нашем восприятии.

* * *

Для постижения сути Дня Искупления (Йом-Кипур), приходящегося на 10 тишрей, нужно помнить, что смысл и назначение Головы года в подведении итогов года прошедшего и принятии решений о годе наступающем.

Что же в этой «итогово-решающей» концепции особенного (в смысле: еврейского)? В том-то и дело, что ничего. Голова года — общечеловеческий день Суда. (Конечно, в том, как евреи отмечают этот день, есть специфически еврейские «штучки». Чего, например, стоит то, что евреи в день Суда — и весьма Страшного — устраивают праздник!)

Следующие до 10 тишрей дни, данные исключительно евреям для «подачи кассационной жалобы» и называемые днями тшувы (возвращения, ответа, раскаяния), приводят нас к Субботе суббот, самому необычному из дней еврейского года. Таким образом, День Искупления является особенным — лишь для евреев существующим — днем. День Искупления — уникальная, данная только еврейскому народу возможность разрыва причинно-следственной связи между прошлым и будущим. Именно исключительность этого дня и даваемых им возможностей диктует нам тотальную мобилизацию всех наших внутренних резервов.

Поэтому-то евреи в этот день постятся, вовсе не умерщвляя (не дай Б-г) свою плоть, а просто не желая отвлекаться от того бесконечно важного, что называется Днем Искупления.

Так что, попробуем провести Йом-Кипур по-нашему, по-еврейски, и пожелаем друг другу, чтобы окончательный приговор по вашему «делу» был благоприятным!

* * *

События мира грядущего каждый год воплощаются в нашем мире в виде праздников. Лишь поколение Моше оказалось достойным увидеть реалии будущего. В Йом-Кипур, благодаря их тшуве, они получили новые Скрижали Завета — вместо разбитых в наказание за создание ими золотого тельца. На Скрижалях были записаны основы всех заповедей Торы. В Суккот их окутали Облака Славы. Однако если в Йом-Кипур каждого судят в отдельности за его поступки, то Суккот — это праздник объединения, время сбора урожая, и когда в будущем Всевышний соберет Свой урожай, все евреи соберутся под одну огромную сукку. Сукку, огромную как Облака Славы, только теперь уже не благодаря заслугам Аhарона, а благодаря делам и исполненным заповедям всего народа Израиля. Кажется невероятным, но тогда все евреи будут любить друг друга, а народы мира — любить евреев. Это состояние называется Шалом, где каждый занимает свое место, положенное ему по справедливости, и при этом исчезает зависть, ненависть и вражда.

Наш праздник Суккот является проявлением этого процесса движения ко всеобъемлющему миру — в течение семи дней праздника в Храме приносились 70 быков в искупительную жертву за все 70 народов мира. Однако на жертвенник не поднимали по десять быков ежедневно в течение праздничной недели, а начинали с тринадцати быков в первый день и затем уменьшали по одному быку каждый день, от 13 до 7. Чтобы достичь подлинного мира, каждый должен занять подобающее ему место, и поэтому влияние и значимость окружающих нас народов должны будут сократиться, чтобы народ Израиля смог занять свое место на пьедестале почета. Это сокращение силы народов и отражается в уменьшении числа быков, приносимых в жертву в течение праздника.

Последний праздник осеннего цикла называется Шмини-Ацерет, и его название (буквально: «восьмая остановка») указывает на время его проведения — восьмой день праздника Суккот. И хотя он является прямым продолжением праздника Суккот и по названию, и по сути, тем не менее это отдельный праздник, праздник сам по себе. Состав приносимых в этот день в Храме жертв идентичен с составом жертв, приносимых в Рош hа-Шана и Йом-Кипур. Второе название — Симхат-Тора («Радость Торы») дано этому празднику в честь радости обновления и единства (за пределами Земли Израиля Симхат-Тора — отдельный праздник, отмечаемый на следующий день после Шмини-Ацерет).

В этот день завершают чтение последней главы Торы и тут же приступают к чтению первой. Свиток Торы как бы замыкается в непрерывное кольцо. Конец связывается с началом, проецируя в наше время то, что произойдет в конце дней, когда воплотится в реальность все, что было задумано Творцом в начале творения. Тогда отождествятся конечный и начальный пункты, действительность — с первоначальным замыслом, замкнув весь ход истории в один гигантский хоровод. События всех эпох станут на свои места и получат осмысление в рамках единого Б-жественного плана. Таким планом творения, неподвластным времени и пространству, является наша Тора. Поэтому в веселии праздника Симхат-Тора заложена радость осознания того, что все идет по строго намеченному плану Творца. И народ Торы с радостью принимает на себя Его план, как закон Верховного Суда, принося Всевышнему жертвы Судного дня. Этот праздник олицетворяет собой полное единство, когда Шалом праздника Суккот приходит на конечную станцию — «восьмую остановку», объединяющую строгий суд и сердечное веселье, любовь и закон — любовь к Закону Торы.

То, что происходило в поколении Моше, происходит и в наши дни, но, увы, зрение наше слишком привязано к этому миру, чтобы увидеть происходящие в праздники изменения. Счастлив выполняющий мицвот в этом мире, еще более будет он счастлив, когда поймет свое счастье в мире грядущем!..


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №26 > Осенние праздники
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 05:49:53
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"