Это четвертый выпуск журнала в серии ЖЗЕ. В расшифровке этой аббревиатуры каждое слово значимо.
Во-первых – «замечательный». Одно из значений этого слова в словаре Ожегова – «исключительный», т.е., «выделяющийся среди других по своим положительным или отрицательным качествам».
Мы публикуем материалы о людях неординарных, но и неоднозначных, оставивших след в истории, науке, искусстве или просто в человеческой памяти. Вместе с читателем мы стараемся понять, что они привнесли в этот мир.
Слово «жизнь» в нашей серии означает то, что мы намереваемся уйти от трафаретных, глянцевых представлений об этих людях, показав их живыми, со свойственными им слабостями, недостатками и, конечно, достоинствами. Человечеству всегда было интересно заглянуть «за ширму» гения (хотя не все наши герои – гении), увидеть «творческую кухню», постичь феномен гениальности, а порой и убедиться в том, что великие люди тоже подвержены человеческим слабостям.
И, тем не менее, подавая даже неблаговидные факты, мы не будем их смаковать и вытаскивать на свет «грязное белье», сознательно оставляя его за ширмой.
Ну, а слово «евреи» определено самой спецификой нашего издания – «еврейского журнала для всех».
В этом номере мы вспоминаем замечательных людей, покинувших нас в 2014 году, в том числе и обездоливших нас одесситов – Бориса Литвака, Георгия Голубенко, Аркадия Креймера.
Итак, вам предстоит познакомиться с раввином, поэтами, переводчиком, писателем, певицей, композитором, режиссером и художником.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Много лет назад, в безмятежный летний день, на даче, я читала книгу, ни автора, ни названия ее не помню. Но совершенно точно помню, что именно в этой, забытой, к сожалению, книге я впервые прочитала короткое повествование о судьбе Ариадны Скрябиной и еще более беглое упоминание о ее муже – поэте Довиде Кнуте. Имя поэта тогда мне было совершенно неизвестно, в отличие от фамилии его жены, дочери знаменитого композитора Александра Скрябина. В молодости мы с упоением читали «Охранную грамоту» Бориса Пастернака. В его юности кумиром был Скрябин: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства».
Это четвертый выпуск журнала в серии ЖЗЕ. В расшифровке этой аббревиатуры каждое слово значимо.
– Нет, – сказала моя двадцатилетняя родственница, раздумывая, где поселиться в Израиле. – В Иерусалиме я бы жить не смогла. Это же святой город! Как можно жить в Храме?!
Среди тех, кто прочтет этот заголовок, есть люди, которые подумают – «ну, конечно! ну еще бы! – такой писатель, к тому же юбиляр…». А есть люди, которые подумают – «а это кто еще такой?».
На одесских афишных тумбах начала XX в. можно было прочитать имена многих известных исполнителей: Шаляпин и Карузо, Анастасия Вяльцева и Александр Вертинский... Но есть одно имя, которое восторженно произносила публика в начале XX в., и которое сегодня, к сожалению, забыто. Иза Кремер. Слышали? А ведь она была звездой, и ее песни пользовались большой популярностью. Помните, как Остап Бендер напевал: «Под знойным небом Аргентины, где небо южное так сине, где женщины, как на картине, танцуют все танго…»? Эту песню исполняла Иза Кремер. Что же мы можем узнать о ней?
В его недолгой жизни не было особенных событий. Она уложится в несколько строчек. Родился в 1934-м в Ленинграде. Окончил Высшие сценарные курсы при Госкино СССР и курсы при киностудии «Ленфильм». До конца жизни был режиссером «Ленфильма», автором сценариев. Полнометражных художественных фильмов снял всего семь. Женат дважды, первая жена – театровед и автор книг Эйба Норкуте, вторая – известный киносценарист Наталия Рязанцева. Умер рано, в 1986-м. Вроде и все?..
Теперь его называют гением, то есть человеком с необыкновенно выдающимися способностями. В физике это, например Эйнштейн, в математике – Паскаль, в литературе – Пушкин, а в мелодии… в мелодии – это Исаак Шварц. Почему он, почему не Бах, Бетховен, Моцарт? Ну хотя бы потому, что Вольфганг Амадей написал около 600 произведений, но сколько из них мы можем вот так, с лету, не то чтобы напеть, а просто услышать внутренним слухом? Шварц написал около 300, и если начать вспоминать, то внутри они будут звучать одна за другой, одна да другой…
К 110-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти А.Б. Постеля
За тридцать лет коллекционирования живописи и графики одесских художников мне удалось собрать всего лишь 15 офортов Александра Борисовича Постеля. А ведь он почти всю свою долгую (85 лет) жизнь прожил в Одессе, и Одесса полна его произведениями. Но, видно, любят их собиратели и расстаются с ними нечасто, нехотя.
Какое это счастье – мчать по летним дорогам Бретани под музыку и пение Жоржа Брассенса! Мои спутники, друзья мои дорогие, невозмутимые в обычной жизни, подпевают и даже прихлопывают. Веселье… Я не подпеваю. Мой французский ограничен тремя-четырьмя десятками слов. Я только прихлопываю. Но мне все равно хорошо.
2014 год оказался немилосердным к нашей ноосфере, пробив в ней значительные бреши.
С уходом этих людей завершилась целая эпоха – эпоха уютных и изысканных человеческих отношений, обязательств перед миром и собой, эпоха других песен и другой эстетики, впрочем, и этика тоже была другая. За ними, этими людьми, идет «племя младое и незнакомое». У них тоже будут свои песни, но их эпоха будет другая.
Открытое письмо граждан города Одессы одесситам всех стран и народов
Дорогие соотечественники!
Дамы и господа, родившиеся на Малой Арнаутской!
Мадам и месье из переулка Нечипуренко!
Леди и джентльмены из поселка Котовского!
Как мы отмечаем Хануку? Правильно, зажигаем свечки. А почему? В память о чуде с менорой. А еще? А еще кушаем всякие истекающие маслом драники и булочки. А почему? В память все о том же чуде с горшочком масла. А еще? А еще в «Шмоне эсре» (молитва, произносимая трижды в день) и в молитву после трапезы вставляем дополнительный текст, разумеется, тоже посвященный чуду:
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.