БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №133 > КАК В КИНО…
В номере №133

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

КАК В КИНО…
Инна НАЙДИС

В итальянском кино нет евреев.

Зачастую, когда нужно разузнать о еврейских корнях какой-либо знаменитости, я обращаюсь к антисемитским сайтам. Они, конечно, нередко делают евреями людей, совершенно не повинных в этом грехе, но «исследовательскую» работу проводят дотошно.

Но в данном случае – при вселенском вое о засилье евреев в американском и советском кинематографе – «компромат» на итальянских кинематографистов даже с их помощью найти не удалось. (Та же картина и с музыкантами, что еще более удивительно.)

Почему так? Неужели итальянские евреи не проявили интереса к кинопроизводству?

Ответ, наверное, содержится в реплике известного итальянского ювелира-дизайнера Роберто Коэна. Естественно было предположить, что он потомок коэнов, а фамилия просто несколько трансформировалась. Однако: «Моя фамилия имеет испанское происхождение от названия небольшого городка Коин, неподалеку от Гранады. В 1503 году мои предки переместились из Испании в Венецию. Они были евреями, бежавшими от католиков. Но теперь мы уже три века как католики, потому что влюблялись в девушек-католичек». Примечательно не только, что предки, бежавшие от католицизма из Испании, в конце концов, растворились в нем (в католицизме) в Италии, но и то, что память об этих еврейских предках вот уже полтысячелетия не вытравить из анналов семьи.

Полагаю, эта картина характерна для многих ассимилированных итальянских евреев: они либо уже не помнят, либо хотят забыть. Например, история Марчелло Мастроянни. Незадолго до смерти его мама призналась, что она еврейка и девичья фамилия ее Идельсон. Ида Идельсон в 1906 г. переехала с родителями из Минска в Германию, а затем – в Италию.

Но это «поздний» случай: если мать Мастроянни не афишировала свое происхождение в фашистской Италии, то большая часть «растворившихся» евреев скрывала свою национальность еще со времен инквизиции. Поэтому мы можем только гадать и «выискивать», что, надо сказать, малопочтенное занятие. Ну, отказались люди от своего еврейства. Но…

Бывший католик, а ныне раввин, Пинхас Пунтурелло удивился тому, что, когда скончался его дедушка, католическая семья его отца закрыла зеркала в доме. Позже он узнал о еврейских корнях не только своего отца, но и матери. Посетив еврейское кладбище в Неапо­ле, Пунтурелло был потрясен тем, как много могильных камней с выбитой на них девичьей фамилией матери – Руссо – он там обнаружил. Оказалось, что Руссо (и Росси) – распространенная фамилия «бней анусим», или марранов – насильно крещенных в 15-16 вв. евреев.

К слову, мать известного итальянского дизайнера Роберто Кавалли – Марселла Росси. Знает ли маэстро, почему он с такой симпатией относится к Израилю?

Рабби Пунтурелло каждый день узнает о новых бней анусим. В Калабрии около 100 человек идут на гиюр, в Палермо – 60, а вообще речь идет о тысячах.

Анна Маньяни… Режиссер Франко Дзеффирелли, который хорошо знал Анну, утверждал, что ее мать еврейка, но сама Анна говорила – римлянка, что, впрочем, не является национальностью, как и профессия «юрист» у отца скандального российского политика.

Мы можем только догадываться, куда заведет нас жажда Федерико Феллини узнать родословную своей матери. Он откровенно сожалел, что римлянин только наполовину – по матери, отец его – коммивояжер из Римини. Будучи убежденным католиком, Феллини с гордостью упоминал, что род его матери Иды Барбиани берет свое начало в 15 в. Их предок, брошенный в темницу судом папы Мартина V, был... аптекарем – одна из еврейских профессий в те времена. Впрочем, не станем бросать тень на гениального режиссера.

Итак, евреев в итальянском кинопроизводстве нет, а в фильмах – присутствуют? Электронная еврейская энциклопедия сообщает, что некоторые итальянские фильмы о 2-й мировой войне содержат эпизоды, связанные с еврейской темой. Например, «Генерал Делла Ровере» (1959, режиссер Р. Росселини), «Капо» (1960, Дж. Понтекорво) – об Освенциме, «Золото Рима» (1961, К. Лидзани) – о еврейском Сопротивлении, и «Проклятая» (1969, К. Лидзани) – об изнасиловании и самоубийстве еврейской девушки, «Сад Финци-Контини» (1970, режиссер В. де Сика) – о том, что полная ассимиляция не спасала евреев Италии от уничтожения нацистами.

Итак, мы все-таки нашли одного режиссера-еврея: «Джильберто Понтекорво (Пиза, 1919-2006) – кинорежиссер, сценарист и общественный деятель-коммунист. Его родители были одними из самых состоятельных членов еврейской общины города. Брат советского физика Бруно Понтекорво и британского генетика Гвидо Понтекорво».

Фильм Витторио де Сика «Сад семейства Финци-Контини» получил «Оскара» «за лучший сценарий и повествует об истории любви бедного еврейского юноши к своенравной девушке из аристократической еврейской семьи. В предвоенной фашистской Италии правительство принимает законы, ущемляющие права евреев. Но законы допускают исключения для лиц, имеющих «заслуги перед Родиной». И кто-то вступает в партию, кто-то жертвует значительные суммы правительственным организациям, получая взамен несколько лет относительного покоя, возможность жить, любить и надеяться на счастье. Фильм заканчивается в тот момент, когда трагедия только переступает порог».

Еще один фильм, не упомянутый в энциклопедии, – «Передышка» (Италия-Франция-Германия-Швейцария), снятый в 1997 г. Франческо Рози (сценарий Т. Гуэрры) по автобиографической книге Примо Леви. После освобождения советской армией из Освенцима герой добирается домой в Турин через шесть стран. Он не сжег, как все, свою лагерную робу – «чтобы помнить». В фильме на вопрос соплеменника: «Разве ты не знал, что ты еврей»? – Примо отвечает: «По-настоящему, что значит быть евреем, я узнал в Аушвице».

Первая книга П. Леви о заключении в Аушвице «Человек ли это?» (1947) была переведена на английский, французский и немецкий языки. Фактически именно она ввела в общественное сознание саму проблематику Холокоста и экзистенциального опыта обреченных на смерть. (Википедия)

Во время съемок фильма «Передышка» во Львове скончался кинооператор Паскуалино Де Сантис. У звуко­оператора была похищена сумка с видеокамерой, фотоаппаратом и кассетами с записью фонограммы картины. Соз­да­те­ли фильма задолжали Львову сумму в $100 000 – в качестве компенсации за нанесенный и неминуемый во время киносъемок ущерб. Однако фильм все-таки сняли.

ИзменитьУбрать
(0)

Как видим, еврейская тема в итальянском кино исчерпывается Холокостом. Но есть один фильм, который стоит в этой теме особняком.

«Моя судьба была запрограммирована еще в детстве, – утверждает Роберто Бениньи. – Однажды ночью во сне мне явилась белая лошадь и нежно позвала меня: "Оскар!" Я проснулся и удивленно сказал: "Но ведь я не Оскар, меня зовут Роберто!"»

Фильм Бениньи (режиссер, соавтор сценария и исполнитель роли Гвидо) «Жизнь прекрасна» удостоен премии «Оскар» в 3-х номинациях и сорока других наград. Фильм снят в рискованном для этой темы жанре трагикомедии по мотивам книги Рубино Сальмони «Я победил Гитлера».

«Оказавшись в лагере смерти вместе с маленьким сыном Джозуе, Гвидо проявляет чудеса изобретательности, чтобы убедить ребенка в том, что все, что происходит с ними, – лишь игра. Для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков, очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть. Ребенок, несмотря на смерть, боль и кровь вокруг, верит, что это только игра». (jewish.ru)

«Ты обслуживаешь, но ты не слуга. Обслуживать – искусство».
«Думай о подсолнухах. Они кланяются солнцу. Но те, что поклонились слишком низко, погибли».
«Молчание – самый громкий звук».
«Нет ничего важнее ненужного».
«Надпись на табличке в магазине: «Евреям и собакам вход воспрещен».
Джозуе: А мы в наш магазин впускаем всех…
Гвидо: Нет, с завтрашнего дня я тоже вывешу запрет. Кого ты не любишь?
– Пауков. А ты?
– А я не люблю вестготов. Завтра я напишу: «паукам и вестготам не входить». Надоели мне эти вестготы! Все, с меня хватит! Сколько можно?!»
(Из фильма «Жизнь прекрасна»)
Отец Роберто Бениньи в поисках работы угодил в концлагерь по обвинению в шпионаже. Домой он вернулся искалеченным, весил 36 килограммов. Веселый и жизнерадостный, Луиджи, которого по ночам мучали воспоминания, рассказывал детям о концлагере, но, чтобы не пугать их, выбирал те эпизоды, которые можно поведать смешно.

Роберто Бениньи в своем гениальном фильме, полном нежности, искренности и оптимизма, объединил образ своего отца, бедного деревенского разнорабочего, – и пережившего Холокост, но не утратившего юмор и жизнелюбие итальянского еврея Рубино Сальмони.

Они выжили и победили – потому что жизнь прекрасна! Даже, если ты еврей во времена инквизиции или – в современном мире.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №133 > КАК В КИНО…
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 02:23:32
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет