Тема 133-го номера журнала «Мигдаль – Times» – «Привет из Италии».
С Италией связано множество литературных, исторических, живописных ассоциаций. Ведь это страна Ренессанса. Итальянская музыка, итальянское кино, итальянская поэзия, итальянская кухня наконец…
Женщины Италии – это отдельная тема.
И конечно, Венеция – особый город, со своим карнавалом, легендами и богатой историей.
Не менее богата и еврейская история Италии, оставившая после себя манускрипты, библиотеки, синагоги, имена.
Многие литераторы и художники еврейского происхождения приезжали в Италию, чтобы надышаться ее воздухом, научиться мастерству. Но Амедео Модильяни выбрал Париж.
Одесситам легче всего представить себе, как выглядят итальянские города – достаточно пройтись по улицам родного города.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Читали в детстве аппетитнейшую сказку Джанни Родари об огромном торте, прилетевшем из космоса? В нем можно было заблудиться, но каждый нашел там себе начинку по вкусу.
Елена Костюкович – замечательная переводчица с итальянского, особенно известная своей работой с произведениями Умберто Эко. Она же – директор русских программ издательств Бомпиани и Фрассинелли, организатор культурных связей Италии и России, лауреат нескольких премий, преподает в итальянских университетах. Подготовила ряд сборников для издания в Италии – например, антологию еврейского фольклора.
Эпоха Возрождения отвергла большинство устоявшихся средневековых представлений о человеке. Тем не менее, даже в среде гуманистов долго сохранялись привычные взгляды на женщину как низшее существо. Определенные прогрессивные изменения к началу 16 в. были достигнуты только в отдельных аспектах. Начиная с Боккаччо, в итальянской литературе стали появляться произведения, восхвалявшие женщин. Правда, в них говорилось о выдающихся героинях, которые, скорее, были исключениями из правил. Все более положительным становился взгляд на женскую природу, принималась идея о целесообразности женского образования и некотором его расширении. Однако по-прежнему ограничивалось женское участие в общественной, культурной, политической жизни.
Натан бен-Иехиель (Натан из Рима, 1035-1106) – раввин, лексикограф, лингвист и философ. Сын главы римской иешивы, он после смерти отца в 1070 г. стал во главе римской раввинской школы, совместно с двумя братьями.
Еврейские первопечатные книги, инкунабулы, издавались в конце 15 в. в четырех странах – Испании, Португалии, Италии и Османской империи. Но колыбелью этой отрасли по праву считается Италия. Одна из лучших коллекций инкунабул хранится в Ватикане.
Средневековье – темные века. Привычное сочетание. Невежество, чума, факелы фанатиков, костры инквизиции, – все это было. Но даже в самое темное время есть люди, которые сочиняют, лечат, торгуют, смеются, размышляют, – несут радость и утешение себе и нам. И всякое темное время содержит зерна собственного конца. В сердцевине средневековья медленно разгорается золотое сияние Возрождения.
В итальянском кино нет евреев.
Послушайте потомственного маршана (Маршан (фр. мarchand) – буквально «торговец») – это очень хорошая работа. Поверьте мне. Если вы сомневаетесь, так отставьте ее в сторонку, и пока мы с вами будем пить кофе, понаблюдайте за ней, но не в лоб, а исподтишка. Дайте немного времени и себе, и ей. И если вы проявите немного больше терпения и терпимости, то она проникнется к вам симпатией. Что вас в ней настораживает? То, что у нее один глаз нормальный, а второй словно зачеркнутый… О, он это знал, и так и сказал портретируемому: «Ты смотришь на мир одним глазом; другим ты смотришь в себя. Продай – я тебе сделаю другой, лучше». Другой – это он про портрет говорил, а вот продать – это была та еще задача, тогда никто не хотел покупать, вы ведь тоже не спешите.
«…Язык Италии златой
Звучит на улице веселой…»
А.C. Пушкин
Сколько прекрасных образов даровала художникам кисти и слова Венеция – эта жемчужина Адриатики, город-остров, царствующий над водами. «Венеция серениссима» называли ее – не то «строжайшая», не то «великолепнейшая». Тот, кто в Венеции никогда не бывал, все равно ее знает, знает о каналах-улицах, о гондолах-каретах, о дворцах и голубях площади Сан-Марко, знает о «снах Венеции» и о «Смерти в Венеции», знает о Мосте вздохов… Только скажи человеку: «Венеция», – а у него в глазах картины Каналетто, а в памяти – строки: «Старый дож плывет в гондоле с догарессой молодой…»
«Но ничего не помню лучшего
Ночного выхода к реке…»
Г. Шпаликов
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.