«Врачи-евреи строго соблюдали провозглашенные Торой моральные принципы медицины. Не случайно авторами большинства дошедших до нас средневековых руководств по деонтологии были евреи.
Уже с момента зарождения еврейской медицины твердо сохранялся принцип приоритетности человеческой жизни, во имя которого разрешалось нарушать другие религиозные заповеди, в том числе святость субботы. …Еврейские врачи должны оказывать помощь неевреям, даже если при этом приходится нарушать правила субботы».
(И. Никберг, berkovich-zametki.com)
Древнейший медицинский трактат на иврите «Сефер Асаф ѓа-Рофе» – «Книга Асафа-врача» – написан не самим врачом (Асаф бен Берехия, жил в 6 в. н.э. где-то между Верхней Галилеей и Вавилонией), а его учениками, возможно, в конце 9 – начале 10 вв. В этом труде обобщены достижения медицины античных стран: разделы по физиологии, сведения о болезнях различных органов, противоядиях, информация о лекарственных растениях, советы по гигиене и др.
Ссылки на этот трактат встречаются в сочинениях многих еврейских и некоторых арабских ученых средних веков. Значительное влияние на составителей оказали Диоскорид, Гален, Гиппократ. В книге упоминаются еврейские медицинские авторитеты – рабби Иоханан бен Завда и Иеѓуда ѓа-Ярхони.
Название «Асаф ѓа-Рофе» носит один из крупных израильских медицинских центров.
*
Первые в Европе оригинальные сочинения по медицине и астрономии на иврите написал Шабтай бен Аврахам Донноло (913-982).
Родился он в Италии, а в 12 лет был захвачен арабскими пиратами и увезен в Северную Африку. После освобождения из плена изучал медицину и впоследствии стал лейб-медиком Евпраксия, византийского наместника в Калабрии. Медицинские познания Донноло были основаны на греко-римских источниках и трудах Асафа ѓа-Рофе.
Донноло развивал идею (истоки которой можно найти в Агаде) о том, что человеческий организм представляет собой микрокосм, полностью повторяющий структуру макрокосма.
Именем Донноло названа больница в Яффо.
*
Первым евреем – автором медицинских трудов на арабском языке был Ицхак бен Шломо Исраэли (ок. 855-955), один из великих врачей средневековья и философ. Он был врачом-окулистом примерно до 50 лет, затем переехал из Египета в Кайруан, где изучил другие отрасли медицины. Позже Исраэли стал придворным врачом халифа, первого из династии Фатимидов.
Лекции Исраэли привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (5 книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в 4-х частях), о противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латынь. В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латынь в курс медицинского обучения, его авторство стало известно только в 16 в. До тех пор их автором считался монах и переводчик Константин Африканский.
Из философских трудов Исраэли (большинство их переведено с арабского на иврит и латынь) наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер ѓа-гвулим» – «Книга определений»).
*
Имя Маймонида, или Рамбама (рабби Моше бен Маймон, 1135-1204) не впервые появляется на наших страницах (см. МТ №98). И неудивительно – его творчество имеет отношение к философии, истории науки, иудаизму и к медицине тоже. На формирование медицинских познаний Маймонида повлияла многолетняя работа по изучению Торы, Талмуда и созданию «Мишна Торы». По сути, он был первым, кто успешно попытался научно обобщить медицинские положения и рекомендации еврейской традиции в специальной светской литературе.
Маймонид создал ряд медицинских трудов: «О гигиене (сборник советов относительно здорового образа жизни)», «Об астме», «О ядах и противоядиях» и другие.
В трактате «О гигиене» он говорит о значении чистого воздуха и воды, о правильном питании, физической культуре, половой жизни и т.п. О наслаждениях он замечает, что все это «суета и пустое», и стремление к ним оправдано лишь ради здорового тела. Вторая глава посвящена образу жизни и восстановлению здоровья при заболеваниях, предотвращению осложнений. Особое внимание ученый обращает на использование природных средств.
В книге «Поучения Моисея» («Пирке Моше») – 25 глав, содержащих сведения по анатомии, о крови и пульсе, о различных заболеваниях и лекарствах, о значении профилактики и физических упражнений и т.д.
Маймонид настаивал на необходимости дифференцированной оценки симптомов и жалоб – ведь одни и те же симптомы у разных людей могут иметь различную природу. Он был против того, чтобы применять сразу множество лекарств: для каждого пациента нужно подобрать необходимый тому лекарственный минимум.
В труде «О ядах и противоядиях» даны рекомендации по предотвращению и лечению отравлений, перечислены ядовитые растения. Методы, упомянутые Маймонидом, стали классическими и до сих пор сохраняют значение.
Ученый отвергал лечебное действие амулетов и заклинаний, поскольку это на грани идолопоклонства. Он считал их допустимыми исключительно для успокоения безнадежно больных и их родственников.
Интересно, что Маймонид настаивал на ответственности не только врача, но и пациента: «...тот глупый человек, который гнушается помощью врача и уповает лишь на помощь Б-га, походит на человека, объявившего голодовку, который, отказывая себе в пище, все еще надеется, что Б-г защитит его и вылечит от заболевания, называемого голоданием...»
В «Трактате об астме» сказано: «Лишь глупцы думают, что врач необходим только во время болезни и никогда больше». Врач должен наблюдать за тремя группами людей. Первая – здоровые, и важнейшая часть его работы – научить их сохранять здоровье. Вторая – больные, и здесь цель – возвращение утраченного здоровья. Третья группа – ослабленные и пожилые люди, выздоравливающие. По отношению к ним задача врача – организация ухода и благоприятных условий для достойной жизни.
Сам обладая широчайшей эрудицией, Маймонид был убежден, что «постоянное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднения испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Б-жий и любовь к истине и кто не собирается утверждать ничего, если тому нет должных доказательств».
Он был невероятно трудоспособен: помимо научных трудов, занимался с учениками, читал лекции и, разумеется, лечил. Богатые оплачивали визит, а бедных он лечил бесплатно.
«...Я слезаю с коня, мою руки, принимаю легкую закуску (единственный раз, когда я ем в течение 24 часов), иду к моим пациентам, обследую их неторопливо. Пациенты идут и идут до ночи, иногда еще позже. Я беседую с ними, даю им указания, но чувствую смертельную усталость, почти падаю, и, когда приходит ночь, я настолько истощен, что едва способен говорить...»
Как часто бывает с выдающимися людьми, идеи врача 12 века Моше бен Маймона звучат удивительно современно. Его медицинская деятельность и научные труды – своеобразное связующее звено между прошлым и будущим. (И. Никберг, berkovich-zametki.com)
*
Нострадамус (Мишель де Нотр-Дам, 1503-1566) известен, главным образом, своими астрологическими опытами и нашумевшими пророчествами. Но изначально он был врачом, возможно, унаследовав семейную склонность: оба деда Нострадамуса, Жан де Сен-Реми и Пьер де Нотр-Дам, были врачами, лечили герцогов и королей.
Нострадамус получил образование в Авиньоне, затем изучал медицину в университете Монпелье. Еще до получения звания бакалавра он начал заниматься медицинской практикой. В 1529 г. он получил степень доктора медицины, странствовал по городам Южной Франции, пока в 1534 г. не поселился в городе Ажен, приняв приглашение выдающегося врача, ученого и поэта Жюля-Сезара Скалигера.
Эффективные методы борьбы с эпидемиями, которые применял Нострадамус, оказались, однако, бессильны спасти его собственную жену и детей во время эпидемии неизвестной болезни, поразившей Ажен в 1538 г. Тогда же были разорваны его дружеские отношения со Скалигером. Нострадамус навлек на себя подозрения инквизиции. Покинув Францию, он странствовал по Лотарингии, Нидерландам и Италии. В Италии он, по слухам, искал встреч с евреями, особенно каббалистами.
Вернувшись во Францию, ученый успешно боролся с эпидемиями в Марселе и Эксе, что принесло ему славу. Муниципалитет Экса наградил его пожизненной пенсией. С 1547 г. до конца жизни он жил в городе Салон, где обзавелся новой семьей. Свои методы борьбы с эпидемиями Нострадамус описал в нескольких медицинских сочинениях.
*
Первым европейским трудом по тропической медицине было сочинение Гарсии ди Орты «Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии» (1563), написанное на португальском языке в форме диалога и ставшее новым словом в области фармакологии. Кроме того, в нем было дано первое научное описание холеры. Этот труд – одно из главных достижений европейской мысли 16 в., он был переведен на латынь и основные европейские языки.
Гарсия ди Орта (ок. 1500-1568) – португальский маран, выдающийся врач и фармаколог. Изучал медицину в университетах Саламанки и Алкала де Энарес, затем преподавал в Лиссабонском университете. С 1534 г. жил в Португальской Индии (Гоа), служил врачом португальских вице-королей и знати. В благодарность за его услуги, а также за некую сумму денег вице-король Португальской Индии даровал Орте остров Бомбей.
Орту долго считали христианином, но из опубликованных в 1934 г. актов инквизиции следует, что он тайно исповедовал иудаизм, в актах упоминается и его сестра, сожженная на аутодафе. Возможно, его отъезд в Португальскую Индию преследовал цель скрыться от инквизиции. Тем не менее, Орта был посмертно осужден инквизицией в 1580 г., его останки были сожжены, а пепел развеян над Индийским океаном.
В 1991-1992 гг. Португалия выпустила двухцветную монету (200 эскудо) с портретом Орты.
*
Существование у людей различных групп крови установил в 1900 г. австрийский бактериолог и иммунолог Карл Ландштейнер (1868-1943). Это произвело переворот в гематологии и позволило широко применять переливание крови. Ему же (совместно с А. Винером) принадлежит открытие резус-фактора, что сделало возможным заменное переливание крови новорожденным, страдающим гемолитической болезнью. Он выполнил и ряд других важных исследований (в частности, в области венерологии и аллергологии). Некоторые его результаты используются в судебной медицине при уточнении случаев спорного отцовства.
К. Ландштейнер – основатель иммуногематологии и иммунохимии, лауреат Нобелевской премии по медицине (1930). Его книга «Специфичность серологических реакций» – основополагающий труд в области иммунологии. С 1923 г. до конца жизни он был профессором патологии Рокфеллеровского института (Нью-Йорк). Последние годы жизни Ландштейнер посвятил проблемам онкологии.
После его смерти президент США Франклин Рузвельт в своем выступлении призвал почтить память выдающегося ученого. (КЕЭ)
*
Термин «витамины» ввел в 1912 г. польский биохимик Казимир Функ (1884-1967).
К. Функ в 1904 г. получил степень доктора наук в Бернском университете. Работал в институте Пастера в Париже, позже в Берлине, Лондоне, в университетах и фармацевтических компаниях США. Как раз в этот период он впервые выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от болезни бери-бери, и назвал его витамином. Функ пришел к выводу, что цинга, рахит, бери-бери, пеллагра – это болезни пищевой недостаточности или авитаминозы.
В 1930-е гг. Функ основал свою биохимическую лабораторию в Париже. В 1936 г. он расшифровал структуру витамина B1 и разработал метод его синтезирования.
С началом Второй мировой войны Функ окончательно переехал в США. Там ему впервые удалось выделить никотиновую кислоту (витамин B3).
Публикации К. Функа и его книга «Витамины» внесли огромный вклад в развитие биохимии и медицины. Известны также его разработки в области терапевтического использования половых гормонов и отмеченная им связь диеты с профилактикой раковых заболеваний. (КЕЭ)
*
Когда говорили «дайте, пожалуйста, Машковского» – любой библиотекарь понимал, что речь идет о книге «Лекарственные средства (пособие по фармакотерапии для врачей)» Михаила Давыдовича Машковского (1908-2002).
Выход справочника «Лекарственные средства» стал выдающимся событием не только для фармакологов, но и для всех специалистов в области медицины и фармации. Первое издание вышло в 1954 году. При жизни Машковского увидело свет 14 изданий. В настоящее время справочник продолжает издаваться. В 2010 г. вышло 16-е издание. Сейчас он доступен и в сети.
Академик Машковский опубликовал более 500 научных работ и получил 120 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Более 30 лет он был председателем Фармакопейного комитета СССР, а также экспертом ВОЗ по качеству лекарственных средств и изданию «Международной Фармакопеи».
Среди лекарственных препаратов (генериков1), в воссоздании которых он принимал участие, первые в СССР стимуляторы дыхания цитизин и цититон, антигистамины димедрол и дипразин, нейролептики аминазин и пропазин; антидепрессанты имипрамин и ипразид, ноотропы (пирацетам), современные противовоспалительные препараты ортофен и ибупрофен, местный анестетик лидокаин, и другие.
*
Обоняние – одно из самых важных и древних ощущений. Тем не менее, до последнего времени его природа выглядела загадочной. Работы Ричарда Эксела и Линды Бак в области изучения «обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния» позволили открыть семейство генов, генерирующих протеины, которые улавливают запахи, и объяснить механизм работы органов обоняния.
Ричард Эксел (р. 1946) – американский нейробиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (2004). Ученую степень получил в медицинской школе Джона Хопкинса в Балтиморе в 1970 г. C 1978 г. занимает должность профессора кафедры патологии и биохимии университета Колумбии. Лаборатория Эксела исследует сенсорные связи и механизмы трансформации информации в мозге.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.