БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №108 > Совершенно НЕ страшная история
В номере №108

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Совершенно НЕ страшная история
Николь ТОЛКАЧЕВА

Одной черной-пречерной ночью по черному-пречерному кладбищу бесшумно ступал черный-пречерный человек, а за ним двигались черные-пречерные люди, и им почему-то… совершенно не было страшно.

Потому что черным городом оказался ночной Бердичев, высоким черным человеком – реб Велвел. А следовавшие за ним люди – мы, мигдалевцы, и те, кто решился совершить вместе с нами это путешествие в альтернативную реальность.

В этом параллельном мире, в этой иной реальности отсчитываются последние дни 5770 года. И живут там люди у самой земли, а не в каменных башнях, яблоки растут на деревьях, а не на полках магазинов, в гости друг к другу ходят, а не ездят, и лошадь – такой же друг человека, как и собака. Но самое удивительное, что любимое занятие украинских крестьян в этой затерянной стране – рассказывать многочисленные легенды о еврейских цадиках и скрытых святых. Особенно о самом рабине Сруле и его учениках.

ИзменитьУбрать
(0)

«В старое время рабины были не то, что нынешние, – так начал свой рассказ старый крестьянин, тряхнув длинным седым чубом. – Нет, совсем другие! Когда я был еще малым хлопчиком, мой отец, царство ему небесное, рассказывал, что у нас в Меджибоже жил большой рабин, святой рабин, Срулем его звали, и был тот Сруль справедливый рабин и мог творить чудеса. А платье он носил не из шелка, а из простой холстины, молился под открытым небом, в широких полях да в дремучих лесах. Если Срулю понадобится вода, он только вот­к­нет в землю свою палку, повернет ее – и вода сразу забьет. И сам он был святой, и голос у него был святой: как начнет Б-гу молиться и петь, так слетится стая птичек, сядет ему на голову и поет вместе с ним...»

В другой реальности украинская деревня Меджибож – это богатый город, культурный и торговый центр на пересечении многих европейских путей. Щедрая география города обеспечила его не менее щедрой биографией. Переходя из рук в руки, деревянные пограничные строения Киевского княжества становятся то каменной крепостью княжества Подольского, то мощной цитаделью итальянского образца, принадлежащей польским магнатам, недолгий турецкий период превращает замковый костел в мечеть, а в конце 17 в. поляки возвращают все на круги своя.

И этот бурлящий и кипящий торговой жизнью Меджибож, населенный поляками, евреями, украинцами, армянами, греками и немцами (12 тысяч душ – кстати, это было всего-то на 3 тысячи меньше, чем в самом Киеве), становится одной из духовных столиц еврейского народа. А главным в этом удивительном городе был тот самый сказочный рабин Сруль. Его чудеса до сих откликаются во всех возможных реальностях.

Даже отчаянный реалист, попав в маленький захолустный Меджибож, может усомниться в собственном здравом уме. На дороге может в любой момент появиться человек с длинными пейсами и в высокой меховой шапке. Пытаться читать таблички на домах, не зная иврита, бессмысленно. А главная улица носит имя не Ленина, а Исраэля Баал-Шем-Това. Да, именно раби Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов (Бешт), основатель хасидизма, и был тем волшебным рабином Срулем – защитником и заступником всех нуждающихся в этом сказочном крае. Здесь он в 1740 г. устроил свою постоянную резиденцию.

ИзменитьУбрать
(0)

Сорокадвухлетний Бешт был уже широко известен как цадик и целитель. К этому времени он прошел через сиротское одиночество, а потом и раннее вдовство, через странствия и годы отшельничества, отягощенные нелегким физическим трудом. В Меджибоже он получает жалованье от местной общины и собирает в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении. Поэтому даже после смерти раби в 1760 г. цепь легенд не прерывалась. Ведь его ученики выбирали не менее удивительные места и не менее удивительные жизни для себя.

Раби Яаков Йосеф бен Цви открыто проповедовал идеи хасидизма. Самой благодатной почвой для его слов, как оказалось, обладало местечко Полонное, где после 1770 г. он стал раввином. Его слова меняли и пространство, и время. И вот уже Полонное, известное только тем, что упоминается в исторических документах с 996 г., да еще тем, что половцы его добыть так и не смогли, становится одним из наиболее крупных центров хасидизма в Волыни. Плохие слова, как известно, сами разлетаются, а хорошие надо собирать, и желательно собирать их в книги. А святые слова лучше всего собирать в святые книги, чтобы не растерялись случайно. Книга «Толдот Яаков Йосеф» («Повествование Яакова Йосефа», Корец, 1780) состояла из проповедей автора, основанных на изречениях и поучениях Бешта.

Появление первой хасидской книги стало одним из факторов, вызвавших противостояние с митнагдим, за что она даже подверглась публичному сожжению. Но пепел не зря считается лучшим удобрением: в 1781 г. был издан труд Яакова Йосефа бен Цви «Бен порат Йосеф» («Йосеф – поросль плодоносящего дерева»), а годом позже – «Цафнат пе‘анеах» («Толкователь сокрытого»). Это была последняя работа, опубликованная при его жизни.

Самый близкий из учеников великого Бешта, таинственный Магид из Межерича, покоится в не менее таинственном месте, хотя никаких темных рек и глухих лесов в местечке Аниполь вы не найдете. Но и само местечко вы с первого раза тоже не найдете. Начнем с того, что это распространенное имя и на карте Украины встречается трижды. Но даже когда вы определитесь, какой именно Аниполь вам нужен, важно угадать с произношением, выспрашивая дорогу и читая указатели. И только перейдя на украинский язык, вы сможете найти «Ганнопиль».

На тамошнем кладбище похоронены раби Дов-Бер и преданнейший его ученик раби Зуся – герой многих хасидских майс. Магид был человеком честным, благородным, строгим и требовательным, пользовался всеобщим уважением. По поводу самых невероятных историй о Беште ему достаточно было сказать: «Я там был и видел это своими глазами», – чтобы люди поверили. Легенда подтверждает это: «После смерти Учителя нашего, Исраэля Баал-Шем-Това, сама Шхина взвалила на плечи поклажу, взяла посох и пошла из Меджибожа в Межерич».

Духовный наставник, учитель, опытный тактик, закаленный организатор и выдающийся мистик слились в одной личности, о которой мы не знаем почти ничего. Вот разве – что в юности он любил вставать с рассветом и гулять по берегам озер и ручьев: так он учился искусству слушать. Что он был близорук, прихрамывал, непрерывно страдал от непонятных болей, дрожал перед публичными выступлениями. Мы знаем также, что он ел и спал невероятно мало, и что за его суровым лицом скрывался великодушный человек и нежный отец.

Он не оставил после себя почти ничего, за исключением трехсот учеников. Тридцать девять из них по праву стали духовными руководителями еврейского народа.

Крохотная деревушка Виледники на реке Норинь. Имя – единственное, что роднит ее с некогда цветущим городком Виледник. Нет его больше на свете. Весь ушел он в противотанковый ров на околице. Сожжен и разорен. Все, что осталось от его четырехсотлетней истории, – оэль чудотворца из Виледника, как живой цветок, как символ жизнестойкости еврейского народа.

«У подножия скалы, всем на удивление
Расцветает городок –
прелестное видение
», –
написал в своей трогательной поэме «Прелестный цветок Полесья» юный хасид из Виледника Исроэл Дов-Бэр. Получив смиху1, он принял на себя духовное правление еврейской общиной родного городка. Раби Исроэл был наделен многими талантами, оставил прекрасный сборник комментариев к Торе и Талмуду «Шэйрис Исроэл», но славу приобрел как искусный врачеватель и чудотворец, уважение к которому сохранялось даже в годы кровавых лихолетий.

Когда во время Второй мировой войны немцы решили устроить в здании оэля склад горюче-смазочных материалов, местные жители горячо этому противились. Но кто их слушал... Однако при попытке разбить надгробие один из рабочих погиб, а второй получил тяжелое увечье. Не сумев разбить надгробие, немцы все равно разместили в помещении бочки с бензином. Но той же ночью одна из них обрушилась на часового, задавив его насмерть. И тогда, смеясь над местными предрассудками, один из офицеров вызвался провести там ночь. Никто не знает, что с ним произошло, но больше работы на могиле праведника не велись. Вот только до окраины городка, до рва противотанкового, из миров параллельных не дотянулась защита...

Для нас Бердичев – такой же равноправный герой еврейских анекдотов, как некто Рабинович. Между тем, когда-то он носил звучное имя Волынского Иерусалима. С середины 17 в. украсил его замок воеводы Тишкевича. Но городу, кроме красоты, хотелось процветания, которое и пришло к нему – вместе с ежегодными ярмарками и евреями.

Начиная со второй половины 18 в., Бердичев стал одним из самых больших торговых центров и одним из самых еврейских городов Украины. И только один главный раввин был в Бердичеве. Каждое поколение имеет своего заступника на земле, однако не каждому поколению дано знать его. В большинстве случаев он скрывается среди 36 «тайных праведников», на которых удерживается мир. Раби Леви-Ицхок Бердичевский был явным. Его восторженная любовь к евреям доходила до того, что он позволял себе дерзости по отношению к Небу, но лишь когда речь шла о заступничестве за народ Израиля. В его душе непрестанно боролась любовь к Израилю с любовью к Б-гу. Не о материальном благополучии болел раби. Уж если что и заботило реб Левика, так это умаление духовной жизни Израиля в плену. Сам же он был полон несокрушимой веры и каждый день ждал пришествия Мошиаха, и было это ожидание полным глубокой тоски. И не было больше главных раввинов в городе Бердичеве.

А вот на берегу реки Уманки стоит город, имя которого известно во всем мире. Одним он знаком своим удивительным парком, а другим – своими хасидами. Основатель Брацловского движения, правнук Баал-Шем-Това, раби Нахман вырос в насыщенной атмосфере хасидских преданий. Их высокие ноты отразились во всех его дальнейших духовных исканиях. Незадолго перед бар-мицвой (и, кстати, последовавшей вскоре женитьбой) он составил сборник афоризмов на темы различных проявлений еврейской духовной жизни – «Книгу нравственных качеств».

ИзменитьУбрать
(0)

Побывал он в Эрец-Исраэль и проездом был в Одессе. Но на святой земле смог посетить только Тверию и Цфат, а до Иерусалима не добрался – помешало нашествие Наполеона. Вернувшись домой, в Украину, раби Нах­ман в 1802 г. посетил Умань.

За 30 лет до этого Умань была процветающим многонациональным городом, поляки, украинцы и евреи мирно уживались в нем. Но эта идиллия была уничтожена вместе с городом – восстанием гайдамаков. Вид разрушенного города, который все еще хранил запах крови и пожарищ, настолько потряс раввина, что он совершил на одном из кладбищ молебен за «души праведные и невинно убиенные». Жуткие видения преследовали его до самой смерти. За несколько месяцев до кончины, в 1810 г., раби Нахман переехал в Умань, где и завещал похоронить себя, дабы духовно воссоединиться с душами десятков тысяч невинных жертв.

Такой в течение 33 часов представала перед нашими глазами история и география существовавшей когда-то великой хасидской империи. Проступала сквозь стекло и бетон, сквозь заброшенность и запустение, – чтобы мы увидели, что не существует никакой альтернативной реальности, а это и есть наш мир, в котором идет отсчет последних дней 5770 года, и в котором всегда есть 36 «скрытых праведников», удерживающих его для нас.


1Смиха («рукоположение») в библейский период – посвящение, смиха требовалась для членства в Санѓедрине, в период Талмуда – возведение ученого в сан раби; позднее – присвоение звания раввина, раввинский диплом, удостоверяющий соответствующую квалификацию его владельца

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №108 > Совершенно НЕ страшная история
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 05:29:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Dr. NONA