БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №133 > «ТЫ – ЖЕНЩИНА, ТЫ – КНИГА МЕЖДУ КНИГ…»
В номере №133

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«ТЫ – ЖЕНЩИНА, ТЫ – КНИГА МЕЖДУ КНИГ…»
Подбор материала Иды РУБИНШТЕЙН

Эпоха Возрождения отвергла большинство устоявшихся средневековых представлений о человеке. Тем не менее, даже в среде гуманистов долго сохранялись привычные взгляды на женщину как низшее существо. Определенные прогрессивные изменения к началу 16 в. были достигнуты только в отдельных аспектах. Начиная с Боккаччо, в итальянской литературе стали появляться произведения, восхвалявшие женщин. Правда, в них говорилось о выдающихся героинях, которые, скорее, были исключениями из правил. Все более положительным становился взгляд на женскую природу, принималась идея о целесо­образности женского образования и некотором его расширении. Однако по-прежнему ограничивалось женское участие в общественной, культурной, политической жизни.

Не скажу определенно, каково приходилось в этих условиях еврейским женщинам. Было ли им тяжелее, чем другим, – учитывая отношение к евреям в целом? Было ли им легче, чем другим, – принимая во внимание почетную роль женщины в еврейской семье?

Так или иначе, посмотрим на нескольких итальянских евреек, которые разрушали вековые стереотипы историей своей жизни. Незаурядные, одаренные и поразительно стойкие духом, эти женщины вызывают гордость и восхищение.

Бенвенида Абрабанель была женой главы еврейской общины Неаполя Шмуэля Абрабанеля (1473-1547), принадлежавшего к одной из самых древних и влиятельных еврейских семей. Ее члены на протяжении веков были знаменитыми толкователями Торы, банкирами и министрами у правителей Испании и Италии.

Бенвенида, одна из образованнейших женщин своего времени, была старшей наставницей и подругой дочери неаполитанского вице-короля Элеоноры (впоследствии жены Козимо I Медичи).

Дом Шмуэля и Бенвениды в Неаполе стал местом дискуссий и философских бесед как еврейских, так и христианских ученых. Супруги Абрабанель, пользуясь своим влиянием, всегда старались заступиться за единоверцев. В 1533 г., во время визита императора Карла V в Италию, именно горячие просьбы Бен­ве­ни­ды и отчасти ее юной воспитанницы Элеоноры (в то время 11-летней), убедили его отменить приказ об изгнании евреев из Неапо­ля. Но в 1540 г. такой указ все же был издан. Семье Абрабанель, в виде исключения, было разрешено остаться в Неаполе, но они предпочли разделить участь своих собратьев и переселились в Феррару.

Там в 1547 г. Шмуэль умер. Перед этим он, недовольный поведением сыновей, завещал свое огромное состояние жене. Бенвенида, желая предотвратить распри внутри семьи, три года скрывала содержание завещания. Когда правда открылась, разгневанные сыновья подали в суд. Судебные разбирательства длились до самой смерти Бенвениды (по разным источникам, в 50-60-х гг. 16 в.) и после нее, что привело к расколу в финансовой империи Абрабанель.

ИзменитьУбрать
(0)

Донна Грация Мендес (Наси) (1510-1569) – одна из самых известных еврейских женщин Ренессанса – родилась в Лиссабоне, в семье марранов. В 18 лет она вышла замуж за богатого торговца пряностями Франциско Мендеса, но уже в 1536 г., после смерти мужа, переехала с дочерью в Антверпен, спасаясь от преследований инквизиции. В Антверпене, а позже в Венеции и Ферраре, донна Грация управляла всеми делами семьи Мендес. Эта удивительная женщина была богаче многих европейских правителей и даже имела собственный огромный флот. В то время в Европе мало кто мог бы сравниться с ней по влиянию.

Грация Мендес открыто возвращается к религии предков, продолжая тратить басно­словные суммы на помощь нуждающимся, постройку синагог, приютов, больниц и выкуп еврейских пленных. Одно из ее важнейших достижений – печать 100 экземпляров ТАНАХ­а, переведенного на ладино.

В 1553 г., в связи с очередным усилением инквизиции в Италии, донна Грация приняла приглашение султана Оттоманской империи и перебралась в Константинополь. В 1555 г. она совершила невероятно смелый шаг, организовав еврейских торговцев на бойкот города Анкона – после того, как там был осужден за совершение еврейских обрядов 51 человек (26 из них сожжены). Это была открытая конфронтация с папой Павлом IV, отдавшим приказ о казни, на который не решались в то время и правящие монархи.

В 1561 г. донна Грация, вместе со своим племянником доном Йосефом Наси арендовала у султана Сулеймана Великолепного город Тверию и начала, на свои средства, восстановление крепостной стены и других строений, разрушенных после землетрясения. Она мечтала сделать Тверию центром возрождения еврейского народа и перевозили на своих кораблях в Тверию евреев, спасшихся из когтей инквизиции.

Грация умерла в 1569 г., не осуществив главной мечты – переехать в Землю Израиля.

ИзменитьУбрать
(0)

Эстер Хандали – влиятельная константинопольская бизнес-вумен и доверенное лицо женщин гарема турецкого султана.

Во второй половине 16 в. в Оттоманской империи наибольшей властью и влиянием на султана пользовались «валиде» – мать султана, и «хасеки» – фаворитка султана. Начиная со знаменитой Роксоланы, гарем султана стал местом, где плелись интриги и вершились судьбы. Но жены и наложницы практически не покидали стен гарема и дворца, и им требовались доверенные лица, которые пользовались бы свободой передвижения, имели обширные связи за границей и разбирались в политике.

В круг обязанностей такого доверенного лица – «киры» – входили посредничество и ведение переписки от имени валиде, фавориток и прочих, а также поставка в гарем парфюмерии, украшений, дорогих тканей и предметов роскоши. Для этих целей весьма кстати были прочные связи между еврейскими общинами в разных странах.

Эстер Хандали – одна из самых известных наперсниц, «кира» красавицы-фаворитки Нурбану-султан. Она начинала работу в гареме в качестве посредницы своего мужа, ювелира Элии Хандали, а после его смерти самостоятельно занималась поставками украшений и парфюмерии. Эстер поступила на службу к Нурбану в 1566 г.

Настоящее имя султанши было Сесилия Веньер-Баффо. Итальянка по происхождению, она была в детстве похищена пиратами. Она придерживалась провенецианской политики и использовала Эстер для обширной переписки с дипломатическим представителем Венеции.

Эстер совершила несколько поездок в Европу, связанных как с ее бизнесом, так и с конфиденциальными поручениями Нурбану-султан. Сохранились ее письма, где она просит назначить своего сына Шломо ответственным за аукцион и экономические переговоры в Венеции.

Кроме того, Эстер напрямую влияла на процесс назначения чиновников на руководящие должности в Оттоманской империи и часто продвигала на них своих единоверцев.

Эстер Хандали жертвовала огромные суммы нуждающимся, спонсировала издание книги «Сефер-а-йихусин» раби Авраама бен Шмуэля Закуто, отстроила на свои средства еврейский квартал после пожара 1569 г. и дала приют в своем доме многочисленным погорельцам. После смерти Нурбану Эстер служила доверенным лицом и у фаворитки следующего султана.

Умерла она в 1588 г., по одной из версий – в результате интриг недругов. После смерти Эстер ее место заняла итальянская еврейка Эсперанса Малки.

Сара Копиа Суллам (1590-1641) – выдающаяся венецианская поэтесса и музыкант. Она изучила в подлиннике греческих и латинских классиков, испанскую литературу и ТАНАХ. Сара вызывала восхищение не только еврейских, но и христианских современников.

О почете, которым она пользовалась, свидетельствует восторженное посвящение, с которым обращается к ней известный поэт и венецианский раввин Леон де Модена в изданном в 1619 г. переводе драмы «Эсфирь» Со­ло­мо­на Ускве.

ИзменитьУбрать
(0)

Выйдя замуж за Якова Суллама в 1614 г., Сара Копиа сгруппировала вокруг себя цвет венецианской интеллигенции. Появление эпоса «Эсфирь», принадлежавшего генуэзскому дворянину, поэту и переводчику, а впоследствии монаху Ансальдо Чеба, она встретила с энтузиазмом, который выразила в письмах к автору. От их переписки (1618-1622) сохранились только письма Чеба. Цитируемые им аргументы Сары, которыми она отражала попытки обращения ее в христианство, свидетельствуют о ее блестящем уме и глубоком знании ТАНАХа и Нового Завета. Все усилия Ансальдо Чеба обратить Сару в свою веру были напрасны, и тогда он попросил, чтобы она, по крайней мере, позволила ему молиться об ее обращении. Она дала согласие, но с условием, чтобы поэт и ей позволил молиться о его обращении в иудейскую веру. Предположительно письма поэтессы были уничтожены инквизицией.

Епископ Балдассарре Бонифаччо обвинил Сару в отрицании догмата о бессмертии души, равно священного для христиан и для евреев. В своем послании («Manifesto di Sara Copia Sul­lam», Венеция, 1621), посвященном памяти отца, Сара блестяще опровергла противника, намеревавшегося навлечь на нее подозрение инквизиции.

Кроме нескольких сонетов и писем, включенных в переписку с Чеба, этот «манифест» – единственное сохранившееся произведение Сары Копиа Суллам. Эпитафия на ее могиле на венецианском кладбище принадлежит, вероятно, Леону де Модена.

Рахель Морпурго (1790-1871) – первая еврейская поэтесса новой эры, писавшая на иврите, – родилась и выросла в Триесте, в знаменитой семье ученых, поэтов и врачей Луццатто.

Одним из ее предков был великий раввин и философ рав Хаим Луццатто, автор книги «Месилат Яшарим» («Путь праведных»). Другим известным ее родственником был двоюродный брат Шмуэль Давид Луццатто (Шадаль) – поэт, ученый и философ. Рахель и Шмуэль выросли вместе, и из их переписки, длившейся всю жизнь, нам известно о богатом духовном мире Рахели.

Рахель в совершенстве знала итальянскую литературу, изучала математику и иврит. Уже в раннем детстве она отличалась крайней любознательностью и не боялась отстаивать свое мнение. С 12 лет девочка настояла на том, чтобы изучать ТАНАХ вместе с братьями. Через два года она уже изучала комментарии, Талмуд и серьезные трактаты по еврейской этике. Кроме того, Рахель занималась столярным ремеслом и литографией.

В 18 лет она начала писать стихи. Ее поэзия очень музыкальна, сквозь строки, написанные на чистейшем языке ТАНАХа, проглядывают живые эмоции, ее тяга к пониманию миро­устройства и мечта о возвращении еврейского народа в Сион и приходе Машиаха. Ее нигде не публиковали, но благожелательно воспринимали в семье.

Ее жизнь коренным образом изменилась, когда она вышла замуж за Яакова Морпурго, успешного коммерсанта из Австрии. Несмотря на пылкую влюбленность, Рахель вскоре поняла, что муж более всего интересуется финансовыми операциями, а ее увлечение философией и поэзией находит смешным и никчемным для женщины. Это отношение передалось и их четверым детям.

Рахель начала сомневаться в своем литературном таланте, ее горечь и гнев отразились как в самих стихах того периода, так и в подписях к ним: «Юная и ничтожная» и т.п.

В 1847 г. Шмуэль Давид Луццатто отправил несколько ее стихотворений в журнал «Звезды Ицхака», и они были восторженно восприняты читателями. Рахель получила определенную известность. Теперь, наконец, муж и дети начали воспринимать ее талант как дар, а не чудачество сумасбродной женщины.

Рахель продолжала писать до конца жизни. Ее стихи и письма вышли отдельным сборником через 20 лет после ее смерти, в 1890 г., под редакцией р. Витторио (Хаима) Кастильони, поэта и ученого, главного раввина Рима с 1903 г.

По материалам
forum.materinstvo.ru


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №133 > «ТЫ – ЖЕНЩИНА, ТЫ – КНИГА МЕЖДУ КНИГ…»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 01:44:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет