БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №102 > Мозаика
В номере №102

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+21
Интересно, хорошо написано

Мозаика

Президент США Барак Обама опубликовал заявление, посвященное Седьмому Любавическому Ребе. Как и его предшественники на этом посту, Барак Обама провозгласил день рождения Ребе – 11 Нисана (в этом году 5 апреля) – Днем образования и обмена знаниями.

День образования в США

Президент США Барак Обама опубликовал заявление, посвященное Седьмому Любавическому Ребе. Как и его предшественники на этом посту, Барак Обама провозгласил день рождения Ребе – 11 Нисана (в этом году 5 апреля) – Днем образования и обмена знаниями. Предлагаем перевод отрывка из этого заявления: «Общество, семья и преподаватели должны следить за тем, чтобы молодые поколения стремились и получали все необходимые знания для успешного продвижения по жизненному пути. Немногие так понимали и настолько успешно проводили в жизнь эти идеи, как Любавичский Ребе Менахем-Мендель Шнеерсон, который постоянно подчеркивал важность образования и влияния положительного примера. Посредством учреждения образовательных и общественных институтов по всей стране и по всему миру, Ребе Шнеерсон оказывал поддержку молодежи и вдохновлял людей всех возрастов».

Начало образования

«Тот богат, чья жена ласкова и добра» (Рабби Акива)
«Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га»
«Кто не учит сына ремеслу или профессии – учит его воровству».
«Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать».
«Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная»
Многие родители считают, что обучение детей нужно начинать только тогда, когда ребенок уже в состоянии понять то, чему его учат. Поэтому они откладывают начало образования до момента, когда ребенку исполнится 7-8 лет. Эта точка зрения, однако, противоречит мнению мудрецов Талмуда, которые говорят, что формальное образование следует начинать, когда... РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ. Как только ребенок начинает произносить свои первые слова (обычно на втором году жизни), его следует обучить следующей фразе на Святом языке: «Тора цива лану Моше мораша кеилат Яаков» – «Тора, переданная нам Моше, является наследием всего народа Израиля». Ребенок, конечно, еще слишком мал, чтобы знать, что такое Тора, кто был Моше, кто даровал ему Тору и что означает собрание Яакова. Тем не менее, его следует обучить этим словам, чтобы они стали одной из его первых законченных фраз. Но даже это – не начало еврейского воспитания. Оно начинается, когда... РЕБЕНОК­ ЛЕЖИТ В КОЛЫБЕЛИ. Современные психологи недавно «открыли», что новорожденный в колыбели прочно усваивает какие-то впечатления от непосредственного окружения,– факт, который знали и использовали на практике многие поколения еврейских женщин. В течение многих-многих лет еврейские матери успокаивали и баюкали своих детей песней «Рожинкес мит Maндлен», в которой воспеваются величие и достоинства Торы. И хотя ребенок еще не может произнести ни единого слова, процесс его еврейского воспитания уже начался!

(moshiach.ru)

ИзменитьУбрать
Рис. Лилии Штекель
(0)

Плюсы и минусы молодой семьи

Давайте попробуем определиться, хорошо это или плохо – молодая семья?

Надо всего лишь подсчитать все плюсы и минусы, за и против. Попробую перечислить те, которые относятся только к молодым родителям.

1. Вы не успели толком пожить для себя. Вы еще не успели сделать в жизни многое, что давно планировали. Например, съездить куда-нибудь отдохнуть или посетить с друзьями­ все клубы в городе.

2. Из-за рождения ребенка вам пришлось полностью поменять образ жизни и свой взгляд на эту жизнь, ведь теперь вам приходится думать и заботиться не только о себе, но и о маленьком человечке, который полностью зависит исключительно от вас.

3. Многие из ваших друзей вас не понимают и почти перестали общаться с вами, потому что дети есть пока что только у вас, а ваша самая главная тема для разговора – это ребенок, и им она не интересна.

4. Вы с трудом совмещаете учебу, работу и заботы по дому. На себя времени и сил практически не остается.

5. Бабушки и дедушки сами еще молоды и не могут целыми днями сидеть с внуками, так как ходят на работу и вообще заняты своими делами.

6. Есть шанс, что став молодыми родителями, вы через лет 17-20 станете молодыми бабушкой и дедушкой.
А теперь попробую перечислить вам те плюсы, которые я в этом вижу. Кстати, некоторые перечисленные выше минусы можно обратить и в плюсы.

1. Став молодыми родителями, вы можете рассчитывать на помощь молодых бабушек, дедушек и даже прабабушек, которые еще полны сил для того, чтобы повозиться с внуками. Ну а если они настолько заняты работой и делами, что ни одного своего выходного не могут посвятить вам, то могут помогать материально, что может быть выражено в дарении действительно нужных вам и вашему ребенку вещей.

2. Получить высшее образование, сидя дома с ребенком, сейчас несложно. Зато к тому времени, когда вы окончите последний курс, ребенок уже будет ходить в садик или даже в школу, и вы спокойно сможете устроиться на работу. Сейчас очень часто работодатели охотнее берут на работу молодых людей, у которых уже есть дети. Многие считают их более ответственными работниками, да и меньше риск, что проработав год или два, вы уйдете в декретный отпуск.

3. Обойти все клубы, о которых вы давно мечтали, можно и в 25-30 лет, когда ребенок уже подрос.

4. Даже если почти все ваши друзья от вас отдалились, вы спокойно можете найти себе новых среди таких же мамочек, как и вы. Встретить их вы можете на детской площадке или в поликлинике, а на некоторые темы общаться с ними вам будет даже интереснее, чем со старыми друзьями. Да и вообще, новые знакомства – это всегда хорошо.
5. Когда ваши старые друзья наконец-то заведут себе первенцев и будут сидеть с ними дома, вы можете спокойно отдыхать и путешествовать. Если некому оставить на это время ребенка, то его уже можно спокойно взять с собой.
6. Есть еще один вариант: когда у ваших друзей появится первый ребенок, вы можете завести в это время второго и проводить больше времени с друзьями, которые не один раз спросят вашего совета, считая вас более опытными в вопросе воспитания детей.

7. Из-за меньшей разницы в возрасте ваше взаимопонимание с ребенком будет лучше. Больше вероятность того, что ваши взгляды на жизнь не будут разительно отличаться. Меньше вероятность того, что ребенок будет вас стесняться или считать старомодными.

Хоть плюсов ненамного больше, чем минусов, мне они кажутся более значимыми, а, следовательно, молодыми родителями быть все-таки хорошо!

(Егор Петров, stylemania.km.ru)

Шабат

У еврейской субботы есть свои параллели в культурах других народов. Кто не знает, что такое воскресный обед, воскресное платье, воскресный отдых, воскресная церковная служба? Если бы мы не жили в христианской стране, мы бы все равно знали обо всех этих обычаях, хотя бы из английских и американских романов, которые ярко живописуют воскресенье. Это не идиллия. Те, кому случалось бывать на Юге или в Бостоне, помнят, что в воскресенье там невозможно купить стакан виски; и эти люди отнюдь не склонны – по крайней мере, в тот момент, когда они убедились, что им не удастся в воскресенье выпить, – эти люди отнюдь не склонны славить Творца за то, что Он выпустил декрет о святости выходного дня. Англичане до сих пор жалуются на то, что в воскресенье закрываются театры. Законы, которые существуют в англосаксонских странах еще с пуританских времен, причиняют людям массу неудобств, не дают им развлекаться, как им хочется, и во многом их ограничивают, к вящему их неудовольствию.

Традиция цдаки (благотворительности) является фундаментальной частью еврейской жизни. Существует много форм праведного поведения, но благотворительность является среди самых основных. Благотворительность обязательна в еврейской традиции, по­скольку бедные нуждаются в ней. Благотворительность – это лучший путь отметить симху (какое-либо радостное событие). Копилка для цдаки может быть найдена почти в каждом еврейском доме, и по традиции дети дают деньги каждую неделю перед наступлением Шабата, необходимо учить их заповеди о цдаке.
Однако по сравнению с еврейской субботой даже самые суровые законы, касающиеся воскресенья, кажутся чересчур мягкими.

Богобоязненный еврей в субботу никуда не ездит, не стряпает, не пользуется механическим или электрическим оборудованием, не тратит денег, не курит, не пишет. Промышленная цивилизация в этот день для него умирает. Все технические достижения временно отменены. Молчит радио, погас экран телевизора. Бейсбол, футбол, гольф, театр, кабаре, автострада, карточный стол, вертел для жаркого – все это не для него. Еврей, который соблюдает субботу, начиная с захода солнца в пятницу и до субботних сумерек, живет в своем собственном замкнутом мире.

Но ведь это может быть очень приятный мир. После того как я, наверное, до смерти напугал читателя суровостями Шабата, я могу сказать, что Шабат для верующего еврея – это ось его существования и источник его силы, бодрости и гордости. Почему это так? Позвольте­ мне объяснить.

Наш Шабат начинается благословением света и вина. Свет и вино – ключи к этому дню. В нашем соблюдении запретов есть своя торжественность, но главный эффект Шабата – это расслабление, мир, радость и возвышенное настроение.

Лирическое отступление

Всем известна нервная, взвинченная атмосфера бродвейских театров. Даже во время войны накануне сражения я волновался меньше, чем перед генеральной репетицией. В пятницу во время последней репетиции атмосфера накаляется до того, что, кажется, полный провал уже совершенно неминуем. Иной раз мне казалось, что придерживаясь законов субботы в такой ситуации, я совершаю форменное предательство по отношению к своим коллегам. Но с течением времени я понял, что в театре иначе и не бывает. Репетиционное напряжение может привести к полному провалу спектакля и к триумфальному успеху, но и в том и в другом случае – это обычное состояние закулисной жизни, а вопли отчаяния – самый нормальный тон. Поэтому я, хотя и скрепя сердце, все же уходил из театра в пятницу днем и возвращался туда в субботу вечером. И что же? Ничего трагичного за это время не происходило. Когда я возвращался в театр, я видел ту же суматоху и слышал те же вопли отчаяния. Одни мои пьесы имели успех, другие проваливались, но ни то, ни другое ни на йоту не было связано с тем, соблюдал я субботу или не соблюдал.

ИзменитьУбрать
Рис. Лилии Штекель
(0)

Представьте себе театр в пятницу днем: полупогашенные огни, неубранные чашки из-под кофе, раскиданные повсюду листы с текстом ролей, орущие рабочие сцены, замученный режиссер, рвущий на себе волосы продюсер, задерганные артисты, оглушительный треск пишущих машинок и густой табачный дым. И покинув этот бедлам, я возвращаюсь домой. Кажется, будто вернулся с войны. Жена и дети, о которых я, в ужасе думая о неизбежном грядущем провале, совсем было забыл, – жена и дети меня ждут; они с иголочки одеты и выглядят нарядно и привлекательно. Мы садимся за празднично накрытый стол, на нем – цветы и все, что положено в Шабат: горящие свечи, румяные халы, фаршированная рыба, искристое вино в сверкающем дедовском хрустале. Я благословляю детей, как положено, и мы вместе негромко поем мелодичный субботний гимн. В беседе мы не касаемся театральной нервотрепки, которая чревата провалом моей пьесы. Мы с женой продолжаем разговор, который прервали, когда я уходил из дома. Шабат – это день, когда принято задавать вопросы, и мои сыновья спрашивают меня обо всем, что их интересует. На столе появляются Танах, энциклопедия, географический атлас. Мы говорим об иудаизме, и ребята задают довольно каверзные вопросы о Б-ге, и мы с женой отвечаем, как умеем. Для меня все это – словно возвращение в волшебный чертог покоя и мира.

Точно так же проходит и субботний день. Ребята чувствуют себя в синагоге как дома, им там нравится – им нравится даже то, что рядом с ними родители. В будни учеба, работа, а особенно мои репетиции и премьеры не дают нам возможности часто встречаться. В субботу мы всегда вместе, и они это знают. Они знают, что в этот день я не работаю, и у моей жены тоже нет никаких дел. Это их день. Это и мой день. Телефон не звонит. Я могу думать, читать, гулять или просто ничего не делать. Шабат – это оазис спокойствия. А когда наступает вечер, я снова окунаюсь в водоворот бродвейской театральной жизни. И часто именно после субботы я вношу в пьесу лучшие поправки (а такая литературная хирургия не прекращается до премьеры). Как-то в субботний вечер мой продюсер мне сказал:

– Не завидую вашей религии, но завидую вашему Шабату.

(Герман Вук «Это Б-г мой»)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №102 > Мозаика
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 01:53:57
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет