БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №34 > Они были первыми
В номере №34

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Они были первыми
Ф. Гальперин

В апреле 1896 года в Афинах царило необычайное оживление. Открывались первые Олимпийские игры современности. Лучшие атлеты планеты собрались в столице Греции, страны, где много веков назад уже проходили спортивные праздники.

***

Велосипедисты начали спор гонкой на дистанцию 1/3 км. Феликс Шмаль из Вены показал третье время дня и удостоился бронзовой награды. Результат не разочаровал, в спринте он не надеялся на золотую медаль, его «специальностью» были длинные дистанции.

10-километровая гонка тоже не принесла Феликсу заветного чемпионского титула. Он опоздал с финишным рывком и снова оказался с бронзовой медалью. И не скрывал огорчения. Обида светилась в черных, как маслины, глазах, страдальчески кривился рот. «Так непростительно глупо упустить золотую медаль,— карал себя гонщик.— Ошибся, как новичок». Он потерял золотую медаль, которая для него значила намного больше, чем для соперников.

...Банковского бухгалтера Рихарда Шмаля волновали частые болезни сына. Он обратился к известному в Вене профессору.

—Лекарство для вашего сына— свежий воздух,— категорически заявил профессор.— Побольше движений.
—Сын любит сидеть дома,— робко заметил удрученный отец.— Как его заставить гулять?
—Очень просто. Заинтересовать! У него скоро бар-мицва? Отлично! Купите ему велосипед. Болезни исчезнут, а на лице мальчика появится румянец!

Профессор не ошибся. Велосипед сделал «затворника» розовощеким крепышом, который стал первым во всех играх со сверстниками. А на велосипеде он обгонял ребят и постарше.

Феликса Шмаля пригласили в престижный велоклуб. Титулованные одноклубники смотрели свысока на сына еврея-бухгалтера, но терпели. Кубки и призы, которые он завоевывал, приносили спортивную славу Вене. Тем не менее, решение послать незнатного гонщика на Олимпийские игры они встретили раздраженно. Ехидно улыбаясь, пророчили:

—Еврей не прославит Австрию, не станет олимпийским чемпионом. Кишка тонка...

Феликс Шмаль приехал в Афины с решимостью стать чемпионом на 10 километровой дистанции, но оступился за полшага до победы. Значит, правы аристократы-одноклубники? Нет! Гонщик принимает мужественное решение: выйти на старт 12 часовой гонки. Он никогда не принимал участия в таких соревнованиях, но это не страшило. Желание доказать, что еврей может стать олимпийским чемпионом, компенсировало отсутствие опыта, а отваги и настойчивости было у него на троих.

После шести часов гонки лидировали греческие велосипедисты, за час до контрольного срока на первую позицию выдвинулся англичанин Фред Кипинг. Феликс Шмаль показывал четвертый результат и, казалось, не в силах вмешаться в спор за олимпийские медали. Кипинг отчаянно крутил педали, уже чувствуя себя чемпионом. Греки, не пытаясь с ним конкурировать, удовлетворились медалями более скромной чеканки. Зрители вяло шумели: итог гонки был ясен. И тогда рванул Феликс Шмаль.

Трибуны ахнули. Зрители поднялись со своих мест, как от удара кнутом. Откуда силы? Упорство? Гонщик мчался так мощно и стремительно, словно не было позади почти 12 часов напряженной борьбы.

После финиша судьи принялись уточнять: «Кто сколько накрутил?» Результат Фреда Кипинга— 314,664 километра. Англичанин, побледнев от волнения, ждет результата Феликса Шмаля. И... с трудом удерживается от горестного крика. У соперника на... 34 метра больше.

Мужественный велосипедист стал в Афинах необычайно популярен. На улице его окружали толпы любителей спорта, он раздал тысячи автографов, пожал тысячи рук, получил тысячи поздравлений. Король Греции ГеоргI, вручая Феликсу Шмалю золотую медаль, ревниво заметил:

—Вы стали в Афинах популярнее, чем я. Как мне вернуть внимание подданных?
—Это очень просто, ваше величество,— пряча за притворным простодушием тонкую иронию, ответил атлет.— Надо научиться ездить на велосипеде и... стать олимпийским чемпионом.

***

Соревнования пловцов проходили в открытом море. Погода стояла пасмурная, температура воды— всего 13 градусов. Греки без колебаний вышли на старт, но среди 30 пловцов, приехавших на Олимпийские игры из разных стран, принять участие в соревнованиях отважились только четверо: венгр Альфред Хайош, американец Гардрез Уильямс и евреи из Вены Отто Хершман и Пауль Нойман.

Хайош, Уильямс и Хершман соответственно заняли места на пьедестале почета, оставив без наград Ноймана и десять греческих пловцов. Греки бурно выражали огорчение и, размахивая руками, пообещали взять реванш на 500-метровой дистанции, старт которой начинался сразу после окончания заплывов на стометровку. Помешать честолюбивым намерениям потомков античных олимпийцев отважился только один иностранец— Пауль Нойман.

Отец Пауля, владелец судоремонтной мастерской Антон Нойман, отлично плавал и научил плавать сына в пятилетнем возрасте. В 12 лет Пауль легко заплывал на середину Дуная и, к радости отца, опережал, плавая наперегонки, многих взрослых.

Конкуренты Антона Ноймана, стараясь отбить у него заказчиков, злословили: «Евреи умеют только торговать. В корабельном деле они ни черта не смыслят». Нойман отличной работой опровергал клевету конкурентов; воспитывая в детях национальную гордость, напоминал, что они должны добиваться успеха мужеством, трудом и соображением. «Побеждает тот, кто хорошо думает»,— повторял отец.

Пауль серьезно занялся плаванием, учась в университете. Осваивая новый стиль плавания— треджен, придумал упражнения с гирями, имитировавшие движения в воде и укреплявшие мышцы плеч и груди. Усовершенствовал новый стиль: ритмично поворачивал голову из стороны в сторону, как будто дышал под каждую руку. Он стал одним из сильнейших пловцов Австрии, но первый старт на Олимпиаде не принес успеха. И он без колебаний отважился снова вступить в борьбу за чемпионский титул, хотя привык плавать в реке, а не в море, которое в тот день сильно волновалось.

Худощавый, Пауль выглядел слабаком рядом с рослыми, могучего телосложения соперниками— матросами греческих военных кораблей. Они снисходительно на него поглядывали, уверенные, что без труда опередят не привыкшего к таким условиям иностранца. И разделят между собой медали.

Первую треть дистанции Пауль плыл рядом с греками, осваиваясь в холодной воде и волнах. Потом вырвался вперед, энергично работая руками и ногами; увеличил темп, стал отрываться все дальше и дальше. Греки плыли старым стилем— на боку, отчаянно загребали одной рукой, но ногами работали неэффективно и подтянуться к Паулю не могли.

Афиняне, собравшиеся на берегу, не жалея горла поддерживали своих. Чайки, напуганные невообразимым шумом, разлетелись в разные стороны. И вдруг наступила тишина. Зрители замерли: Пауль сбился с направления и плыл вправо от линии финиша. Удивленный наступившей тишиной, он остановился, поднял голову и сообразил, что ошибся. Сообразил вовремя: соперники плыли точно и значительно сократили разрыв. Но опередить не сумели, Пауль Нойман финишировал первым.

Австрийские олимпийцы завоевали в Афинах две золотые и три бронзовые медали. И все награды— на счету атлетов-евреев. За всю столетнюю историю современных олимпиад ни одному австрийскому спортсмену не удалось победить в велоспорте и плавании. Феликс Шмаль и Пауль Нойман остались в истории австрийского спорта вечными чемпионами.

***

Гимнасты открыли соревнования упражнениями на брусьях. Из 18 участников 11 представляли Германию. Выступили 10, но ни одному не удалось опередить швейцарца Луиса Цуттера, стартовавшего первым. Зрители затаив дыхание смотрели, как к снаряду подходит последний участник— Альфред Флятов.

ИзменитьУбрать
Альфред Флятов выполняет
упражнения на брусьях
(0)

...Берлинский врач Генрих Флятов слыл среди друзей знатоком еврейской истории и традиции. Он хотел, чтобы его сыновья были не только образованными, но сильными и смелыми, как герои еврейского народа. Он привел старшего сына Альфреда в гимнастический клуб. И приказал:

—Ты обязан ничего не бояться. И всегда быть первым!

Альфред первым отваживался выполнять самые рискованные прыжки и соскоки со снарядов, воспитывал волю, без которой немыслима победа в гимнастике, где все решает десятая доля балла.

Товарищи по команде, боясь ошибиться, заканчивали комбинацию простым соскоком и получали в результате невысокую оценку, которая не позволяла превзойти швейцарца. Альфред Флятов не дрогнул. Он закончил комбинацию соскоком с пируэтом и застыл на матах как изваяние.

—Браво!— единодушно закричали зрители, награждая смельчака аплодисментами.

Единодушными были и арбитры, поставившие Альфреду Флятову высшую оценку, которая принесла ему золотую медаль. И первым поздравил его брат Феликс, который по его стопам пришел в гимнастический клуб, был бесстрашен и упорен, тоже заслужив право представлять Германию на Олимпийских играх.

Немецкие гимнасты победили в командных соревнованиях на брусьях. Самым весомым был вклад братьев Флятовых, которые получили наивысшие оценки. В упражнениях на перекладине Альфред допустил незначительную неточность, которая позволила земляку— Герману Вайнгертнеру— опередить его на 0,1 балла. Поздравляя Альфреда с серебряной медалью, Феликс утешил его:

—Не горюй! Позади 13 сильнейших гимнастов!

—Мы должны завоевать золотые медали в командных соревнованиях!— ответил Альфред.

Немцы победили в командных соревнованиях на перекладине, и снова самым весомым был вклад неутомимых братьев Флятовых.

Альфред и Феликс стали первыми в олимпийской истории братьями-чемпионами. Они пользовались заслуженным авторитетом среди германских спортсменов. Портреты знаменитых олимпийцев висели на стенах гимнастических клубов, призывая молодежь покорять спортивные вершины.

Гитлер, придя к власти, решил вытравить из памяти немцев успехи атлетов-евреев. Со стен сняли портреты братьев-чемпионов, имена их вычеркнули из справочников, а затем братьев отправили в концлагерь, где оба погибли...

Источник: Журнал «Алеф» (Израиль)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №34 > Они были первыми
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:32:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Jerusalem Anthologia