БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №104 > О вкусной и полезной пище
В номере №104

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

О вкусной и полезной пище
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

Итак, в первую очередь, «Шулхан Арух» рекомендует есть только тогда, когда вы чувствуете настоящий голод (7), и есть не слишком много (2). Отличайте голод от вожделения к еде. Полезно раз в неделю пропускать одну привычную трапезу (подходящий день – пятница). Все сказанное горячо поддержит любой современный диетолог – но не каждому любителю «покушать» это просто…

В «Кицур Шулхан Арух»1 съестному и обращению с ним уделяется много внимания. Причиной тому, как мы уже говорили выше, является забота о здоровье своего тела, что входит «в общую задачу служения Всевышнему» (гл. 32, 1).

Да и, в конце концов, вы разве не хотите чувствовать себя хорошо? Так следуйте предписаниям мудрецов, они плохого не посоветуют! Един­ственное, что вам следует при этом помнить, – известную притчу про «пятый том “Шул­хан Аруха”», состоящий из вашего собственного здравого смысла. Впрочем, его не следует терять ни при каких обстоятельствах.

Итак, в первую очередь, «Шулхан Арух» рекомендует есть только тогда, когда вы чувствуете настоящий голод (7), и есть не слишком много (2). Отличайте голод от вожделения к еде. Полезно раз в неделю пропускать одну привычную трапезу (подходящий день – пятница). Все сказанное горячо поддержит любой современный диетолог – но не каждому любителю «покушать» это просто…

Физическая работа перед едой полезна («И хлеба в праздности она не ест» – Мишлей, 31:27). Напротив, после еды физическое напряжение не рекомендуется. Однако ложиться спать не стоит раньше, чем через 2 часа после еды.

Далее, продукты следует разнообразить в зависимости от возраста, времени года, погоды, вашего темперамента. Например, человеку в возрасте лучше есть более легкую пищу. Впрочем, если вы внимательны к своему телу, то сами заметите, что с течением времени характер вашего питания постепенно меняется. «Эмоциональному и вспыльчивому человеку полезнее кислое и прохладительные напитки, чем острая пища и алкоголь». А ведь чаще всего происходит наоборот: люди эмоциональные любят еще себя «подогреть» спиртным да закусочкой поострее.

Но нужно иметь в виду, что привычный режим питания не стоит резко менять. А если вы хотите установить для себя режим наиболее благоприятный, нужно обратиться к специалисту (6, 9).

Некоторые продукты подходят «всем и к любым обстоятельствам». Это – «пшеничный хлеб, но не из чистой белой муки, а с отрубями, и не слишком кислый». И, конечно, наша любимая «курочка». Особо отмечено, что «мясо птицы (особенно куриное) легче переваривается, чем любое другое» (5). Когда вы собираетесь съесть несколько разных блюд, лучше начать с чего-то легкого.

Но, какой бы вкусной и легкой ни была еда, и насколько бы ни были вы голодны, естественно, нельзя есть грязными руками (18) и глотать пищу непрожеванной (8). Иногда об этом приходится напоминать, особенно детям. Сколько раз вы слышали или произносили сами: «Ты вымыл руки?», «Прожуй хорошенько!»

Есть «вещи, опасные для человека, и от них наши мудрецы предостерегают. Некоторые хорошо понятны, механизм действия других неизвестен, но они испытаны временем. Их источник – Тора» (10).

Например, «вредно есть рыбу вместе с мясом, даже с мясным соусом. Нельзя их готовить в одной духовке, если одна из кастрюль открыта. Между рыбой и мясом надо съесть кусок хлеба и запить его». Рыбу с молочной пищей тоже не стоит сочетать. Это не касается только сливочного масла.

Вы должны следить, чтобы на еду не попало ни капли пота, потому что он вреден (можете спросить у медиков, если не верите, – ведь вместе с ним из организма удаляются токсины). Исключение – пот, капающий с лица.

Нельзя пить воду и другие напитки из сосуда, который, хоть и недолго, стоял открытым.

Есть еще один очень важный запрет (18) – не есть пищу, которая вызывает отвращение. И даже хорошую пищу нельзя есть из посуды, которая человеку неприятна. Если кто-то твердит, что ему безразлично, все равно он должен соблюдать это требование. «Не оскверняйте душ ваших» (Ваикра, 11:43).

Теперь давайте посмотрим главу 46, «Поведение за столом». Конечно, мы с вами люди взрослые и воспитанные – да мало ли что…

У вас есть овцы и другие «домашние животные»? Их нужно покормить раньше, чем хозяин дома начнет есть. Но если к вам в дом пришел человек, который хочет пить, вы должны в первую очередь напоить его (1). Люди, в чьей крови осталось воспоминание о пустынных песках, понимают, как важно утолить жажду.

Есть и пить стоя нельзя, и ваше тело наверняка понимает это лучше, чем вы.

Стол должен быть чист и накрыт чистой скатертью – независимо от того, сколько людей участвует в трапезе, сколько блюд на столе и т.д. Однако при обычной трапезе не следует подавать на стол сразу все приготовленные блюда, и много красивой посуды выставлять тоже не нужно – в память о разрушении Храма и об изгнании (2, 21).

Очень важно почтительное отношение к хлебу. Например, нельзя выбрасывать кусок хлеба, очистив им тарелку, – его нужно съесть; запрещено бросать крошки туда, где на них могут наступить, – лучше скормить их птицам. Впрочем, к любым продуктам в принципе надо относиться уважительно (8-9).

Если вы находитесь в чужом доме, как бы вы ни были голодны, не должно просить еду, следует дождаться, когда вам предложат присоединиться к трапезе. Если же вы видите, что еды недостаточно, откажитесь, как бы ни приглашали вас любезные хозяева (12, 14).

Приступать к еде раньше хозяина – и в своем доме, и в гостях – не подобает. Разговоры во время трапезы нежелательны, даже на темы Торы, но в перерыве между подачей блюд такой разговор является заповедью (3, 7).

Стоит ли напоминать, что есть и пить с жадностью – правильно, нельзя. Тем более, облизывать пальцы, пить залпом, и т.д., – даже неловко об этом говорить. Вы ведь заботитесь и о своем здоровье, и об уважении к другим участникам трапезы. Точно так же нельзя класть обратно на блюдо или на стол уже взятый кусок. Чтобы не смущать сотрапезника, не смотрите ему в лицо, когда он ест или пьет, не разглядывайте еду в его тарелке. После еды не следует резко вставать (4, 6, 16).

Есть мудрое предписание и по поводу эмоций за столом. «Не следует выражать свою злость или досаду во время еды: сотрапезники могут решить, что это относится к ним, и что хозяин недоволен тем, как и что они едят».

Итак, даже повседневная трапеза – действие, преисполненное смысла. Во всяком случае, к этому стоит стремиться. А в субботние и праздничные дни, а также дни постов – сам Б-г велел, чтобы пища (или же ее отсутствие), предметы, действия, слова и мысли были особенными.

Праздничная трапеза вообще предполагает удовольствие от вкусных и редких блюд, деликатесов. Однако – не всегда. Часто она напоминает об определенных событиях и явлениях. Особенность еврейских праздников – глубокое символическое значение, которое придается продуктам и последовательности, в какой их вкушают.

Пожалуй, на первом месте Песах – по количеству и сложности различных действий, связанных именно с пищей, которая определенным образом приготовлена, подана и съедена. Но вспомним и другие праздники.

ИзменитьУбрать
(0)

В главе 116 (7) сказано, что в Шавуот «по обычаю едят молочную пищу – в память о том, что сразу после дарования Торы, получив законы о запрещенной пище, сыны Израиля не могли пользоваться посудой, пока не откошеровали ее, и поэтому ели только молочное. С другой стороны, Ѓалаха предписывает в праздник есть мясо». И следует тщательно соблюдать правило – не смешивать мясное и молочное. Некоторые перед молитвой «Шахарит» едят легкую молочную закуску, а дневную трапезу делают мясной.

ИзменитьУбрать
(0)

В Рош ѓа-Шана «мы вкушаем продукты, чьи названия или вкус создают правильный настрой души в день, когда определяется наша судьба и судьба всего мира», – пишет р. Элияѓу Эссас. В главе 123 «Кицур Шулхан Арух» отмечено, что после благословения первый ломоть хлеба обмакивают не в соль, как обычно, а в мед, туда же окунают дольку яблока, желая сладкого года. Едят баранью или овечью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака (6), либо голову другого животного, например, рыбы – чтобы в наступившем году «быть головой, а не хвостом». Рыбу едят еще и затем, чтобы нам «множиться на земле».

Готовят блюда из моркови, свеклы и других овощей, чьи названия напоминают о добрых приметах. А чтобы не создавать дурных примет, в первую праздничную трапезу не употребляют кислого и горького. Также не едят орехов, так как цифровое значение слова «эгоз» («орех») – то же, что слова «хет» («грех»).

Йом-Кипур – день поста, когда ничего не едят и не готовят. Но приходится потрудиться накануне и по завершении, потому что это не траурный день, в отличие от других постов, а один из самых больших праздников в году.

В канун Йом-Кипура (гл. 125, 6) после молитвы «Шахарит» габай синагоги раздает леках (медовый пирог) со словами: «Пусть Всевышний дарует добрый и сладкий год». Леках раздают друзьям, родители – детям.

Ѓалаха рекомендует много есть и пить в канун Йом-Кипура (7). В первую трапезу до поста, утром, едят рыбу и креплах – пельмени или вареники с мясом (как объясняет Баал-Шем-Тов, они символизируют преобладание Б-жественного милосердия над суровым отношением Всевышнего как Судьи).

В сеуда мафсекет («трапеза прерывания», которую устраивают непосредственно перед постом) надо есть легкую пищу – можно употреблять молочное, но воздержаться от чеснока, лука, яиц, острых специй, алкоголя, рыбу тоже есть не следует. Похвально пригласить на эту трапезу бедных (8). Сеуда мафсекет должна закончиться до захода солнца, как уточняется, чтобы успеть в синагогу до начала «Коль Нидрей».

ИзменитьУбрать
(0)

В Хануку трапезы более обильны, чем обычно (гл. 131, 3). Запрещено поститься – даже жениху и невесте, если их бракосочетание совпало с этим праздником. Пост разрешается только накануне Хануки и на следующий день после нее. В дни Хануки готовят картофельные оладьи (латкес) и пончики. При этом используют растительное масло – в память о ханукальном чуде. В память о другом чуде, которое Всевышний совершил для Йеѓудит, едят молочное – особенно блюда из сыра.

ИзменитьУбрать
(0)

В Ту би-Шват на столе почетное место занимают свежие и сушеные фрукты – виноград (изюм), инжир, финики, гранаты, оливки. Это – день духовного воссоединения со Страной Израиля, и на столе должны быть плоды этой земли. Есть обычай покупать к празднику плод нового урожая, чтобы произнести благословение «Шеѓехеяну»2 (гл. 132, 2).

В канун праздника Пурим установлен Пост Эстер, от которого мы сразу переходим к веселью праздника. Этот резкий переход напоминает, что нет в этом мире веселья, которое не было бы хоть немного смешано со скорбью.

ИзменитьУбрать
(0)

В Пурим мы должны отправить два вида съестного (шелахмунес, или мишлоах манот) хотя бы одному еврею, позаботиться о бедных. Для этого выбирают такую еду, которая не требует особого приготовления – жареное или вареное мясо, сладости, фрукты, вино или другие напитки (гл. 133). Относят мишлоах манот обычно дети.

Перед главной праздничной трапезой следует отвести время для изучения Торы.

Традиционное пуримское блюдо – ѓоменташ («уши Амана») – треугольные пирожки с маком.

Даже неевреи знают, что в Пурим еврею предписано выпить вина (или других алкогольных напитков) больше, чем в другие дни. «Обязан человек в Пурим выпить столько опьяняющих напитков, чтобы он не мог установить разницу между словами “благословен Мордехай” и “проклят Аман”». Этим выражается уверенность, что Всевышний в итоге разрушит любые планы Амана, а удел Мордехая – возвыситься. «Кицур Шулхан Арух» напоминает, что слова о вине не следует понимать совсем буквально; в них кроется глубокий духовный смысл. Можно выпить немного больше обычного, чтобы стало клонить ко сну, и действительно стало трудно уловить разницу между указанными словами…

Мудрецы напоминают, что быть по-настоящему пьяным не к лицу еврею даже в Пурим. «Евреи пили всегда, и нельзя сказать, что мало, – говорит р. Штейнзальц. – Тут все то же самое, что и с едой. Вопрос в том, как пить и зачем пить: чтобы забыть или чтобы вспомнить… Другое дело, когда­ люди пьют, чтобы забыть и забыться – уйти в иную реальность, ибо в этой изменить уже ничего нельзя. Установка, предельно чуждая еврейскому сознанию… Однако вино или водка за праздничным столом может (а с нашей точки зрения, и должна) быть проявлением взаимной любви, веселья и благодарности».


1Кицур Шулхан Арух. – Шамир: Иерусалим, 5754 (1994). Главный редактор этого издания – профессор Г. Брановер, о котором мы писали в МТ № 30.
2Благодарение Всевышнему за то, что мы дожили до этих дней.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №104 > О вкусной и полезной пище
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 06:47:26
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"