БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №26 > Что нового, евреи?
В номере №26

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Что нового, евреи?

Этот гид-парад посвящен евреям, изменившим мир.

ЧТО НОВОГО, ЕВРЕИ?..

Авраhам, первый еврей

Б-г явился Авраhаму и приказал: «Уйди из страны твоей, от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим...» (Берешит, 12:1-2). Тора нигде не объясняет, почему Б-г избрал для этой миссии Авраhама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был одним из считанных монотеистов того времени. Агада рассказывает, что отец Авраhама Терах содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал, а Авраhама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего идола. На вопрос рассерженного отца Авраhам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и разбил их. «Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться», — закричал отец. «Если они не могут защитить самих себя, — ответил Авраhам, — значит, мы выше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?»

Наследием Авраhама стал этический монотеизм — вера в то, что для человечества существует единый Б-г и что Его главная забота — чтобы люди вели себя нравственно.

Моше-рабейну

Моше — одна из ключевых фигур Торы. Действуя от имени Б-га, он выводит евреев из рабства, насылает на Египет десять казней, возглавляет в течение сорока лет скитающихся по пустыне евреев, приносит им закон с горы Синай и готовит их к вступлению в Кнаан. Собственно, в четырех последних книгах Торы, кроме Моше, больше ни о чем не говорится (не считая самих законов).

Моше родился в период пребывания евреев в египетском плену, в тот страшный момент, когда фараон приказал утопить всех еврейских младенцев мужского пола. Его мать Йохевед, желая сохранить сыну жизнь, пускает его в корзине по Нилу. Плач ребенка слышит дочь фараона, жалеет его и усыновляет (Шмот, 2:1-10). Конечно, будущий освободитель евреев не случайно воспитывается как египетский царевич. Если бы Моше рос в рабстве вместе со своими соплеменниками, у него никогда бы не развились гордость, мудрость и смелость, необходимые, чтобы возглавить восстание.

Тора сообщает лишь о трех событиях жизни Моше до того, как Б-г избирает его пророком. Юноша Моше возмущается, увидев, как египетский надсмотрщик бьет еврейского раба, и убивает надсмотрщика. На следующий день он хочет примирить двух дерущихся евреев, но «неправый» из них обижается и говорит: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?»

Моше тотчас понимает, что он в опасности; ведь хотя высокий статус и защищает его от наказания за убийство простого надсмотрщика, но убийство человека, исполнявшего свои обязанности перед фараоном, может быть истолковано как мятеж против царя. Действительно, фараон приказывает убить Моше, и он бежит в Мидьян. Моше явно желал тихо отсидеться, но тут же оказался втянутым в другой конфликт. Семеро дочерей мидьянского жреца Реуэля (которого называли еще и Итро) оскорблены пастухами, и Моше встал на их защиту (Шмот, 2:11-22).

Все три случая, конечно, взаимосвязаны — везде Моше обнаруживает глубокое, почти навязчивое стремление встать на сторону справедливости. Более того, он защищает не только своих. Он вмешивается и когда нееврей угнетает еврея, и когда дерутся два еврея, и когда неевреи угнетают других неевреев.

Моше женится на Ципоре, одной из дочерей мидьянского жреца, и становится пастухом стада своего тестя. Однажды, когда он со стадом удалился в пустыню, ему явился ангел Г-спода в виде горящего, но не сгорающего куста. Символика этого чуда очень показательна: в мире, где обожествлялась природа, Б-г показал, что Он сильнее ее.

Б-г приказал Моше — как тот этому не противился — отправиться в Египет и вместе со своим братом Аhароном предъявить фараону простое, но перевернувшее весь мир требование: «Отпусти народ мой». Фараон отказывает просьбе Моше, пока Б-г не насылает на Египет десять казней, и сыны Израиля не уходят оттуда.

Несколькими месяцами позже, в Синайской пустыне, Моше взбирается на гору Синай и спускается с нее со Скрижалями Завета. Однако Закон, который Моше принес евреям, намного шире Десяти заповедей со Скрижалей. Помимо многих ритуальных правил, евреям предписывается любить Б-га, равно как и трепетать пред Ним, любить ближних, как самих себя и любить чужеземцев (т.е. живущих среди них неевреев) — тоже как самих себя.

Моше произвел своим монотеизмом такое сильное впечатление, что в последующие 3000 лет евреи никогда не путали посланника с автором этого послания. В Греции герои прошлого считались отпрысками богов или детьми богинь, в Египте фараон считался божественным, но несмотря на все почитание евреями Моше — «и не было более пророка в Израиле, как Моше» (Дварим, 34:10) — ни один из еврейских мыслителей никогда не считал Моше кем-то большим, нежели человек.

Пророк-«пацифист»

Надпись на стене у здания ООН в Нью-Йорке взята из книги пророка Йешаяhу: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2:4). Эта надпись не сопровождалась ссылкой на источник (по-видимому, из опасений возбудить недовольство коммунистических — в свое время — и мусульманских членов ООН).

Древний призыв Йешаяhу к миру во всем мире основывается на его вере, что все народы в конечном счете примут монотеизм и Тору, отказавшись от многобожия и войн: «Ки ми-Цион теце Тора» — «Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Г-спода», — заявил пророк (2:3).

Йешаяhу строил большие планы не только для одного еврейского мира; он призвал евреев сыграть активную роль в мировой истории и стать «ор лагоим» («светом для народов»). Эти слова, подразумевающие миссию евреев в мире, и по сей день актуальны для всех евреев, которые верят, что их народ избран для того, чтобы сделать Б-га и Его этические ценности известными всему миру.

В 11-й главе Йешаяhу предсказывает будущий мессианский век, когда «волк будет жить [рядом] с агнцем и леопард будет лежать с козленком» (11:6).

Пророки-«социалисты»

Пророк Йешаяhу принес миру и еще одну новую для того времени концепцию — о важности того, что назвали бы сейчас «социальной справедливостью». Не то, чтобы это была совсем новая вещь: немало страниц в Торе посвящено требованиям построить общество, в котором были бы защищены малообеспеченные. Но во времена пророков сложилась ситуация, в которой богатые богатели, не обращая внимание на бедных. При этом они считали себя религиозными людьми — ну как же, они ведь приносят такие богатые жертвы!

Йешаяhу высмеивает религиозное лицемерие тех, кто пунктуально выполняет ритуалы иудаизма, но игнорирует его этику: «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Г-сподь, — пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота» (Йешаяhу, 1:11). Вместо этого лучше «перестаньте творить зло. Учитесь творить добро, требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, [верно] судите сироту; вступайтесь за вдов» (1:16-17).

Перекликается с Йешаяhу и пророк Амос, который в своей книге с осуждением говорит о богачах, тешащих себя иллюзиями, будто своими приношениями они исполняют первейшие обязанности, возложенные на них Б-гом. Амос подчеркнул, что лишь одно может умилостивить и порадовать Б-га: «Пусть правосудие хлынет, как вода, и правда, как неиссякаемый поток» (5:24).

Такие высказывания пророков привели некоторых исследователей к парадоксальному выводу: многие социальные концепции так называемого «научного коммунизма» заимствованы у евреев. Что, впрочем, совсем не удивительно — вспомните, кто был основателем этого самого «научного коммунизма»...

Карл Маркс

Карл Маркс попал в наш обзор благодаря фразе из «Большой советской энциклопедии» (издания 1969-78 годов): «Учение Маркса раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира». И хотя в то, что мир обновится согласно Марксу, не верят уже даже и сами авторы энциклопедической статьи, нельзя не признать тот факт, что без Маркса и марксизма мир выглядел бы иначе...

Внук двух ортодоксальных раввинов, Маркс был крещен отцом в шестилетнем возрасте и стал, как иногда называют таких людей, «ненавидящим себя евреем». В его работах столько ненависти по отношению к евреям и брани в их адрес, что Гитлер утверждал, что многие из своих взглядов на сущность евреев он почерпнул именно оттуда. В статье «К еврейскому вопросу» Маркс не только называет еврейство химерической национальностью, но и пишет, что «деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога». Для Маркса культ еврея — торгашество; в еврейской религии содержится презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как самоцели. Отождествление еврейства с буржуазным началом приводит Маркса к парадоксальному выводу, что «эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства», т.е. что эмансипация предполагает полный отказ евреев от своего духовного наследия, исчезновение «еврейских начал» из жизни и культуры человечества. Возможно, именно поэтому советские последователи Маркса столько сил уделили борьбе с еврейством.

Евреи-большевики

И вновь, как и в случае с Марксом, встает вопрос — стоит ли помещать этих людей в наш «Гид-парад»? Ответ аналогичен: они все-таки изменили мир. Ведь согласитесь, что без Советского Союза вся история XX века (к худу или к добру — каждый решает для себя, согласно своим убеждениям) выглядела бы совсем иначе.

Евреи играли важную роль уже на ранних этапах истории большевизма. Это были преимущественно революционеры-интеллигенты, убежденные сторонники ассимиляции, принимавшие тезис о полном исчезновении еврейства в условиях высокоразвитого капитализма и социализма. Число евреев-рабочих среди большевиков до революции 1917 года было невелико, но нам достаточно и тех евреев, которые стояли во главе партии — например, Троцкий, Зиновьев и Каменев, без активного участия которых октябрьский переворот, может быть, и не состоялся бы.

Евреи, конечно, дорого заплатили за то, что их народ в массовом сознании связывался с коммунизмом. Как заметил московский раввин Мазе Троцкому, «революции делают Троцкие, а расплачиваться приходится Бронштейнам» (Бронштейн — настоящая фамилия Троцкого).

Евреи в Голливуде

Как поется в песне, «нам скажут: не спорьте, а мы и не спорим...» Не спорим о том влиянии, которое на наш мир оказал Голливуд.

С начала XX века, когда кино стало перерастать рамки зрелищного аттракциона («движущаяся фотография»), многие евреи (особенно — в США) начали играть в его развитии видную роль как владельцы кинотеатров, а вскоре и как руководители кинопроизводства (продюсеры), режиссеры, актеры. Знакомые по своей жизни в кварталах бедноты с ментальностью и эстетическими запросами их населения (основной массы кинозрителей), кинодеятели-евреи во многом определяли становление ведущих тогда жанров кинокартины (комедия, мелодрама, приключенческий фильм, в т.ч. ковбойский и вестерн), а не слишком высокая на первых порах престижность участия в производстве фильмов и неразвитость экономической инфраструктуры кинопроизводства в целом открывали широкие возможности еврейской предприимчивости.

В США уже в 1903 г. распространители фильмов У. Зилиг из Чикаго и З. Любин из Филадельфии, владевший также сетью кинотеатров, занялись выпуском игровых кинолент. В 1909 г. они вступили в так называемый патентный трест изобретателя Т. А. Эдисона в Нью-Йорке («Моушн пикчер пейтентс компани»), пытавшийся монополизировать выпуск и прокат фильмов. Тресту противостояли независимые продюсеры, в т.ч. Г. М. Андерсон (Аронсон), исполнитель главной роли в первом полнометражном вестерне «Большое ограбление поезда» (1903). В 1912 году Дж. Ласки, С. Голдвин (Голдфиш) и нееврей С. Б. де Миль основали «Фичер плей компани», А. Цукор — «Феймоуз плейерз компани», К. Лемле — «Юниверсал филм мэньюфекчеринг компани», переросшую вскоре в «Юниверсал студиос», крупнейшую фирму тех лет. Фирмы вели съемки преимущественно в Калифорнии, вдали от патентного треста, и пригород Лос-Анджелеса Голливуд после 1915 года, когда К. Лемле, У. Фокс (Фукс), М. Лоев совместно с другими продюсерами добились через суд роспуска треста, стал единственным центром американской кинопромышленности (и остается им по сей день).

В 1917 году А. Цукор и Дж. Ласки создали первую из фирм-гигантов — «Парамаунт», вобравшую в себя и «Фичер плейкомпани» С. Голдвина, но последний в 1919 году ушел из фирмы и открыл собственную («Голдвин»), которая в 1924 г. слилась с «Метро-Майер», образовав фирму-гигант «Метро-Голдвин-Майер». Почти равны им были по масштабам «Коламбия пикчерз», которую основал в 1919 г. Х. Кон, как «Филм сэлз корпорейшен», и «XX сенчури — Фокс» (с 1930 г.), развившаяся из компаний «Фокс филм корпорейшен» и сети кинотеатров, созданной У. Фоксом около 1917 г. Братья Уорнер (Харри, Алберт, Сэм и Джек), занятые кинопроизводством с 1912 г., в основанной ими фирме «Уорнер бразерс» первыми ввели запись музыкального сопровождения фильмов (с 1923 г.), а в 1927 г. выпустили звуковую картину «Певец джаза», совершив тем самым «звуковую революцию» в кино.

Ведущие продюсеры-евреи упомянутых фирм создали и так называемую Голливудскую систему кинопроизводства, преобладавшую в США до конца 1950-х годов...

Одним словом, именно про американский кинематограф можно петь известную советскую частушку: «Евреи, евреи, кругом одни евреи!»

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн вполне может считаться самым известным евреем XX в. Вероятно, никто больше в истории человечества не пользовался такой известностью именно в качестве гения. Эйнштейн знаменит в первую очередь благодаря своей теории относительности. Его же значение для судеб мира в значительной мере стало следствием письма, которое Эйнштейн в 1939 г. написал президенту США Ф. Д. Рузвельту, обратив его внимание на важность экспериментов по расщеплению атомного ядра: «Некоторые из последних исследований, осуществленных Э. Ферми и Л. Сцилардом, позволяют ожидать, что в ближайшем будущем элемент уран может быть обращен в новый и важный источник энергии... Этот новый феномен мог бы также привести к созданию бомб, и представляется вполне вероятным — хотя далеко не столь несомненным — что это позволит создать обладающие неимоверной мощью бомбы нового типа».

Письмо Эйнштейна и его международная репутация были главными факторами, побудившими Рузвельта принять вскоре «Манхэттенский проект», в результате которого через пять лет появилась атомная бомба. Реакция Эйнштейна, когда он услышал, что на Хиросиму сброшена атомная бомба, была весьма простой: «Ой вей!»

Хотя Эйнштейн не был верующим в общепринятом понимании, он глубоко верил в Высшее Существо. «Б-г не играет со Вселенной в кости», — выразил он свою убежденность в том, что в космосе царит закон, а не анархия.

Зигмунд Фрейд

В Марксе, Эйнштейне и Фрейде часто видят трех евреев, оказавших самое глубокое влияние на западный мир в XIX-XX веках. Но все же Маркса можно считать евреем лишь с натяжкой — отец крестил его в шесть лет, и он всю жизнь оставался ярым антисемитом. Еврейское самосознание Эйнштейна было столь глубоко, что когда умер первый президент Израиля Хаим Вейцман, Эйнштейну предложили стать президентом.

Еврейство Зигмунда Фрейда более очевидно в сравнении с Марксом и более сложно по сравнению с Эйнштейном. Фрейд был атеистом и не находил ничего привлекательного в иудейских ритуалах. Но он гордился принадлежностью к народу, сохранившему свои убеждения перед лицом постоянных преследований и враждебности. Он как-то сказал: «Еврейские круги Вены и Иерусалимский университет (в коем я член правления) — короче, все евреи вместе — чествуют меня как национального героя, хотя мои заслуги перед еврейским делом ограничиваются одним-единственным пунктом — я никогда не отрицал своего еврейства».

Евреи были и остаются самыми страстными пропагандистами психоаналитических теорий Фрейда. Сфера психиатрии (особенно в США) особенно привлекает евреев, и нет, вероятно, другой отрасли медицины, где евреев было бы больше.

Любавический Ребе

Рабби Менахем-Мендел Шнеерсон, седьмой руководитель хасидизма Хабад, удостоился быть названным «наиболее выдающимся евреем нашего поколения». Для десятков тысяч хасидов и сотен тысяч его приверженцев и почитателей во всем мире он просто «Ребе», ибо он — наиболее доминантная личность в иудаизме нашего поколения. Он, более, чем любой другой, выполняет высокую миссию, цель которой — пробудить каждого еврея открыть свою истинную сущность.

Бразды правления Ребе принял в свои руки после ухода из этого мира его великого тестя Рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, шестого руководителя Хабада, в 5710 (1950) году. Вряд ли было когда-нибудь поколение, столь пораженное в духовном аспекте. На протяжении всей истории евреи осознавали себя как нацию и понимали свою особую миссию. Однако в нашем поколении события привели к отдалению многих евреев от еврейского образа жизни, и, как следствие этого, к пресыщенности, разочарованию, отчаянию и поискам пути, не зная о том, что путь пролегает рядом с ними — в иудаизме.

Таким образом, задача, стоявшая перед Ребе, была — заново объединить народ Израиля вокруг его изначальной миссии. Эта задача была неизмеримо сложнее в начале руководства Ребе. Религиозное еврейство было разбито и подавлено. Лучшие его сыновья погибли в Катастрофе и оно было поглощено самовосстановлением с одной стороны, и защитой молодого поколения от «ветров, дующих снаружи», с другой. Неудивительно, что оно находилось в «обороне». Религиозным евреям не хватало смелости ясно объяснять учение иудаизма, и среди них господствовал дух отчаяния. Единственным, кто смотрел на ситуацию оптимистично, был Ребе. Он призвал своих слушателей не сидеть сложа руки, и немедленно начать активно действовать, чтобы донести слово Торы и хасидизма до каждого еврея. Ребе излучал уверенность в успехе работы, и требовал от своих последователей отдаться ей со всем жаром души. Посланники Ребе органично вошли в жизнь еврейских общин во всем мире, и за короткое время в этих местах начала расцветать еврейская жизнь.

Несомненно, что мы живем в период коренного переворота в еврейском народе. Сейчас, вследствие деятельности Ребе и его посланников, проложена дорога над пропастью, разделявшей когда-то между еврейством «религиозным» и «нерелигиозным». Интерес к иудаизму, к Торе и ее заповедям, стал неотъемлемой частью образа жизни сотен тысяч евреев, которые убедились, после поисков во всех других теориях и на других дорогах, что существует только Тора, как истинное и вечное учение.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №26 > Что нового, евреи?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-17 06:22:13
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia