БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №140 > СКВОЗЬ ВЕКА
В номере №140

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

СКВОЗЬ ВЕКА
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

«Врачи-евреи строго соблюдали про­возг­лашенные Торой моральные прин­ци­пы медицины. Не случайно авторами большинства дошедших до нас сред­не­вековых руководств по деон­то­ло­гии были евреи.

Уже с момента зарождения еврейской медицины твердо сохранялся принцип приоритетности человеческой жизни, во имя которого разрешалось нарушать другие религиозные заповеди, в том числе святость субботы. …Ев­рей­ские врачи должны оказывать помощь неевреям, даже если при этом приходится нарушать правила субботы».

(И. Никберг, berkovich-zametki.com)

Древнейший медицинский трактат на иврите «Сефер Асаф ѓа-Рофе»«Книга Асафа-врача» – написан не самим врачом (Асаф бен Берехия, жил в 6 в. н.э. где-то между Верхней Галилеей и Вавилонией), а его учениками, возможно, в конце 9 – начале 10 вв. В этом труде обобщены достижения медицины античных стран: разделы по физиологии, сведения о болезнях различных органов, противоядиях, информация о лекарственных растениях, советы по гигиене и др.

О высоком престиже врачей в эпоху Второго храма можно судить по следующим словам:
«Почитай врача и уважай его, он поможет тебе в час нужды... Мудрость врача возвышает его, и князья ему удивляются... Итак, если заболел, сын мой, помолись Б-гу, чтобы он излечил тебя. А затем вручай в руки врача жизнь твою, ибо он от Б-га, и не отошли­ его, пока не излечишься». (Бен-Сира, ejwiki.org)

Ссылки на этот трактат встречаются в сочинениях многих еврейских и некоторых арабских ученых средних веков. Значительное влияние на составителей оказали Диоскорид, Гален, Гиппократ. В книге упоминаются еврейские медицинские авторитеты – рабби Иоханан бен Завда и Иеѓуда ѓа-Ярхони.

Название «Асаф ѓа-Рофе» носит один из крупных израильских медицинских центров.

*

Первые в Европе оригинальные сочинения по медицине и астрономии на иврите написал Шабтай­ бен Аврахам Донноло (913-982).

Родился он в Италии, а в 12 лет был захвачен арабскими пиратами и увезен в Северную Африку. После освобождения из плена изучал медицину и впоследствии стал лейб-медиком Евпраксия, византийского наместника в Калабрии. Медицинские познания Донноло были основаны на греко-римских источниках и трудах Асафа ѓа-Рофе.

ИзменитьУбрать
Фрагмент манускрипта 1250 г. с изображением Ицхака Исраэли
(0)

Донноло развивал идею (истоки которой можно найти в Агаде) о том, что человеческий организм представляет собой микрокосм, полностью повторяющий структуру макрокосма.

Именем Донноло названа больница в Яффо.

*

Первым евреем – автором медицинских трудов на арабском языке был Ицхак бен Шломо Исраэли (ок. 855-955), один из великих врачей средневековья и философ. Он был врачом-окулистом примерно до 50 лет, затем переехал из Египета в Кайруан, где изучил другие отрасли медицины. Позже Исраэли стал придворным врачом халифа, первого из династии Фатимидов.

Лекции Исраэли привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (5 книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в 4-х частях), о противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латынь. В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латынь в курс медицинского обучения, его авторство стало известно только в 16 в. До тех пор их автором считался монах и переводчик Константин Африканский.

ИзменитьУбрать
(0)

Из философских трудов Исраэли (большинство их переведено с арабского на иврит и латынь) наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер ѓа-гвулим»«Книга определений»).

*

Имя Маймонида, или Рамбама (рабби Моше бен Маймон, 1135-1204) не впервые появляется на наших страницах (см. МТ №98). И неудивительно – его творчество имеет отношение к философии, истории науки, иудаизму и к медицине тоже. На формирование медицинских познаний Маймонида повлияла многолетняя работа по изучению Торы, Талмуда и созданию «Мишна Торы». По сути, он был первым, кто успешно попытался научно обобщить медицинские положения и рекомендации еврейской традиции в специальной светской литературе.

Маймонид создал ряд медицинских трудов: «О гигиене (сборник советов относительно здорового образа жизни)», «Об астме», «О ядах и противоядиях» и другие.

В трактате «О гигиене» он говорит о значении чистого воздуха и воды, о правильном питании, физической культуре, половой жизни и т.п. О наслаждениях он замечает, что все это «суета и пустое», и стремление к ним оправдано лишь ради здорового тела. Вторая глава посвящена образу жизни и восстановлению здоровья при заболеваниях, предотвращению осложнений. Особое внимание ученый обращает на использование природных средств.

«В древнем еврейском врачевании встречаются применение шин при переломах, лечение ран и септических поражений кожи, акушерская помощь, лечение туберкулеза, болезней сердца, желудка и многих других. Широко применялись лекарственные растения, бальзамы, солнечное облучение». (И. Никберг, berkovich-zametki.com)

В книге «Поучения Моисея» («Пирке Моше») – 25 глав, содержащих сведения по анатомии, о крови и пульсе, о различных заболеваниях и лекарствах, о значении профилактики и физических упражнений и т.д.

Маймонид настаивал на необходимости дифференцированной оценки симптомов и жалоб – ведь одни и те же симптомы у разных людей могут иметь различную природу. Он был против того, чтобы применять сразу множество лекарств: для каждого пациента нужно подобрать необходимый тому лекарственный минимум.

В труде «О ядах и противоядиях» даны рекомендации по предотвращению и лечению отравлений, перечислены ядовитые растения. Методы, упомянутые Маймонидом, стали классическими и до сих пор сохраняют значение.

Из рекомендаций Маймонида
* Человек должен есть только тогда, когда он голоден, и пить только тогда, когда испытывает жажду. Он должен справлять свои потребности при первой возможности, в противном случае он нарушает заповедь о том, чтобы не вредить себе.
* Чрезмерная еда – это смертельный яд для организма. Большинство болезней происходят от неправильного питания, и в первую очередь от чрезмерной еды. Не должно наедаться до отвала, и на одну четверть следует оставаться голодным. Пить воду и другие напитки нужно в основном перед едой.
* Есть надо сидя, не наклоняясь при этом в сторону. Нельзя есть во время ходьбы или сидя на лошади. Сразу после еды не рекомендуется бегать или тяжело работать. Регулярное переутомление после еды может привести к тяжелому заболеванию.
* Летом нужно есть на треть меньше, чем зимой.
* Любые несвежие продукты представляют вред для здоровья и действуют на организм, как кинжал.
* До тех пор, пока человек достаточно двигается, не ест чрезмерно и заботится о нормальном режиме пищеварения, никакая болезнь его не постигнет. Сидящий же без дела ... всю жизнь будет страдать от недугов, и силы его будут чахнуть, даже если он следит за здоровым питанием. Человек, ведущий малоподвижный образ жизни, помогает болезни.
* Физические упражнения следует проводить регулярно, но умеренно: они не должны вызывать одышку или переутомление. Врач должен определить степень допустимой физической нагрузки с учетом состояния здоровья.
* Человек должен спать 8 часов в сутки, что составляет треть суток. Не следует ложиться в кровать сразу после принятия пищи, а лишь три-четыре часа спустя.
* Соломон Мудрый сказал: «Не отдавай женщинам всю свою силу». Человек не должен злоупотреблять сексуальными отношениями, если он хочет быть здоров.
* Человек обязан выработать в себе способность сдерживать дурные привычки, которые наносят вред здоровью, но, с другой стороны, следует поддерживать такие привычки, которые придают организму жизненную силу. Нельзя пренебрегать естественным порывом.
* Врач не должен приступать к лечению пациента, пока он не избавился от настроения или душевного состояния, вызванного каким-либо обстоятельством, имевшим место в дороге. (Википедия)

Ученый отвергал лечебное действие амулетов и заклинаний, поскольку это на грани идолопоклонства. Он считал их допустимыми исключительно для успокоения безнадежно больных и их родственников.

Интересно, что Маймонид настаивал на ответственности не только врача, но и пациента: «...тот глупый человек, который гнушается помощью врача и уповает лишь на помощь Б-га, походит на человека, объявившего голодовку, который, отказывая себе в пище, все еще надеется, что Б-г защитит его и вылечит от заболевания, называемого голоданием...»

В «Трактате об астме» сказано: «Лишь глупцы думают, что врач необходим только во время болезни и никогда больше». Врач должен наблюдать за тремя группами людей. Первая – здоровые, и важнейшая часть его работы – научить их сохранять здоровье. Вторая – больные, и здесь цель – возвращение утраченного здоровья. Третья группа – ослабленные и пожилые люди, выздоравливающие. По отношению к ним задача врача – организация ухода и благоприятных условий для достойной жизни.

Сам обладая широчайшей эрудицией, Маймонид был убежден, что «постоянное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднения испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Б-жий и любовь к истине и кто не собирается утверждать ничего, если тому нет должных доказательств».

Он был невероятно трудоспособен: помимо научных трудов, занимался с учениками, читал лекции и, разумеется, лечил. Богатые оплачивали визит, а бедных он лечил бесплатно.

«...Я слезаю с коня, мою руки, принимаю легкую закуску (единственный раз, когда я ем в течение 24 часов), иду к моим пациентам, обследую их неторопливо. Пациенты идут и идут до ночи, иногда еще позже. Я беседую с ними, даю им указания, но чувствую смертельную усталость, почти падаю, и, когда приходит ночь, я настолько истощен, что едва способен говорить...»

Как часто бывает с выдающимися людьми, идеи врача 12 века Моше бен Маймона звучат удивительно современно. Его медицинская деятель­ность и научные труды – своеобразное связующее звено между прошлым и будущим. (И. Никберг, berkovich-zametki.com)

*

ИзменитьУбрать
Мишель Нострадамус. Гравюра 16 века
(0)

Нострадамус (Мишель де Нотр-Дам, 1503-1566) известен, главным образом, своими астрологическими опытами и нашумевшими пророчествами. Но изначально он был врачом, возможно, унаследовав семейную склонность: оба деда Нострадамуса, Жан де Сен-Реми и Пьер де Нотр-Дам, были врачами, лечили герцогов и королей.

Нострадамус получил образование в Авиньоне, затем изучал медицину в университете Монпелье. Еще до получения звания бакалавра он начал заниматься медицинской практикой. В 1529 г. он получил степень доктора медицины, странствовал по городам Южной Франции, пока в 1534 г. не поселился в городе Ажен, приняв приглашение выдающегося врача, ученого и поэта Жюля-Сезара Скалигера.

Эффективные методы борьбы с эпидемиями, которые применял Нострадамус, оказались, однако, бессильны спасти его собственную жену и детей во время эпидемии неизвестной болезни, поразившей Ажен в 1538 г. Тогда же были разор­ваны его дружеские отношения со Скалигером. Нострадамус навлек на себя подозрения инквизиции. Покинув Францию, он странствовал по Лотарингии, Нидерландам и Италии. В Италии он, по слухам, искал встреч с евреями, особенно каббалистами.

«В эпоху средневековья профессиональная работа врачей-евреев и их медицинское образование резко ограничивались, вплоть до прямого запрета евреям врачевать христиан, а последним обращаться к евреям за медицинской помощью. Следствием подобных запретов были многочисленные обвинения врачей-евреев в сознательном причинении вреда христианам, кровавые еврейские погромы во время эпидемии чумы в Европе (1348-1349 гг.). Средневековая Европа пережила массовый психоз – панический страх перед евреем, отравляющим колодцы.
При этом вера в профессионализм врачей-евреев была очень высокой. Пример тому – довольно распространенная практика привлечения их в качестве личных врачей в семьи монархов. …Несмотря на запрет лечения христиан, во многих средневековых городах муниципальными врачами были евреи»
. (И. Никберг, berkovich-zametki.com)

Вернувшись во Францию, ученый успешно боролся с эпидемиями в Марселе и Эксе, что принесло ему славу. Муниципалитет Экса наградил его пожизненной пенсией. С 1547 г. до конца жизни он жил в городе Салон, где обзавелся новой семьей. Свои методы борьбы с эпидеми­ями Нострадамус описал в нескольких медицинских сочинениях.

*

Первым европейским трудом по тропической медицине было сочинение Гарсии ди Орты «Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии» (1563), написанное на португальском языке в форме диалога и ставшее новым словом в области фармакологии. Кроме того, в нем было дано первое научное описание холеры. Этот труд – одно из главных достижений европейской мысли 16 в., он был переведен на латынь и основные европейские языки.

ИзменитьУбрать
Памятник Гарсии ди Орте (Португалия)
(0)

Гарсия ди Орта (ок. 1500-1568) – португальский маран, выдающийся врач и фармаколог. Изучал медицину в университетах Саламанки и Алкала де Энарес, затем преподавал в Лиссабонском университете. С 1534 г. жил в Португальской Индии (Гоа), служил врачом португальских вице-королей и знати. В благодарность за его услуги, а также за некую сумму денег вице-король Португальской Индии даровал Орте остров Бомбей.

Орту долго считали христианином, но из опубликованных в 1934 г. актов инквизиции следует, что он тайно исповедовал иудаизм, в актах упоминается и его сестра, сожженная на аутодафе. Возможно, его отъезд в Пор­ту­галь­скую Индию преследовал цель скрыться от инквизиции. Тем не менее, Орта был посмертно осужден инквизицией в 1580 г., его останки были сожжены, а пепел развеян над Индийским океаном.

В 1991-1992 гг. Португалия выпустила двухцветную монету (200 эскудо) с портретом Орты.

*

Существование у людей различных групп крови установил в 1900 г. австрийский бактериолог и иммунолог Карл Ландштейнер (1868-1943). Это произвело переворот в гематологии и позволило широко применять переливание крови. Ему же (совместно с А. Винером) принадлежит открытие резус-фактора, что сделало возможным заменное переливание крови новорожденным, страдающим гемолитической болезнью. Он выполнил и ряд других важных исследований (в частности, в области венерологии и аллергологии). Некоторые его результаты используются в судебной медицине при уточнении случаев спорного отцовства.

К. Ландштейнер – основатель иммуно­ге­ма­то­ло­гии и иммунохимии, лауреат Но­бе­лев­ской премии по медицине (1930). Его книга «Спе­ци­фич­ность серологических реакций» – основополагающий труд в области иммуно­логии. С 1923 г. до конца жизни он был профессором патологии Рокфеллеровского института (Нью-Йорк). Последние годы жизни Ланд­штей­нер посвятил проблемам онкологии.

ИзменитьУбрать
(0)

После его смерти президент США Франклин Рузвельт в своем выступлении призвал почтить память выдающегося ученого. (КЕЭ)

*

Термин «витамины» ввел в 1912 г. польский биохимик Казимир Функ (1884-1967).

К. Функ в 1904 г. получил степень доктора наук в Бернском университете. Работал в институте Пастера в Париже, позже в Берлине, Лон­до­не, в университетах и фармацевтических компаниях США. Как раз в этот период он впервые выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от болезни бери-бери, и назвал его витамином. Функ пришел к выводу, что цинга, рахит, бери-бери, пеллагра – это болезни пищевой недостаточности или авитаминозы.

ИзменитьУбрать
(0)

В 1930-е гг. Функ основал свою биохимическую лабораторию в Париже. В 1936 г. он расшифровал структуру витамина B1 и разработал метод его синтезирования.

С началом Второй мировой войны Функ окончательно переехал в США. Там ему впервые удалось выделить никотиновую кислоту (витамин B3).

Публикации К. Функа и его книга «Витамины» внесли огромный вклад в развитие биохимии и медицины. Известны также его разработки в области терапевтического использования половых гормонов и отмеченная им связь диеты с профилактикой раковых заболеваний. (КЕЭ)

*

Когда говорили «дайте, пожалуйста, Маш­ков­ского» – любой библиотекарь понимал, что речь идет о книге «Лекарственные средства (пособие по фармакотерапии для врачей)» Михаила Давыдовича­ Машковского (1908-2002).

Выход справочника «Лекарственные средства» стал выдающимся событием не только для фармакологов, но и для всех специалистов в области медицины и фармации. Первое издание вышло в 1954 году. При жизни Машковского увидело свет 14 изданий. В настоящее время справочник продолжает издаваться. В 2010 г. вышло 16-е издание. Сейчас он доступен и в сети.

Академик Машковский опубликовал более 500 научных работ и получил 120 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Более 30 лет он был председателем Фармакопейного комитета СССР, а также экспертом ВОЗ по качеству лекарственных средств и изданию «Международной Фармакопеи».

Среди лекарственных препаратов (гене­ри­ков1), в воссоздании которых он принимал участие, первые в СССР стимуляторы дыхания цитизин и цититон, антигистамины димедрол и дипразин, нейролептики аминазин и пропазин; антидепрессанты имипрамин и ипразид, ноотропы (пирацетам), современные противовоспалительные препараты ортофен и ибупрофен, местный анестетик лидокаин, и другие.

*

Обоняние – одно из самых важных и древних ощущений. Тем не менее, до последнего времени его природа выглядела загадочной. Работы Ричарда Эксела и Линды Бак в области изучения «обонятельных ре­цеп­торов и организации системы органов обо­ня­ния» позволили открыть семейство генов, генерирующих протеины, которые улавливают запахи, и объяснить механизм работы органов обоняния.

Ричард Эксел (р. 1946) – американский нейро­биолог, лауреат Нобелевской премии по фи­зио­ло­гии и медицине (2004). Ученую степень получил в медицинской школе Джона Хоп­кинса в Балтиморе в 1970 г. C 1978 г. занимает должность профессора кафедры патологии и биохимии университета Колумбии. Лаборатория Эксела исследует сенсорные связи и механизмы трансформации информации в мозге.

ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ ИОСИФА КАССИРСКОГО
«Молодому врачу приходится держать в жизни два основных экзамена: испытание успехом и испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, второй – капитуляцией духа».
«Важно не только искусство распознавания и лечения болезней, но и умение проникать в душевный мир больного. В этом и выражается истинный гуманизм врача».
«Специалисты должны уважать свое врачебное образование, ибо узкая специализация не должна отнимать мозг и душу медицины»
.
«Ошибки – неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ...и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они …несут в существе своем науку о том, как не ошибаться».
«Не надо забывать, что болезнь – большая драма со многими действующими лицами».
«В рационально поставленном лечении кроется осуществление великой идеи предупреждения болезни и ее рецидивов».
«У каждого чуткого врача страдания и тем более смерть больного …оставляют глубокий след в его душе. Врач, может быть, не всегда обнаруживает перед другими всю тяжесть своего состояния. Но в этой внешней сдержанности, в которой нераздельны врачебная этика и такт, присутствует самый беспощадный судья врача – его собственная совесть...»


1Генерик (дженерик) – лекарственное средство, продаваемое под названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата. Как правило, дженерики так же эффективны, как «оригинальные» препараты, и при этом значительно дешевле их. (Википедия)

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №140 > СКВОЗЬ ВЕКА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-15 05:25:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет