БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > События > Одесса и еврейская цивилизация - 1 > 1-я Международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация» > О деятельности в Одессе Общества
Оглавление

О деятельности в Одессе Общества
Ольга Стешенко, историк (Киев, Украина)

Общество здравоохранения евреев, известное под сокращенным названием ОЗЕ, возникло по инициативе группы врачей и еврейских общественных деятелей в Петербурге в августе 1912 года.

Цель деятельности общества состояла не только в оказании медицинской помощи еврейскому населению, но и в проведении работы, направленной на профилактику заболеваний.

Наряду со скорой помощью, питанием и лечением больных, работа ОЗЕ модернизировала еврейскую лечебно-медицинскую работу, став на позиции санитарного просвещения и заботы о физическом развитии подрастающего поколения.

ОЗЕ проводило консультации по охране материнства и младенчества, открывало амбулатории, диспансеры, налаживало бесплатное обеспечение лекарствами. Детей снабжали молоком в пунктах «Капля молока», давших, кстати, название широкой сети подобных пунктов в современном Израиле: «Типат Халав»«Капля молока». Общество проводило обследование физического и психического состояния евреев, занималось научной и издательской деятельностью.

Первое упоминание о существовании ОЗЕ в Одессе мы находим в отчетах Петербургского ОЗЕ — среди сообщений о создании отделений этой организации в других городах. Согласно этим данным, начало ОЗЕ в Одессе следует датировать 1914 годом.

Однако сведения об активной деятельности ОЗЕ в Одессе начинают поступать с 1916 года.

В деятельности Одесского отделения ОЗЕ условно можно выделить 3 периода: 1916-1917; 1917-1920; 1920-1922 гг.

Первый период организации и становления — вызванный необходимостью, с началом Первой Мировой войны, оказания скорой медицинской помощи беженцам. Одесское отделение ОЗЕ работало в составе (и, в основном, на средства) Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) — с весны 1916 до начала самостоятельной деятельности в июле 1917 года.

Время с июля 1917 года стало затянувшимся переходным периодом. Политическая власть в Одессе переходила из рук в руки 9 раз, до окончательного установления советской власти в феврале 1920 г.

Деятельность ОЗЕ протекала в тесной связи с одесской еврейской общиной и городской общественностью, ввиду затруднения сообщения с центром в Петрограде. Помощь оказывалась пострадавшим от погромов и прибывавшим в город беженцам и эмигрантам.

Советское время с февраля 1920 г. по 1922 г. характеризуется оказанием помощи пострадавшим от погромов, голодающим и гонениями на ОЗЕ вплоть до его закрытия.

Одесса всегда занимала особое место в еврейской жизни. Особенностью социальной структуры еврейского населения Одессы был высокий процент лиц свободных профессий — в основном врачей и юристов. Одесса была крупным медицинским центром.

Открытие в Одессе в 1900 году при Новороссийском университете медицинского факультета дало городу много медицинской студенческой молодежи.

В городе было несколько медицинских обществ (Медицинское общество при университете (с 1904), отоларингологическое (1911)), в том числе и одно из старейших в России — Общество одесских врачей (1848-1924, председатель 1902-1924 Яков Юльевич Бардах), в которых было значительное число евреев. Все это служило почвой для деятельности ОЗЕ.

С началом первой мировой войны хлынувшая волна евреев, бежавших или выселенных из зоны военных действий, в основном была направлена на южные губернии, в том числе и Одессу. В городе начал работу Еврейский комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО). Именно в его составе, по-видимому, действовало на этом этапе ОЗЕ в Одессе.

Помощь беженцам носила государственно-общественный характер, оказывалась на средства Земского Союза1, благотворительного Татианинского комитета, организаций и частных лиц и заключалась в обеспечении беженцев продовольствием и жильем. Медицинскую и детскую помощь в составе ЕКОПО оказывало одесское отделение ОЗЕ, председателем которого был доктор А.М. Раймист. Рабочей силой ОЗЕ являлись врачи, младший медицинский персонал, педагоги и еврейская интеллигенция.

Представители ОЗЕ входили в Одесский центрально-врачебный совет, который готовил противоэпидемические меры, прежде всего против чумы и туберкулеза. В Одессе ОЗЕ проводило обследование и лечение гимнастов общества Маккаби2.

Газета «Одесский листок» за 14 ноября 1916 года сообщала, что в Одессе находилось около 7 тысяч беженцев. ЕКОПО израсходовало за 10 месяцев от начала 1916 года 350 тыс. руб. на их содержание. (Для сравнения, в Одессе в это время были следующие цены: 50 рублей стоила кожаная тужурка на меху и 5 рублей — «фирменный одесский жилет»). На попечении комитета находилось 1770 детей. «Капли молока» ОЗЕ, пункты, организованные для снабжения молоком грудных детей, обслуживали также и нееврейское население.

ОЗЕ были открыты амбулатория и аптека. В целях пополнения контингента образованных и опытных сиделок для ухода за больными, в октябре 1916 года организованы курсы по уходу за больными в училище Вассермана, помещающемся в доме д-ра Райха по ул. Жуковского. Курсы стали популярны в городе среди сестер милосердия.

Активизировалась деятельность лекционного комитета. Периодически, для привлечения средств, члены ОЗЕ устраивали в драматическом театре спектакли и концерты. Были поставлены 3 пьесы Шолом-Алейхема — «Призыв», «Помолвка», «За советом». В концертных программах принимали участие известные одесские артисты.

В конце 1916 года состоялись перевыборы Президиума ОЗЕ. Председателем был избран д-р Л.Б. Бухштаб, тов. Председателя — Я.Ф. Ландесман, казначеем — д-р И.С. Гешелин и секретарями — Я.Ф. Шварцман, И.Е. Циклис. Для связи с центром в Одессу приехала Уполномоченная Петроградского Центрального Комитета ОЗЕ А.А. Левина3.

В дни февральской революции, принесшей с собой отмену национальных ограничений, Председатель Петроградского ЦК ОЗЕ д-р М. Гран добился принятия руководством организации взгляда, что и в свободной России евреи будут нуждаться в своих собственных медицинских учреждениях. С лета 1917 года ОЗЕ в Одессе работает как самостоятельная организация на средства Петроградского Центрального Комитета и местные.

Но уже в начале 1918 года Одесское ОЗЕ выработало особую программу деятельности еврейской общины в области здравоохранения. Прежде всего, в отличие от статуса самостоятельных организаций, который имело ОЗЕ в Петрограде, Киеве и других городах, ОЗЕ в Одессе решило работать при еврейской общине. Архивные материалы, найденные в ходе данного исследования, позволяют предположить, что на это решение повлияла личность одного из активных деятелей организации — врача Зиновия Темкина, который, будучи в это время и членом правления общины (от сионистов), больше склонялся к работе медицинских учреждений ОЗЕ в рамках деятельности еврейской общины. Поскольку было принято решение, что еврейские лечебно-санитарные учреждения должны существовать при общине, то и средства, которые государство ассигнует данным учреждениям, должны поступать в общину.

Община требовала, чтобы государство признало национально-бытовые запросы больных евреев в этих учреждениях (признание родного языка, кошерной пищи, религиозных потребностей).

Однако, это решение о подчинении ОЗЕ в Одессе общине так и не было претворено в жизнь. Мешала общая полная неуверенность времен гражданской войны, отсутствие средств, да и ЦК ОЗЕ настаивало на самостоятельности организации.

Первое Всеукраинское совещание деятелей Общества охраны здоровья евреев, проходившее в Киеве 1-5 ноября 1918 года, постановило, что в переходное время, когда преобразуются формы еврейской общественной жизни, ОЗЕ, как и прежде, должно, во-первых, оставаться существующим на Украине, во-вторых, действовать как самостоятельная организация, а не в рамках общины. Общество должно использовать свой опыт и популярность, поддерживать свои учреждения по дошкольному воспитанию, модернизировать медико-санитарное обслуживание. Совещание наметило создать в Одессе, Харькове, Екатеринославе и Крыму областные бюро ОЗЕ.

Во время гражданской войны по Украине прошла небывалая погромная волна. Благодаря самоотверженности одесской еврейской самообороны, городу удалось избежать погромов. Одесское отделение ОЗЕ, при различной политической власти в городе, продолжало оказывать посильную помощь беженцам, пострадавшим от погромов, а также эмигрантскому потоку, переполнившему Одессу.

Общая полная неуверенность, отсутствие связи с Центральным Комитетом ОЗЕ в Петрограде, Московским ОЗЕ, Главным Комитетом ОЗЕ на Украине, находящимся в Киеве, невозможность получения средств из центра, неопределенные отношения с Евсекцией и Губздравом характерны для начала работы ОЗЕ в советское время.

В июне 1920 года в Москве был образован Еврейский Общественный Комитет помощи пострадавшим от погромов (сокращенно Евобщестком), в состав которого вошло и ОЗЕ, как организация, оказывающая медицинскую помощь. Центральное Бюро ОЗЕ, руководившее практической работой, из Петрограда переместилось в Москву. С организацией в октябре 1920 года Одесской районной комиссии Евобщесткома вместе со всеми своими учреждениями и кадрами в него влилось Одесское ОЗЕ.

Для понимания проблем ОЗЕ в Одессе в тот период необходим краткий обзор ситуации с ОЗЕ в масштабах России и Украины в целом.

В январе 1921 года усиление контроля коммунистов над Евобщесткомом вынудило ЦК ОЗЕ в Москве выйти из этой организации. В феврале украинское ОЗЕ вышло из Всеукраинского Евобщесткома. Еще до заявления о выходе Харьковское ОЗЕ, которое само находилось под влиянием коммунистов, было поглощено Евобщесткомом. Выход ОЗЕ из Евобщесткома можно считать завершением легального существования общества.

Невозможность перерегистрации устава и продолжения легальной работы характерна для ОЗЕ в Петрограде и Москве. До конца 1922 года шла борьба ОЗЕ за «выживание» в Киеве, но ликвидация была неизбежна.

Особенность ситуации в Одессе состоит в том, что в 1921, 1922 годах в городе находились представительства зарубежных организаций помощи. Опираясь на их поддержку, а также «болея душой» за притесняемую коммунистами общину, с которой ОЗЕ, как указывалось ранее, было тесно связано, Общество Здравоохранения Евреев в Одессе — первое из еврейских общественных организаций вышло из Евобщесткома, поддерживая решение о выходе центрального ОЗЕ и требуя реорганизации Евобщесткома, считая его работу антиобщественной.

На фоне активности «старых» общественных организаций (сионисты, ОПЕ, ОРТ, ЭКО и др.) еврейская коммунистическая работа в городе велась «слабо». Две попытки созвать общие собрания коммунистов не удались, так как никто не пришел.

Такая ситуация естественно не устраивала Евсекцию ЦК КП(б)У в Харькове, которая считала, что Одесская Евсекция Губисполкома совершенно не представляет, в чем должна состоять ее работа, аппарат Евобщесткома плох. «В Одессе свили себе гнездо различные старые еврейские общественные организации, а Евсекция не в состоянии разобраться в столь сложных вопросах, ввиду такого исключительного положения города»4.

К концу 1922 года произошла чистка аппарата Евобщесткома, однако основной удар, причем намного существеннее, был направлен на старые организации: ОЗЕ, ОРТ и другие. Часть медицинских и педагогических учреждений, принадлежащих ОЗЕ, и имущество ОЗЕ в Одессе, как и в других местах, были переданы Евобщесткому. Остальная часть учреждений была расформирована или передана Собесу, Наркомпросу, Наркомздраву. Можно заключить, что на этом этапе Общество Здравоохранения Евреев перестало существовать как организация.

Активисты ОЗЕ не отказались от надежды на возобновление деятельности и продолжали оказывать медицинскую и социальную помощь. 13 февраля 1923 года было зарегистрировано Общество пособия неимущим больным города Одессы, которое подчинялось городской секции взаимопомощи Собеса.

Целью деятельности общества было бесплатное оказание медицинской и фельдшерской помощи, выдача лекарств и наблюдение за больными на дому.

Во время регистрации устава НКВД (Харьков) сообщал Одесскому губернскому отделу управления, что «Центр Мекосо при НКВД, ознакомившись с зарегистрированным вами уставом «Общества помощи неимущим больным города Одессы», сообщает, что указанное общество представляет собой определенно еврейскую филантропическую организацию, учредителями которой являются бывшие сотрудники ОЗЕ. Ввиду этого предполагается установить строгий надзор за тем, чтобы помощь, оказываемая обществом, касалась всего населения, независимо от принадлежности к той или иной национальности...»5

На 1 марта 1926 года — членов общества было около 1000 (по данным Собеса), а правление состояло из 15 человек.

Несмотря на то, что общество было зарегистрировано не по национальному признаку, а как общегородская организация, в 1928 году 90,2% «районных больных» и 88,4% «поликлинических» составляли евреи, общая цифра обращений в поликлинику за год составляет 64650. (Последние известные мне документы касательно работы общества датируются отчетом за 1928 год).

Последний председатель ЦК ОЗЕ Моисей Гран в августе 1922 года был избран в Берлинский Комитет ОЗЕ. В апреле 1923 года, как представитель ВЕРЕЛИФ (принятая на русском языке в 1920-х г. аббревиатура Всемирной Еврейской Конференции), д-р Гран прибыл в Одессу. Он провел переговоры с Одесским Губздравом об организации детских санаторных колоний на известном одесском курорте Люстдорф, открытии ясель, организации «Капель молока» и прививочной кампании в городе и районе6. По фактической работе нетрудно узнать «старый почерк» ОЗЕ. При этом медучреждения, открываемые и содержимые ВЕРЕЛИФОМ, находились в его полном административном подчинении, среди сотрудников были бывшие члены ОЗЕ.

В июле 1923 года сеть учреджений ВЕРЕЛИФ в Одессе и районе насчитывала 82 учреждения, половина из них носила сезонный характер. После отъезда д-ра Грана обязанности по медотделу ВЕРЕЛИФ были переданы врачу Блюмкину, ассистенту кафедры социальной медицины в Петрограде. Работа медотделов ВЕРЕЛИФ в Одессе, Николаеве, Елисаветграде, Екатеринославе, Херсоне длилась до октября 1924 года.

Как сложилась дальнейшая судьба остальных членов Одесского отделения ОЗЕ? После ликвидации самостоятельности общества, некоторые из них стали сотрудниками медико-санитарных комиссий Евобщесткома, сотрудниками Собеса, Наркомздрава, Наркомпроса, членами общества пособия бедным больным Одессы, оказывали медицинскую и социальную помощь в рамках «Джойнта» и Комиссии Нансена по борьбе с голодом. Часть, не приемлющая соглашательства с коммунистами, эмигрировала.

Подводя итоги попытки на основании архивных данных пролить свет на историю отделения ОЗЕ в Одессе, можно заключить:

1. На протяжении всей своей деятельности ОЗЕ в Одессе искало оптимальные рамки своего формально-юридического существования, но из-за резких перемен, как в еврейском, так и в общем окружающем мире в те мятежные годы, ни на одном из этапов не смогло полностью реализовать свои решения в данной области.

2. Однако это не помешало ОЗЕ в Одессе не только оказывать медицинскую помощь нуждающимся, а их было «тьмы и тьмы», но и создать новые рамки профессиональной медицинской и социальной работы.

Может быть, на фоне кипучей деятельности в Одессе других общественных организаций, деятельность ОЗЕ не выглядит столь впечатляюще. Но она выглядит более важной в исторической и социальной перспективе.

В исторической — в связи с возрастающей ролью еврейских социальных и благотворительных организаций в современном мире, в социальной — как опыт оказания медицинской помощи в рамках социального обеспечения малоимущих слоев населения.


1Земский союз — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам основан 30 июля 1914 года для организации тыла в войне и для оказания помощи больным и раненым (организация госпиталей, санитарных поездов, питательных пунктов, заготовка медикаментов) и предоставления помощи беженцам. Финансировался правительством. Упразднен 4 (17) января 1918 года декретом СНК. //Советская историческая энциклопедия. /Под ред. Е.М. Жукова.- М, 1964.- Т. 5.- 958 с.- С. 675.
2Известия ОЗЕ.- 1917.- №6.- 28 августа.
3Известия ОЗЕ.- 1917.- №4.- С.12.
4Центральный государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАОО Украины) Фонд 1 ЦК КПУ, Опись 20, Дело 1525, Л. 2,2 об.
5Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины), Фонд Р-5, Народный комиссариат внутренних дел УССР (НКВД УССР), Опись 1, Дело 2241, Л. 37.
6Государственный архив Одесской области (ГАОО), Фонд 109, Опись 1, Дело 38, Л. 16.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > События > Одесса и еврейская цивилизация - 1 > 1-я Международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация» > О деятельности в Одессе Общества
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-12-02 04:41:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia