БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №106 > На грани пола, или Еврейская рулетка
В номере №106

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

На грани пола, или Еврейская рулетка
Анна МИСЮК

В истории этого человека очень мало дат, и они недалеко друг от друга расположены. Он родился в 1880 г., а застрелился в 1903-м. 23 года – вот и вся жизнь. Что в нее уместилось?

ИзменитьУбрать
Отто Вейнингер
(0)

Детство в благополучной Вене, в ассимилированной еврейской семье. Зигмунд Фрейд определил эту среду как самую продуктивную по неврозам. Что ж, Отто Вейнингер – талантливый и чувствительный – подтвердил этот тезис великого психиатра. До сих пор, бывает, сталкиваются в различных публикациях предположения: кто автор книги «Пол и характер» – незаурядные дарования Вейнингера или столь же незаурядные его неврозы, которые отличить от психозов не взялся бы и сам Фрейд, или же только Фрейд бы и взялся.

В детстве Отто Вейнингер – повторюсь – был замечен в крайней чувствительности, плакал над сшибленным грубой рукой комаром, задумывался о боли потоптанных травинок. Сам он ощутил свои головокружительные таланты рано. Нужно было выбирать: чему, какой стезе посвятить свои труды и жизнь. Но каждый выбор – ограничение. Он стал поэтом, он решил изучить тайны жизни, а затем открыл широчайшее из полей мысли – философию. В Венском университете Вейнингер изучал биологию. На рубеже 19-20 вв. в Вене не интересоваться психологией было просто невозможно (Фрейд увековечил австрийскую столицу как родину психоанализа).

Что же заставляет нас ут­вер­­ждать­, что благополучный, ода­рен­ный, образованный юноша из почтенной буржуазной австро-венгерско-еврейской семьи­ – это образ обреченности, отлученности, отрешенности – символ маргиналов 20 века? Неужели только его добровольная смерть, пуля, которую он выпустил в себя в 23 с половиной года в той самой комнате, где умер великий композитор Бетховен?

Или – что особенно странно – маргиналом его сделала книга, его единственная книга «Пол и характер»? Вначале защищенная как диссертация, а затем вышедшая в свет как солидное научное издание, выдержавшая 12 пере­изданий за первые десять лет, а количество последующих – неисчислимо. Переведенная на множество языков и до сих пор остающаяся одной из самых популярных научных книг. Смешно сказать – ведь все это должно было обеспечить солидную академическую карьеру, удобную нишу на вершинах академического истэблишмента.

Откуда же пуля в сердце? Откуда постоянная скандальная ирония, сопровождающая каждое упоминание имени Отто Вейнингера?

Нечего таинственность накручивать: дело в содержании книги. «Пол и характер» – это анализ состава человечества, его сексуальности, его греховности, его безнадежного кризиса. С юношеской открытостью, порождающей скандал, Отто Вейнингер назвал виновных в греховности, грубом материализме, погрязании в тупой повседневности. Это оказались, во-первых, женщины, а во-вторых – евреи. Женщина и иудаизм – вот что стоит на пути высокого духа и арийского совершенства. Вот о чем прокричала через биолого-психологические наблюдения и логико-философский анализ книга «Пол и характер».

До сих пор она остается классическим примером так называемой «еврейской самоненависти», до сих пор современный феминизм, говоря об искаженности женского образа в западной цивилизации, указывает на труд Вейнингера. Автор предполагал это – и долго объяснял и в предисловии, и в текстах, что вовсе не имеет в виду реальных людей – евреев, женщин, – что имеет он в виду их психокультурные характеристики, но…

По Вейнингеру, женское и мужское начало присутствуют в каждом живом организме (и это правда; ничего не зная о гормонах, Вейнингер сделал верные умозаключения). Женское – это материальная, греховная, безмысленная часть существа, в то время как мужская обеспечивает духовность, развитие, личностную перспективу. Дальше все зависит от процентного соотношения: чем больше мужского, тем качественнее человек.

Вейнингер дал неувядающий рецепт образования удачных пар, который часто повторяют (без ссылки на источник) глянцевые журналы: пропорция должна быть обратной. То есть, если вы на 80% мужчина, а на 20% состоите из женского начала, ищите ту, которая на 80% женщина, а мужского в ней – на 20%. Для вас будет чересчур 30% мужского, а 10% – маловато, не договоритесь, слишком низким и тупым, на ваш вкус, будет существо, которое женщина на 90%. Ну, и так далее.

Не надо улыбаться. На форуме, где обсуждается текст Вейнингера, можно прочесть слова искренней благодарности автору, «который помог разобраться, почему мне нравится та или иная девушка, а другие не нравятся» (сообщение 2009 г.).

А теперь про евреев. Евреи для Вейнингера – это своего рода женщины в цивилизации. Цивилизацию, творимую арийским чистым духом, портят еврейская приземленность, суетность, неразборчивость, бездуховность и т.д. Выявить какую-либо логику в этом разделе философии Вейнингера трудно, он обращается к самым противоречивым аргументам.

Кстати, и здесь он настаивает, что, невзирая на «кровь» и «расу», еврейское (плохое) и арийское (хорошее) может встречаться в разных пропорциях в каждой конкретной личности. Так, «немного евреем» становится у него Рихард Вагнер – великий воплотитель немецкого духа в музыке и известный юдофоб. Но музыка Вагнера – по Вейнин­геру – слишком громкая и картинная, а это уже «по-еврейски». Кажется, что «еврейское» для Вейнингера – это нелюбимые и опротивевшие ему дядюшки или кузены, а может быть, и… отец (не забываем о Фрейде, психоанализе и комплексах).

Гитлер называл Вейнингера «единственным приемлемым евреем», а Геббельс цитировал его в своих юдофобских речах. Книгу «Пол и характер», несмотря на еврейство автора, нацисты не уничтожали. Недавно появилась пьеса, в которой двое юношей арестованы в пьяном виде за какие-то беспорядки и сидят в венской тюрьме. Один – Отто Вей­нин­гер, в кокаиновом бреду цитирующий свою будущую книгу со всеми антиеврейскими проклятиями, а второй – будущий Гитлер. Вот такая драматургическая фантазия.

Вейнингер был мужчиной, мечтавшим о женщине, был евреем, чуждым духу арийского превосходства. С этим нужно было что-то делать. Сначала он попытался убить в себе еврея, перейдя в лютеранство вскоре после выхода книги в свет. Но кровь – не вода, кроме того, нужно было убить еще и мечту о женщине в мужчине такого совершенного интеллекта.

Вот и убил. Немного промахнулся. Агония длилась несколько часов.

3 апреля 2010 г. исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых скандальных и трагических евреев кризисной эпохи.

На русский язык книгу «Пол и характер» перевел Владимир Лихтенштадт – почти ровесник Вейнингера (родился в 1882 г.). Тоже дитя ассимилированной еврейской семьи, но выросший в российской столице, он получил образование в Германии, а в 1906 г. уже сидел в крепости по обвинению в участии в революционном терроре. Так что было время для переводов.

После выхода книги в свет русская печать сразу заговорила о ее влиянии на юные умы, а особенно на еврейскую молодежь, среди которой участились самоубийства «по Вейнингеру» либо отчаянный самоубийственный революционизм. Переводчик же, после октябрьского переворота ужаснувшийся «большевистской бездне», потом сам в нее ринулся под именем комиссара Мазина и погиб – расстрелян белыми в 1919 году…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №106 > На грани пола, или Еврейская рулетка
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-10-17 05:42:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет