БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №26 > На фото — еврейская Вена
В номере №26

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

На фото — еврейская Вена
Инна Найдис

12 августа совместно с Австрийским посольством центр «Мигдаль» открыл выставку фотографий Яноша Кальмара «Еврейская Вена». Выставочный зал Центра реабилитации детей-инвалидов гостеприимно распахнул свои двери для всех, желающих узнать, чем жила и живет сегодня еврейская Вена.

Казалось бы, много ли значит название? Ну, стал центр «Мигдаль» немногим более полугода назад «Международной общественной организацией еврейским общинным центром «Мигдаль». Но ведь и до этого звучного названия центр поддерживал тесные связи с еврейской общинной Балтимора, нередки были в стенах центра гости из Германии, Швейцарии, Израиля... Но вот сотрудничать с австрийцами еще не доводилось: 12 августа совместно с Австрийским посольством центр «Мигдаль» открыл выставку фотографий Яноша Кальмара «Еврейская Вена». Выставочный зал Центра реабилитации детей-инвалидов гостеприимно распахнул свои двери для всех, желающих узнать, чем жила и живет сегодня еврейская Вена.

Как и вся история скитаний нашего народа, история евреев Вены полна драматических событий. Но тем не менее: «Существует не так уж много европейских городов, чье развитие так тесно связано с евреями. Первый венский еврей, упомянутый в исторических документах (1192-95 г.), носил имя Шломо, предположительно именно он чеканил серебряные монеты, уплаченные Леопольдом V за освобождение Ричарда Львиное Сердце. Средневековое еврейское гетто находилось там же, где и по сей день располагается Йуденплац (Еврейская площадь). Одним из немногих дозволенных евреям в те времена занятий было ростовщичество. Эта деятельность не вызывала симпатии должников-христиан и вместе с религиозными предрассудками стала причиной волны насилия: в 1420-21 годах евреев обвинили в пособничестве гусситам, в результате чего практически вся еврейская община Вены была истреблена или изгнана.

Прошло не менее 150 лет прежде, чем первые еврейские семьи вновь поселились в Вене. Во время турецкой войны евреи оказались жизненно необходимы династии Габсбургов в качестве поставщиков для армии, и в 1624 году венским евреям было дозволено поселиться в районе, именуемом Нижний Верд (в те времена — за городскими стенами, а сегодня — Второй округ города). Здесь была построена большая синагога.

Однако в 1670 году антисемитские настроения достигли такого уровня, что 3000 евреев вынуждены были покинуть город. Исключение было сделано для нескольких финансистов и купцов, в частности, для персонального банкира короля Леопольда I Самуэля Оппенгеймера и его компаньона Самсона Вертгеймера, который был одной из значительнейших фигур в еврейском мире Европы.

Вердикт о Толерантности Иосифа II, изданный в 1872 году, разрешал евреям отправление религиозных обрядов, открыл доступ в учебные заведения и доступ к тем профессиям, которые ранее были для евреев запрещены. Однако по-прежнему существовали правовые ограничения на поселение евреев в Вене. Тем не менее, жизнь еврейской Вены оживилась. Появился салон «для вольных бесед» Фанни Арнштейн, который посещали весьма именитые особы. В 1824-26 годах на улице Зайтенштеттен-гассе была построена синагога по проекту Йосифа Корнхойзера. С этой синагогой связаны такие известные имена, как Рабби Исаак Ноах Маннгеймер и Соломон Зульцер — кантор и композитор.

Вплоть до 1867 года евреи Вены не имели полных гражданских прав. Привлекательность Вены как столицы Австро-Венгерской империи и экономического центра привела к быстрому росту еврейской общины. Процветающие граждане Вены из старинных еврейских родов (Вертгеймеры, Тодеско, Эпштейны, Эфрусси и др.) вошли в высшее общество, построили замечательные дворцы на Рингштрассе. Евреи оставили также заметный след в различных областях искусства и науки: такие выдающиеся фигуры, как Артур Шнитцлер, Карл Краус, Густав Малер, Макс Рейнхардт, Отто Леви, Роберт Барани, Зигмунд Фрейд...

Волна бедных «восточных евреев», хлынувшая из Галлиции и России после погромов конца века, вызвала новый прилив антисемитизма. Ответом на эту травлю была сионистская идея, развитая Теодором Герцлем. Идея создания еврейского государства была воспринята со значительным интересом евреями-эмигрантами из Восточной Европы.

В 1938 году Австрия была захвачена гитлеровской Германией. Евреи, живущие в Австрии, были лишены собственности, унижены и изгнаны из бизнеса и образования. К 1941 году около 120 000 евреев покинули страну, а остальные 65 000 стали узниками концлагерей.

К концу войны (1945г.) еврейское население Вены не превышало 1500 человек. К 2000 году еврейская община насчитывала 10000 человек и еще 5000 тех, кто не зарегистрировался в общине. Начиная с 1980-х эта маленькая, но деятельная община открыла несколько детских садов, школ и социальных структур, которые обеспечивают серьезную поддержку не только для выживания, но и для развития разнообразной культурной деятельности».

Эта длинная цитата — резюме к альбому Яноша Кальмара и Альфреда Штальцера «Еврейская Вена». Фотографии из этого альбома и легли в основу одноименной выставки.

Открывала выставку атташе по культуре Австрийского посольства в Украине госпожа Петра Гетценбругер. Госпожа Гетценбругер дала интервью для нашего журнала.

— Госпожа Гетценбругер, прежде всего, позвольте выразить Вам признательность за предоставленную Одессе возможность познакомиться с жизнью еврейской Вены. Всего лишь 24 фотографии и аннотации к ним, но они дают довольно объемное представление о том, как бился пульс еврейской жизни, начиная со средневековья, замер в годы нацизма и вновь восстановился и наполнился к нашим дням. Кто такой Янош Кальмар, и как возникла его выставка?

— Янош Кальмар создал очень много книг с фотографиями Вены, в частности, книгу о Рингштрассе, улице, которая окружает центральный район Вены. Темой еврейской Вены он занимался вместе с Альфредом Штальцером, который написал текст к книге и является пресс-аташе Еврейского музея в Вене. На самом деле, фотографий около 50-ти. Министерство иностранных дел решило сделать выставку, которую можно показать миру. Мы получили выставку в этом году, до этого ее демонстрировали в Западной Европе и Америке. Сначала выставка побывала в Словакии, потом в Западной Украине и теперь у вас. Это последняя книга, которая вышла у Яноша Кальмара. Он очень хорошо «словил» разные аспекты еврейской жизни Вены.

— В течение какого времени создавалась эта коллекция фотографий?

— Я думаю, что примерно последние десять лет, если судить по фотографиия мемориала жертвам Холокоста — он поставлен совсем недавно. Хотя, с другой стороны, у меня впечатление, что полностью выставка сформировалась за два последние десятилетия.

— Входит ли эта выставка в постоянную экспозицию Еврейского музея?

— Как постоянная экспозиция эта выставка не работает.

— На фотографиях представлены уникальные коллекции иудаики. И здесь же мы видим, что собранные предметы представляют собой не только историческую и художественную ценность, но и являются «наглядным пособием» для изучения еврейской традиции — занятия со школьниками проводятся прямо в залах музея. Существуют ли подробные каталоги, по которым можно было бы хотя бы заочно ознакомиться с этими предметами и их предназначением?

— Одна из задач Еврейского музея города Вены — это работа со школьниками Для них разработана специальная программа, подготовленные специалисты проводят занятия. Уникальные экспонаты также доступны для обозрения. Не только дети еврейской общины, но и все остальные дети знакомятся с еврейской традицией города Вены. Ознакомится с этой программой можно и на вебсайте.

— Значительную часть выставки иудаики Еврейского музея Вены составляют частные коллекции. Они находятся в постоянной экспозиции?

— Коллекция Макса Бергера, которая здесь фигурирует, завещана музею. Но и коллекция семьи Эйзенбергер также находится в постоянной экспозиции.

— Судя по фотографиям, жизнь евреев в Австрии, за исключением лет нацизма, была довольно мирной, и интеграция их в австрийское общество и культуру тоже не были редким исключением. Вероятно, благодаря этому, Вена стала тем городом, который гостеприимно распахнул ворота хлынувшей из Советского Союза еврейской эмиграции. Об этом же свидетельствует фотография многотысячного антирасистского митинга 1999 года. Является ли это только результатом деятельности еврейской общины или свидетельствует о дружелюбии австрийского народа?

— Этому предшествовала долгая совместная работа, возобновлением еврейской культуры города занимались вместе.

— Как возникла идея демонстрации выставки в Одессе?

— Мы считаем, что в Одессе довольно активная еврейская жизнь и поэтому мы обратились к центру «Мигдаль» с идеей проведения выставки.

— Видите ли Вы пути дальнейшего культурного сотрудничества с нашим центром?

— Глядя на фотографии, я вижу очень много. Вот Тимна Брауэр, которая поет, — очень известная у нас певица, научный мировой центр Зигмунда Фрейда, литераторы... Мы уже договорились с центром «Мигдаль» и работаем над приглашением одного специалиста по истории еврейской жизни Галличины на конференцию «Одесса, еврейская цивилизация», которую в ноябре проводит центр «Мигдаль».

— Насколько хорошо Вы осведомлены о еврейской жизни Одессы?

— У меня есть представление скорее о всей Украине. Об Одессе? Я знаю, что такое Молдаванка, известные фамилии. Но я хочу узнать больше.

— У нас есть пути к взаимному информационному и культурному обогащению.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №26 > На фото — еврейская Вена
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-20 03:01:38
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Jerusalem Anthologia