БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №108 > Чем очень успешные люди отличаются от просто успешных
В номере №108

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Чем очень успешные люди отличаются от просто успешных
Марина МЕЛИЯ

Мне как специалисту, который взаимодействует много лет с «людьми успеха», постоянно задают вопросы: что позволило им добиться таких результатов, какие качества помогли им в пути на вершину?

ИзменитьУбрать
(0)

К таким людям испытывают интерес во всем мире, их жизненный путь становится примером для подражания. Мечта многих – повторить успех Генри Форда или Билла Гейтса, построивших свои корпорации «с чистого листа».

Находясь много лет рядом с «очень успешными», наблюдая за ними в процессе работы, я получила возможность понять, чем они отличаются от «просто успешных», отметить качества, которые являются как бы несущими конструкциями их личности.

Тех, кто сегодня составляет верхушку российского бизнеса, собственников и руководителей крупных компаний, корпораций, банков, условно можно разделить на три группы.

Первая – это бывшие партийные, комсомольские работники, руководители крупных промышленных предприятий, которые вовремя сориентировались и сумели получить в собственность то, чем они управляли: один – неф­тяную отрасль, другой – газовую и т.д.

Вторая группа – это люди активные, умные, талантливые, которые смогли завладеть частью госсобственности, блестяще использовав ситуацию и особенности российского законодательства. Представителей этих двух групп мы сегодня называем олигархами. Эти люди, безусловно, обладают исключительными деловыми и личностными качествами, которые и позволили им организовать успешный бизнес. Но о них уже достаточно написано и сказано.

Особый интерес для ответа на вопрос статьи представляет новая генерация российских бизнесменов – те, кого можно назвать self-made. Они не занимали крупных должностей, не имели административных и политических ресурсов или мощных покровителей, не участвовали в дележе госсобственности, они создавали свой бизнес с нуля. Эти люди добились успеха только за счет своих личностных качеств. Сегодня им 30-40 лет, они владеют крупным бизнесом и оказывают значительное влияние на российскую экономику. Итак, что отличает этих людей, какие качества помогли им добиться успеха, стать богатыми и влиятельными?

«Могущество желаний». Прежде всего, это масштаб желаний, своеобразная одержимость большой целью. Обычному человеку это не свойственно, ему и в голову не придет замахнуться на такие вершины, а если и придет, то станет страшно от одной только мысли. К тому же, надо иметь смелость осуществить задуманное. А вдруг ситуация резко изменится – не примут нужный закон, курс доллара упадет?.. У лидеров бизнеса масштабные желания и ясные цели подкреплены абсолютной верой в успех – это тоже редкое качество, которое помогает сделать желаемое действительным.

Есть интересная закономерность – эти психологические качества проявляются уже в детстве. Один знакомый бизнесмен как-то рассказывал мне, что лет в 13 уже мечтал стать миллионером. Это было еще при советской власти – странное, фантастическое желание! И он его осуществил.

Другой пример. В начале 90-х молодой человек – ему тогда было 22 года – побывал в Голландии, где его пора­зил уютный коттеджный поселок с ресторанами, спортивными площадками. И он загорелся желанием построить такой поселок в России. У него не было ни компании, ни денег, ни специального строительного образования. Были только мощное желание и вера в успех. И он действительно создал строительно-промышленную корпорацию, построил такие поселки и был практически первым в том бизнесе.

«Мощный внутренний импульс», характеризующий поистине творческих людей. Эти люди руководствуются собственными принципами и мотивами, им не нужны системы мотиваций, компенсаций и поощрений. Они будут работать и ставить цели без каких-то внешних стимулов. Именно поэтому они способны их достигать, даже когда все вокруг убеждены, что они не добьются успеха.

Модель жизни таких людей: захотел – и сделал. Реализовать ее им помогает еще одно важное качество – отсутствие внутренних преград, внутреннего конфликта, а внешние преграды они умеют успешно преодолевать.

«Неоправданный оптимизм». Такие люди считают, что их шансы выше, чем у других, а способности – лучше. Они убеждены, что им все под силу. Их отличает высокая устойчивость к неудачам, даже крупным, так называемый «подкожный слой оптимизма». Неудачи не заставляют их опустить руки, наоборот: побуждают к мобилизации всех жизненных ресурсов. Появляется азарт – «победить».

Надо понимать, что оптимизм неоправдан, ибо он по определению предполагает успешный исход, а реально шансы почти всегда – 50 на 50. Эти люди верят в успех, часто вопреки происходящему, – и, как ни странно, они его добиваются.

На чем зиждется их оптимизм? На убежденности, что любая цель может быть достигнута и мир в принципе управляем. Людям действия присуща «мания всемогущества». Как у Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, путь лучше он прогнется под нас». Их философия состоит в том, что все можно сделать, все можно решить. Поэтому они не понимают, когда, например, к ним приходит исполнитель и говорит: мы не можем это сделать. Как «не можем»? – это же элементарно. И действительно: берет и делает.

«Открытость суровой правде» и фактам, какими бы ужасными они ни были, в сочетании с верой в победу просто поражает. Я была свидетелем таких ситуаций в бизнесе, когда окружающим кажется: все, ничего нельзя сделать – а у наших героев это вызывает лишь азарт. И, справившись с неизбежными трудностями, они выходят из борьбы более сильными. «Главное – знать правду. Это позволяет принять правильное решение», – сказал один руководитель, отвечая на мой вопрос, как ему удалось вытянуть свою компанию из безнадежной, казалось бы, ситуации.

«Компетентность во времени». Успешные люди находятся в хороших отношениях со временем. Они живут настоящим, а не будущим или прошлым. Но при этом для них, в отличие от большинства людей, существует и прошлое, и будущее. Ведь есть люди, которые живут прошлым, другие, напротив, мечтают о будущем, все время строят планы, готовятся к подвигам. Но настоящей жизнью не живут ни те, ни другие.

Успешные люди очень реалистичны в оценке перспектив, легко связывают текущие задачи со стратегическими планами, воспринимают время как непрерывный поток. Они спокойно и трезво смотрят в будущее, не боятся его, но и не строят воздушных замков. При этом не жалеют о сделанном. О своих ошибках они говорят: «Ну что ж, зато я приобрел опыт», – и используют неудачи как трамплин для будущих достижений.

«Черно-белое восприятие». Все подчинено достижению цели, все жизненные ситуации, факты сортируются по принципу «нужно – не нужно». «Нужное» притягивается, как к магниту, а ненужное отбрасывается. Это требует сосредоточения: такой человек, как снайпер в момент выстрела, видит мир сквозь прицел. Конечно, мир упрощается, становится в какой-то степени черно-белым. В нем есть либо средства для достижения целей, либо препятствия. Так же и с людьми – они могут быть полезными либо бесполезными, соратниками или врагами.

Окружающим кажется, что такой человек обедняет свою жизнь, что ради дела он готов пожертвовать всем: семьей, друзьями, отдыхом. Но для них это не жертва – это их жизнь, полноценная, интересная, насыщенная. А все остальное уходит куда-то на периферию сознания.

Такие люди часто кажутся бессердечными, эгоистичными, тщеславными. Но они просто сосредоточены на своих планах. Мы же говорим не об обычных людях, а о «беспокойном меньшинстве», о тех, кто действительно ориентирован на дело, кому «больше всех надо», кто готов вести за собой, нести большой груз ответственности и отбрасывать все лишнее. Большинство людей не способны на это – и слава Б-гу!

«Харизма». «Очень успешные» способны как бы завораживать и увлекать за собой, обладая притягательной силой. Они чувствуют за собой безусловное право управлять людьми, влияют на мысли и действия других. Когда такой руководитель появляется в офисе, жизнь закипает. Его нет – и все как будто замирает. Он может говорить громко или тихо, может заикаться, быть красивым или некрасивым, но люди идут за ним.

ИзменитьУбрать
(0)

«Склонность к риску». Отвага, риск, тяга к экстриму во всем – в работе, в бизнесе. Что такое отвага в бизнесе? Это сочетание риска с ответственностью – вы принимаете решения, цена которых очень высока, за решениями последуют изменения, а это всегда риск. Сколько решений, рискованных, опасных, авантюрных, принимают за день деловые люди – трудно подсчитать. И при этом они не испытывают страха – напротив, получают удовольствие, беря на себя ответственность за дело и за людей.

Понаблюдайте за «очень успешными» в казино, и вы увидите, что играют они безо всякого удовольствия. Им неинтересны азартные игры, потому что каждый день они делают огромные ставки в настоящей, более занимательной для них игре – бизнесе. И наоборот, любят искусственно взбодрить себя за зеленым сукном государственные чиновники или дети состоятельных родителей, которым не хватает естественных стрессов.

Рискованному бизнесу сопутствует и экстремальный отдых. Они не пьют, наркотиков не употребляют. Как заставить себя забыть о работе? Помогают нагрузки, риск, опасность. Поэтому, катаясь на горных лыжах, они выбирают самые сложные спуски, прыгают с парашютом, управляют реактивными самолетами и т.п. Они бесстрашны, чувствуют себя неуязвимыми, уверены, что полностью контролируют ситуацию, и не утруждают себя завещаниями, как западные бизнесмены. Им интересен день сегодняшний.

«Высокая энергетика». Очень успешные люди могут работать по 15-20 часов. Прилетев с Камчатки в Москву, они тут же готовы отправиться на переговоры в США, оттуда – в Европу, потом лететь куда-то на уик-энд в горы, а потом – скажем, на свое уральское предприятие. Ритм их жизни настолько интенсивен, что помощники, заместители, люди из ближайшего окружения порой не выдерживают ни физически, ни психологически.

«Мощный созидательный импульс». Еще одна удивительная способность наших героев – порождать успешные проекты, создавать новые компании, предприятия, даже не имея специального образования и не зная специфики бизнеса. Появилась новая идея, быстро что-то набросал, обговорил – и уже готов действовать. Люди такого склада чувствуют свое право управлять другими людьми, огромными компаниями, мощными финансовыми потоками, не испытывая при этом ни малейшей робости. Они способны к созданию чего-то большего и более долговечного, чем они сами. «Создавать», «строить», «развивать» – ключевые слова их деловой жизни. Увеличение масштабов задач, управления и ответственности может привести таких людей и в политику.

«Ответственность и моральные границы». Им свойственно обостренное чувство ответственности за свои слова, дела, за людей, которые им доверяют. Когда так много дано, то и многое спрашивается. От этих людей зависит слишком много человеческих судеб, иногда даже в масштабах страны. У них есть свой свод правил, определенные этические принципы, внутренние нормы, моральные границы, которые нельзя пере­ступать. Это позволяет высоко держать голову и смело заниматься своим делом.
Выстраивать нормальные деловые отношения сегодня экономически гораздо выгоднее, чем пытаться кого-то «кинуть» или «срубить халяву». Деловой мир очень тесен, все крупные бизнесмены друг друга знают и понимают, что значит деловая репутация. Для них платить по счетам – дело чести. С ними можно не подписывать контрактов – достаточно их железного слова.

«Воображение имеет большее значение, чем факты».
Альберт Эйнштейн
«День, в который вы решились что-то сделать, – счастливый день».
Японская пословица
«Ясность мышления и безальтернативность решений». Они способны воспринять максимум информации «на входе», не ставя никаких фильтров, барьеров, про­ана­ли­зировать ее, установить нестандартные связи. Мно­го­вариантность «на входе», отсутствие внутренних преград и безальтернативное решение «на выходе». В отличие от большинства людей, которые принимают решения, а потом их без конца меняют, очень успешные люди обладают уникальной способностью к принятию безальтернативных решений. Пока решение не выработано, они открыты для обсуждения, диалога, откровенны и внимательны. Но как только решение созрело – оно больше не обсуждается, все внимание сосредотачивается на его реализации, достижении поставленной цели. А затем их интерес переключается на следующий проект, следующую цель.

«Деньги – лишь средство для достижения цели». Эти люди – в реальных отношениях с финансами. Вообще, деньги – категория диагностическая. Перефразируя известную поговорку: покажи, как ты распоряжаешься деньгами, и я скажу тебе, кто ты. У бизнесмена деньги постоянно работают. Есть четкие стратегические ориентиры, в том числе и количественные, и бизнесмен всегда знает, куда он вложит деньги – в производство, в развитие, как распорядится прибылью.

Деньги для таких людей – это скорее средство, но не цель. Они дают возможность решать задачи совсем иного масштаба. Деньги дают возможность выйти на качественно иной уровень решений, на новый виток развития, значительно расширить сферу влияния и деловых интересов.

«Бизнес – способ самореализации». Иногда говорят, что деловые люди в бизнесе реализуют свои комплексы, компенсируют непродуктивность в иных областях жизни. Это не так. Я бы сказала, что гиперкомпенсация характерна скорее для диктаторов, политиков. Часто это унижение, испытанное в детстве, амбиции, стремление к власти и т.д. Для тех, о ком мы говорим, бизнес – способ самореализации. Особенное удовольствие им доставляют победы в невозможных, казалось бы, ситуациях.

Один из олигархов первой пятерки на вопрос о любимой в детстве сказке упомянул о лягушке, которая выбралась из кувшина со сметаной, взбив ее в масло. Я насчитала среди своих знакомых – успешных бизнесменов – еще человек пять поклонников упорной лягушки. Еще двое в детстве любили «сражаться» со сказочным драконом: одну голову отрубаешь, а у него две новые вырастают… А вот любителей сказки про Емелю или золотую рыбку я среди лидеров бизнеса пока не встречала.

«Демократичность и скром­ность». Человеку, который начал с нуля, не имея за спиной связей и наследства, еще недавно владел небольшой компанией, а сегодня уже руководит крупнейшим холдингом, не свойственно терять чувство реальности. Если он все это сделал сам, если богатство не свалилось ему на голову, если все идет естественным путем, то он просто взрослеет, набирается опыта, берет на себя больше ответственности и не любит шумихи вокруг собственной персоны.
Такие люди крепко стоят на земле, в отличие от тех, кого на вершину парашютировали, – например, детей олигархов или министров, получивших в наследство «империю». Всегда можно отличить тех, кто сам создал свой бизнес, от тех, кто его получил. Посмотрите, как руководитель общается с сотрудниками, как распоряжается своим временем, насколько он открыт и демократичен, и вам все станет ясно.

«Инаковость, уникальность». В окружении крупных бизнесменов нет людей, подобных им, сравнимых с ними по своим личностным качествам. Они иные, независимы и нетрадиционны во взглядах, привычках и зачастую воспринимаются как эксцентричные. Они позволяют себе быть упрямыми, раздражительными, холодными, бессердечными и безжалостными. Они сосредоточены на себе и своих планах. С детства они чувствуют свою необычность, часто попадая в положение «гадкого утенка». Один из очень известных бизнесменов рассказывал: «Мне было 14 лет. Я жду автобуса по 20-30 минут на морозе, чтобы с окраины Москвы доехать до английской спецшколы. Пропихиваюсь в автобус, меня со всех сторон толкают, давят, а я думаю: "Вы даже не знаете, с кем едете, кем я буду"».

«Экзистенциальная тре­вога». Казалось бы, они имеют все, удовлетворили все свои потребности: и базовые – витальные, и потребность в общении, руководстве, самореализации. И все равно они постоянно ощущают то, что называется «экзистенциальной тревогой», все время хотят большего. Такая новая деловая элита – это более продуктивные для экономики страны люди, у них есть некий психологический вечный двигатель: как только они добиваются одной цели, тут же ставят следующую.
Сегодня такой тип личности становится чрезвычайно популярным, чуть ли не единственной моделью оптимального варианта жизни, наиболее социально одобряемой моделью. На успешных людей действия стремятся равняться, их ставят в пример. Конечно, без них прогресс и развитие были бы невозможны.

Однако надо понимать, что такой вариант жизни, хотя он многими рассматривается как основной, подходит далеко не всем.

Публикуется в сокращении.
«Ведомости», 2004, www.hrm.ru


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №108 > Чем очень успешные люди отличаются от просто успешных
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-09-19 09:20:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia