БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №26 > Роль евреев в обновлении мира
В номере №26

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Роль евреев в обновлении мира
Цви Гершензон

Владыку, Б-га живого и вечного станут славить в гимнах и восхвалять, потому что Он один превознесен и свят, вершит великие деяния, создает новое... совершает чудеса, обновляет по доброте Своей творение мира каждый день, каждое мгновение...

Из утренней молитвы

Начнем издалека. Задумывались ли вы над тем, что день рождения — это, как пелось в старой песенке, «грустный праздник», и отмечать его нет никакой логической причины: в самом деле, что за радость (особенно для женщин, начиная с определенного возраста), напоминать себе и окружающим, что ты стал старше еще на год?

Можно было бы предположить, что евреи, в жизни которых всегда хватало «грустных праздников», не будут добавлять себе еще один и праздновать еще и свои дни рождения. Ан нет: еврейский закон достаточно четко требует от еврея собрать в день рождения за праздничным столом семью и близких друзей на веселую трапезу. Правда, дальше уже начинаются «еврейские штучки»: во время этой трапезы нужно принять на себя обязанность в новом году с большим прилежанием изучать Тору и исполнять заповеди. Теперь даже становится понятно, зачем нужно собирать семью и друзей: чтобы были свидетели, и имениннику неудобно было потом отказаться от взятых на себя обязательств. Но все равно остается вопрос: почему нельзя все это сделать в любой другой день?

Ответ на это на иврите звучит так: «Мазло говер». То есть: «[В день рождения] созвездие его [именинника] властвует». Это значит, что каждый год в этот день — когда звезды находятся в той же позиции, что и в момент рождения человека (поэтому и сказано «созвездие») — с Небес изливается новый поток Б-жественной энергии, которая питает человека во всех делах его. Именно благодаря этой поддержке человеку становится легче принять на себя новые обязательства на пути святости...

Это была, так сказать, преамбула. Чтобы перейти к теме обсуждения, зададим еще один вопрос: чей день рождения отмечается первого тишрей, в Рош hа-Шана? (Подсказка: перечитайте еще раз статью «Осенние праздники».)

Да-да, первое тишрей, Рош hа-Шана — это день рождения первого человека, Адама, праотца всех людей. Можно сказать, что это — день рождения человечества. И более того, поскольку цель Творения может быть достигнута только человеком (см. в той же статье), поскольку только человек придает смысл существованию Мироздания, мы можем смело утверждать, что Рош hа-Шана? — день рождения всего мира. В конце концов, жизнь ребенка отсчитывается с момента рождения, а не с момента зачатия. Так и первые дни Творения были своего рода беременностью, предшествующей первому Рош hа-Шана.

Продолжая параллель с днем рождения, мы можем сказать, что, подобно тому, как в день рождения человека с Небес ему посылают сгусток Б-жественной энергии, в Рош hа-Шана новая жизненность нисходит от Б-га всему мирозданию. Вот что пишет об этом рабби Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе) в своей книге «Тания»:

«Свет высшей святости постоянно озаряет нашу Святую страну, и яркость его все время возрастает за счет притока все новой и новой энергии, как написано: «...Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на нее [на Землю Израиля] — с начала года и до конца года». Смысл слов Торы «до конца года» непонятен на первый взгляд. Ведь по окончании очередного года наступает следующий год, и здесь, казалось бы, больше подходит слово «вечно»...

Каждый год из бесконечного света Всевышнего изливается дополнительная энергия, нисходит поток нового, не известного до тех пор мирам света. Ежегодно в канун Рош hа-Шана, когда Луна скрыта от жителей Земли, тот свет, что год назад был дарован им, возвращается в свой источник; а во время праздника евреи трубят в шофар и читают особые молитвы, в результате чего в мир привлекается новый горний свет. Он озаряет высший духовный прообраз земного шара и заложенные там созидательные силы, обеспечивающие существование высших и низших миров...»

Из сказанного следует, что ежегодно в Рош hа-Шана Всевышний обновляет все мироздание. И хотя в определенном смысле это обновление происходит каждый день и каждое мгновение (как пишет, например, Алтер Ребе в другом месте «Тании»), в Рош hа-Шана это обновление, если можно так выразиться, гораздо масштабнее, чем в любой другой день. Этот день можно смело назвать если не днем «перестройки» мира, то днем «капремонта» или «генеральной уборки» точно.

Мы не случайно упомянули капремонт. Износ, амортизация — неизменный спутник всякой человеческой деятельности: все, что человек производит или формирует, со временем старится, блекнет, ржавеет, изнашивается и, в конце концов, портится и исчезает. Таково свойство, присущее каждому объекту по самой природе его. По этой причине любое строение, любое творение рук человеческих неизбежно оказывается подлежащим ремонту, укреплению, очищению через определенные периоды времени, и чем объект сложнее по своему строению, тем больше объем работ, связанных с его ремонтом, который обеспечивает его исправность и замедляет процесс изнашивания. Так, на любом промышленном предприятии в наши дни непременно существует специальная ремонтная бригада, и это, разумеется, никого не удивляет.

По-видимому, это можно объяснить тем, что процессы разрушения присущи всему сотворенному именно в силу того, что оно — сотворенное, то есть подвластное пространству и времени и ограниченное ими. Но эти понятия, очевидно, не имеют совершенно никакого смысла применительно к Б-жественному. Всевышний, благословенно Имя Его — Тот, Кто сотворил и непрестанно обновляет пространство и время. Он дал возможность вещам, связанным со святостью и с ее воплощениями на земле (такими, как Храм), избегнуть закономерности и разрушения и оставаться новыми все время, пока они играют свою роль в святости. И точно так же мы видим, что ман, который ели евреи в пустыне, то попадал под действие законов разрушения, то освобождался от них, в зависимости от исполнения евреями заповеди Всевышнего: когда, вопреки воле Всевышнего, он был оставлен на следующий день — «зачервивел он»; однако же когда ман оставлялся назавтра согласно воле Всевышнего, для нужд субботы — «положили его до утра, как Моше приказал и червей не было в нем» (Шмот, 16:20,25), Исполнение заповеди Всевышнего высвобождало от ограничений, налагаемых временем. И еще учит нас Мишна, что когда евреи собирались в Храм на праздники, воочию видели они чудо: «стоят — в тесноте, а кланяются — просторно» (трактат «Авот», 5:4), то есть в Храме не существовали ограничения пространства.

Сказанное означает, что все, связанное с Торой, сохраняется неизменным, в том числе — и еврейский народ, которому Тора была дана Самим Всевышним. Получив Тору на Синае евреи стали партнерами Творца в Его (а теперь уже и нашем) «бизнесе» — Творении Мироздания. И может быть именно поэтому так много нового пришло в этот мир через евреев (к сожалению, не всегда от этого было хорошо как евреям, так и миру, но это уже тема отдельного разговора — как евреи расходуют данный им потенциал на «возделывание чужих виноградников»). Этому и посвящена тема нашего номера — евреям, который внесли свой вклад в обновление мира. В нашей традиционной рубрике «Гид-парад» представлены некоторые из них, точнее, те, чьи имена всплыли в памяти в течение первых 15 минут размышления над темой. Если же вам покажется, что кого-то мы незаслуженно обошли, напишите нам: в конце концов, через год будет еще один Рош hа-Шана!..


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №26 > Роль евреев в обновлении мира
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-12-08 03:16:03
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет