Тема 104-го номера журнала «Мигдаль-Times» — «Накрытый стол»
Очень вкусная тема. Но не будем делать из еды культа, как это делают (во всяком случае, на словах) герои Шолом-Алейхема, а обратимся к особенностям практики кошера в Одессе и к особенностям еврейской кухни в Одессе (внимание! — есть рецепты).
Шабат и шабатняя трапеза производят сильное впечатление на новичка, особенно, если это новый репатриант в Израиле.
Чолнт — легендарное шабатнее блюдо, но под пером Я. Шехтера оно предстает даже возможным средством изгнания бесов из синагоги.
«Накрытый стол» на иврите звучит как «Шулхан Арух», поэтому мы не могли оставить без внимания ни предназначение этой книги, ни рекомендации из нее.
«Гренки — это Еда; — считает герой одесских рассказов А. Бирштейна.
А вот «съесть» Гоцмана, со всеми ляпами, допущенными авторами очень популярного сериала «Ликвидация», — милое дело для В. Смирнова.
На закуску мы попытались систематизировать различные виды диет — ведь надо же как-то расплачиваться за неумеренный аппетит.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
«Нас учат смотреть на пищу не как на самоцель, а как на средство к достижению цели. Наша цель в жизни – это служить нашему Творцу, а для этого необходимо иметь здоровое тело и здоровый дух» (www.chassidus.ru).
Два холодильника, два умывальника, два комплекта посуды… Фантазии дантиста Шпака? Отнюдь. Просто кашрут. Правила еврейской кулинарии и, пожалуй, образ жизни. Теоретиком и практиком этого искусства является Довид Фельдман.
Как известно, еврейский анекдот (хороший еврейский анекдот) начинается со слов: «Приходит еврей к раввину и спрашивает…» Дальше ребе открывает Талмуд, ищет, находит и выдает ответ, над которым все смеются.
Но это в анекдотах, пусть и хороших. В реальной же жизни раввины в поисках ответов на вопросы посетителей открывают не Талмуд, а совсем другую книгу. И называется она «Шулхан Арух».
«– В праздники я ем только кошерное. Я не отдам кусочка еврейской рыбы за все маринады и майонезы в мире, и, между нами говоря, я не променяю еврейское жаркое на двадцать бифштексов, ромштексов, розбратов и ростбифов. Не будем лукавить: что может быть вкуснее шейки по-еврейски, начиненной мукой? Или бабки с куриными печенками? Или почек, пересыпанных крошками теста? Или чего не хватает, например, еврейскому бульону с хворостом, или лапшой, или вдруг даже с вареничками? А? Что?
И Бибер снова возвращается к еврейской рыбе, говорит все громче, потому что все говорят, вся публика говорит о рыбе, не может нахвалиться рыбой. Гости превозносят рыбу и хозяйку…»
Шолом-Алейхем, «Блинчики»
Итак, в первую очередь, «Шулхан Арух» рекомендует есть только тогда, когда вы чувствуете настоящий голод (7), и есть не слишком много (2). Отличайте голод от вожделения к еде. Полезно раз в неделю пропускать одну привычную трапезу (подходящий день – пятница). Все сказанное горячо поддержит любой современный диетолог – но не каждому любителю «покушать» это просто…
У каждой одесской хозяйки свои кулинарные секреты и предпочтения. Конечно же, понятие «одесская кухня» все время меняет свое меню и вкусовые оттенки. И если раньше под «одесской кухней» большей частью подразумевали еврейскую, то сейчас, в силу изменения этнического состава населения Одессы и разнообразия продуктов на прилавке, эти представления уже не столь идентичны.
У нас дома никогда не выбрасывали хлеб. Мама и подумать об этом не могла. Все ее рассказы о войне, об эвакуации в башкирском городе Стерлитамаке сводились к голоду. Он так въелся в нее, этот голод, что и многие годы после войны она помнила и говорила о том, например, как вкусны были котлетки, приготовленные из очистков мороженой картошки.
– Скажите, вы любите вкусно покушать? Нет, нет, не поесть, а покушать! Не видите разницы? Тогда вы не из Одессы. Что? Одесса – провинция? Ну, так идите себе в свою столицу и не смущайте тут атмосферу. Нет, я вас никуда не посылаю. Еще!
Когда я приехала в Израиль, то вскоре обнаружила для себя двойственную природу Шабата. С одной стороны, это, несомненно, день отдыха, когда всех дел – только спать и есть. С другой – это день не праздный, люди в Шабат бывают столь же напряженно заняты.
Ни один из сериалов постсоветского времени не имел такого оглушительного успеха, как «Ликвидация». И одесский язык сыграл в этом далеко не последнюю роль.
Молодость, спортивность, свежесть – не просто физические качества, к сожалению, преходящие. В нынешнем западном обществе – это достижения и социальные знаки, вроде фирменных часов. Разумеется, красота и здоровье достойны наших усилий. Вопрос в том, какое значение этому придавать.
– Слушай, реб Вульф, – предложил Нисим, – а приготовь-ка ты свой чолнт. Такое угощение любых бесов умиротворит!
Реб Вульф не ответил. Его взгляд, только что обращенный на собеседников, внезапно изменил направление. Староста сидел отрешенный, легонько покачиваясь и рассматривая лишь ему видимую точку где-то в глубине самого себя. Им овладели мысли о чолнте…
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.