Тема 112-го номера журнала «Мигдаль-Times» - «В стиле модерн…»
Конечно, имеются в виду евреи в стиле модерн – то есть, что они сотворили в этом стиле или каким другим образом оказались причастны к нему.
Почему вдруг такая тема? Да потому что спустя столетие модерн опять в моде – и это не тавтология, а веяние времени. И может, не случайно только что вышедший роман Дины Рубиной перекликается с реальной историей, столь характерной для эпохи модерн.
Видно, кроме красоты, эстетики, есть нечто большее в этом культурном явлении, охватившем на рубеже 19-20 веков не только живопись, архитектуру, все виды прикладного искусства, но и музыку, театр, литературу и даже зарождающееся кино. Более того, оказалось, что еврейское национальное искусство зарождалось тоже с модерном. И еврейская литература не осталась в стороне. Образец такой еврейской прозы в стиле модерн мы тоже представили в нашем журнале.
Естественно, что эпоха модерна не прошла мимо нашего европейского города, поэтому мы предлагаем нашим читателям совершить прогулку по Одессе в стиле модерн, а заодно выяснить, что же происходит с одним из самых «модерновых» зданий.
Благодарим Dutch Jewish Humanitarian Fund за поддержку нашего журнала
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Начну с вывода: еврейское национальное искусство – ровесник модерну и воплощено в формах и настроениях модерна. Это раз.
Два – это немедленные и подразумеваемые возражения, в которых первое место занимают древность еврейского народа и его творческое начало.
И три: не будем путать народное с национальным и разберемся, откуда эти противоречия явились.
Так что отправимся к началу наших рассуждений, а начало это расположено… в начале прошлого века.
Модерн – это когда входишь в дверной проем, устроенный греческой буквой «омега», словно в пещеру, это – как родиться обратно, оказаться там, где тебе по-настоящему рады, где ты родной. Модерн – это стеклянный козырек, лакомым прозрачным леденцом нависший над крыльцом: во время дождя видишь растекающиеся капли, но остаешься неуязвим. Модерн – это отсутствие прямых углов, о которые вечно расшибаешь то локоть, то коленку, это торжество витиеватых, извилистых форм и линий, бережно обволакивающих и поддерживающих тебя, словно руки-ветви матери природы.
Найти «фигурантов» по делу о модерне оказалось не таким уж легким занятием: зачастую трудно определить, к какому именно течению принадлежит художник или отдельные его работы. Особенно, если речь идет об эпохе модерна, когда зарождались сразу несколько стилей: неорококо, неоготика, неоклассицизм, «мавританский» стиль, неорусский стиль, конструктивизм... Многие художники пробовали себя в разных ипостасях, переходя от классической живописи к модерну, экспрессионизму, конструктивизму, или смешивая эти стили.
Еврейское искусство обязано хасидизму своей образной системой. Это кажется вполне неопровержимым для живописи и музыки, но оказывается, что и в литературе неоценима роль тех, кто вырос в местечках Галиции и Подолии и в своем мировидении соединил достижения пытливого тренированного ума и чувствительного воображения. Это мировидение воплотилось в словесные образы новелл, повестей и сказаний, которые лишь сейчас открываются нам в русских переводах, пусть и фрагментарно. Преисполненные мистики произведения писателей-хасидов оставались в советские времена непереведенными, да и на идиш их не публиковали.
Одесса всегда отличалась как национальным разнообразием, так и пестротой архитектурных стилей: современные новострои, сооружения хрущевских времен и «сталинки» мирно соседствуют с постройками в стиле классицизма, модерна, ампира, барокко и конструктивизма. Архитектурная эклектика придает нашему городу неповторимый колорит.
Хотя Одесса и не обделена архитектурными красотами, все же судьба дома на Дерибасовской, 29, в котором ранее располагалась гостиница «Большая Московская», по-прежнему остается в центре внимания одесситов. Здание, построенное в 1903 году, долгое время пребывало в разрухе и запустении.
Восемнадцатилетняя Адель, дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра, в 1899 году вышла замуж за более старшего по возрасту Фердинанда Блоха (практически вслед за сестрой Марией, которая стала женой Густава – брата Фердинанда). При этом обе семьи взяли двойную фамилию Блох-Бауэр.
Каждая новая культурная эпоха – смена стиля, моды, атмосферы – порождает новые мифы и переосмысляет старые. Есть мифы практически вечные, которые в том или ином виде переходят из столетия в столетие. Например, история Пигмалиона и Галатеи.
Тихо и мирно протекала жизнь в моем родном городке Тольна, устроившемся на берегу речки Талиш, что на юге красавицы Украины. В трехстах двадцати еврейских домах, обосновавшихся на двух десятках длинных и коротких улочек, вьющихся вокруг базарной площади, было все необходимое для жизни еврейской общины: был тут раввин с помощниками его, кантор, два резника, доктор и парикмахер, казначей для живых и погребальное товарищество для умерших. Было две синагоги, старая баня, хедер, а в нем, как обычно, основательная неразбериха. На рынке, в центре города, был общественный колодец, а на окраине городка копали глину, которой обмазывали дома, и даже были ручные жернова во дворе синагоги, которыми из года в год мололи муку для мацы. Что еще нужно еврею?..
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
06.06.2011 08:28
Спасибо редактору и авторам за отличный номер!
14.06.2011 15:04
Спасибо редактору и авторам за отличный номер!
Спасибо за "спасибо", тем более - от профи :)