Вы знаете, что такое большая еврейская мишпуха1? Так вот, в центре «Мигдаль» это тоже знают.
Представьте себе, идет лекция у родителей, и вдруг в дверь просовывается детская голова, а потом и все чадо, которое без тени смущения выискивает свою маму (или бабушку, а, бывает, даже папу). Что делает лектор и вся остальная аудитория? Доброжелательно улыбаются и терпеливо ждут. Да, конечно, мешают. Но ради кого мы все здесь собрались? Ради них, наших шумных еврейских деточек, и их проблемы — наиглавнейшие.
Если же лектор, паче чаяния, не желает мириться с такими вольностями, он не приживется: посещение занятий родителями — дело добровольное, и они проголосуют, как говорится, пустыми стульями.
А вот по лестнице, кряхтя, поднимается четырехлетний малыш. Высота ступенек явно не совпадает с его возможностями. Проходящая мимо сотрудница Центра берет его за руку, и они, весело обсуждая житейские заботы малыша, добираются до вершины.
Другой мальчик, приходя в Центр, обязательно заглядывает в учительскую и здоровается на иврите. И вообще, ребятам нравится заглянуть сюда и одарить всех улыбкой, получив в ответ такие же радость и внимание.
Как в любой нормальной семье, здесь все знают и зовут друг друга по именам.
Еще один из вариантов межличностных отношений, который следует обдумать и принять или не принять, это сложившаяся в Центре практика, когда дети обращаются ко взрослым на «ты». С одной стороны это создает большую близость, столь необходимую и привычную особенно для маленьких детей, дополняя ощущение семейственности. Ребенок, как бы включает учителя в круг близких людей, таких как мать, отец, сестра; он легче идет на контакт, не комплексует, высказываясь, выступая. С другой стороны, это стирает априорный авторитет учителя, дети могут повести себя на равных, перестать слушаться. Соблюсти эту грань между близкими отношениями и сохранением авторитета, дело непростое.
Однако, в защиту подобных отношений можно сказать, что многолетняя практика показала: дети, которые занимались по программе дошкольников в общинном центре «Мигдаль», приходя в школу, в первый класс, оказываются более раскованными, яркими, инициативными, а, следовательно, и более восприимчивыми к образованию.
Так же, как в любой нормальной семье старшие братья и сестры заботятся о малышах, в «Мигдале» старшие дети занимаются младшими. Они готовят с ними выступления, помогают во время летних площадок и семейных лагерей, опекают на выездах. Они их просто любят, этим все сказано.
Малыши чувствуют эту доброжелательность и любовь, им хочется проявить себя с лучшей стороны, участвовать во всей этой «взрослой» жизни.
Ну а что же папочки с мамочками? Какова их роль в жизни Центра? Тут самое время процитировать Ави Шульмана, учителя иешивы с более, чем тридцатилетним стажем:
«Роль директора и учителей в учебном процессе неоспорима. Но родители тоже могут внести свой вклад. Кто, как не они, знают привычки и особенности своих детей, их сильные и слабые стороны в учебе. В молодости я видел в родителях своих противников и часто вступал с ними в споры. Но, по мере приобретения педагогического опыта, я понял, что учителя и родители должны не соперничать, а наоборот, сотрудничать. Ведь мы, учителя, не только преподаем детям религиозные предметы, но и воспитываем их, формируем их личность. Поэтому нам требуется помощь от родителей, а родителям — наша помощь.
Необходимо, как можно раньше, установить тесный контакт с родителями, чтобы не ждать возникновения проблем, а предупреждать их. Каналы общения должны быть открыты».
Наиболее примечательна в этой цитате последняя фраза. Бурная общинная жизнь, в которую самым активным образом вовлечены родители, создает массу возможностей, для того, чтобы открыть эти шлюзы.
Получая на занятиях ту же информацию о еврейской традиции и истории (естественно, на другом уровне), родители не чувствуют отрыва от детей, вместе с ними проводят праздники, помогают учителю, приносят из дому предметы для, так называемых, «модельных» уроков.
После уроков учитель вывешивает для родителей творческие работы ребят, а также тетрадь с новыми словами на иврите (написанные с помощью ранее упомянутой транслитерации), для того, чтобы дома родители повторяли с малышами пройденный материал (а, заодно, и сами учились).
Совместное участие детей и родителей в подготовке праздничных выступлений, проведение выездных шабатов, семейные лагеря — все это создает почву для неформального общения детей, родителей и учителей и разрушает ту невидимую, но хорошо ощутимую стену между этими тремя категориями, которая существует, например, в школе и, конечно же, в обыденной жизни.
Иногда приходится слышать от школьных учителей: «Мама такого-то? Да она никогда не бывает в школе!» И упоминается фамилия мамы, которая самая активная участница общинной жизни центра «Мигдаль». Да и упомянутый ребенок совсем не в последних рядах. В чем же штука? Дело в том, что и мама, и ребенок нашли себя и друг друга в вихре происходящего в нашем Центре. Им удается реализовать здесь свои возможности, которые в обыденной жизни не были востребованы. И, кроме того, они заняты здесь общим делом, которое их сближает, помогает увидеть друг друга немножечко с другой стороны.
Конечно, не все так идеально. Случаются недоразумения, обиды, а иногда кто-то не вписывается и уходит. Но вы же знаете, что такое шумная еврейская семья! И обстановочка стабилизируется (конечно, не без участия сотрудников Центра — это их цурес и их же нахес2).
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.