БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №141 > МОЗАИКА
В номере №141

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

МОЗАИКА

К началу 14 в. на острове Майорка (Мальорка) была основана знаменитая школа еврейских картографов. Из ее многочисленной продукции наиболее известен атлас Абрахама Крескаса, выполненный по заказу одного, а может быть, сразу нескольких европейских монархов. Его «Каталанская карта» или «Атлас мира» относящаяся к 1375 г., произвела почти такое же впечатление, как открытия Колумба, сделанные сотню лет спустя. (mallorcarusia.com)

Сефардский язык – еврейская разновидность испанского языка, который зародился после изгнания и развивался обособленно от языка Испании. Существование какого-либо особого языка испанских евреев в самой Испании до 1492 г. не доказано.
Для сефардского письма чаще всего употреблялся еврейский алфавит. Рукописная разновидность этого шрифта называлась солетрео. Но уже в 16 в. и в последние десятилетия 20 в. применялся латинский алфавит.
Сефардский язык существует в трех разновидностях: в районе Балкан и на западе Турции; на севере Марокко; в некоторых городах Израиля (Цфат, Иерусалим).
В некоторых городах Северной Африки и Передней Азии сефардский был вытеснен арабским языком, оставив любопытные следы – например, термины картежной игры.
Сефардский язык в 16 в. был важным межэтническим средством общения, поскольку быстро стал языком торговли в Восточном Средиземноморье.
Среди сефардов поддерживалось осознание того, что сефардский язык – хоть и родной, но как бы взят взаймы у другого народа. Иногда его называют жаргоном или «лингуа аровада»= – =«украденным языком». Свободно говорят по-сефардски – в основном, на семейно-бытовые темы – люди старшего поколения и невысокого социального статуса. В Израиле дети сефардов уже чувствуют себя членами ивритоязычной общности.
В 1996 г. Кнессет принял закон о создании На­цио­наль­ного управления по охране культурного наследия на сефардском языке.
Сефардские фразеологизмы отличаются яркостью и богатством синонимов. Вот, например, выражения для передачи понятия «очень далеко»: «где петух не поет и собака не лает»; «где черт бреется»; «где кончаются добрые дни»; «где пропадают собаки».
Понятие «никогда, ни в коем случае» передается интересным образным выражением «даже не среди снов». Наше «твоими бы устами» звучит так: «Твой рот как халва». Раздражительный человек – «нервный, как летняя муха».
Существует собрание около 1900 сефардских пословиц и поговорок. Вот, например: «Кто мед, того пчелы едят». Или очень выразительная пословица: «Я – господин, ты – господин, кто же скажет ослу “По­шел!”?»
Что касается ладино – это язык-калька, разновидность книжного сефардского языка, созданная по образцу иврита в Испании в 13 в. с целью приобщить евреев, уже не знавших иврита, к некоторым его особенностям. Он до сих пор бытует как язык чтения молитв и других религиозных текстов. Само слово «ладино» происходит от «латинус», что подчеркивает его сакральное значение – это как бы еврейская латынь. Престиж ладино был относительно высок, но разговорным он никогда не был и главным образом использовался в сочинениях на религиозные темы.
По книге М.А. Габинского1 «Сефардский (еврейско-испанский) язык». – Кишинев, 1992.

*

В Германии более 300 лет существовала сефардская община, основанная в конце 16 века. 99% немецких сефардов жили в Гамбурге.

Возникновение общины в Германии было связано с тем, что центр международной торговли переместился из портов Средиземного моря в портовые города Атлантики. Большинство сефардов были выходцами из Португалии. Горожане с удивлением и завистью разглядывали роскошь, в которой жили «португальцы».

В конце 17 в. в Гамбурге было 300-400 «португальцев». В 19 в. стали приезжать из Амстердама или из Османской империи. До середины 19 в. в общине все еще говорили по-португальски. Позднее язык предков был вытеснен немецким, но богослужения проводились в соответствии со старой сефардской традицией.

«На хазане (кантор) и шамаше (синагогальный служка) вместо беретов были треуголки. Они были во фраках, бриджах и белых чулках, а на ногах у них были черные полуботинки. Все это придавало происходящему по-настоящему средневековый вид, очень напоминавший известные картины Рембрандта. В праздник Симхат Тора для ашкеназской молодежи было делом чести хотя бы полчаса побыть „португальцами“».

Членами гамбургской общины были многие выдающиеся личности. В их числе – раввин общины и филолог Давид Коген де Лара (1602-1674), известные далеко за пределами Гамбурга врачи Родриго и Барух де Кастро.

С 1919 по 1931 гг. членом гамбургского парламента был юрист Герберт Пардо. После Второй мировой войны Пардо, переживший годы Шоа в Израиле, вернулся в Гамбург и стал членом правления еврейской общины. Выходцем из португальской общины был также сын гамбургского коммерсанта, израильский генерал Давид Сеальтиэль (1903-1969), который руководил обороной Иерусалима во время Войны за независимость.

На момент прихода к власти нацистов в 1933 г. в Гамбурге жило около 200 «португальцев».

Сегодня в Гамбурге осталось крайне мало следов португальско-еврейской общины. Один из них – Португальское кладбище. В 2014 г. была подана заявка на его включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Решение по этой заявке будет принято, вероятно, в 2017 г. (zentralratdjuden.de)

*

Толедский музей сефардов расположен в центре толедской «худерии» (квартала, где жили евреи) в бывшей так называемой Транзитной синагоге, построенной в 14 в. королевским казначеем Самуэлем Леви. После отвоевания Толедо у арабских завоевателей в конце 2 в., сюда с юга Испании бежали тысячи сефардов, отсюда они – транзитом – направлялись на север Испании.
В музее представлена иудейская культура Испании с древнейших времен: исторические документы, произведения искусства, книги и рукописи, религиозные атрибуты и другие реликвии. Крупные «худерии» стали появляться со временем во всех районах Испании – провинциях Арагон, Каталонии, Кастилии, Астурии. Но главным городом сефардов оставался Толедо.

*

Успех так называемых Великих португальских гео­графических открытий (1469-1521) обеспечен сефардами, которые учили португальских капитанов и штурманов искусству навигации, разработали подробные карты и навигационный инструментарий.
Аврахам бен Мордехай Фариссол (1451-1525) изобрел компас. Знаменитый лоцман аль-Саади из Неджда (1421-1500) привел корабли Васко да Гамы в Индию. С астрономом Авраамом Бен Шмуэлем Закуто легендарный мореплаватель советовался перед походом в Индию. Закуто первый сконструировал металлическую астролябию, позволявшую дать более точные измерения, чем деревянная, составил самые точные для своего времени астрономические таблицы. (newswe.com)

*

На еврейских кладбищах Карибского бассейна можно найти немало надгробий с пиратскими символами. Большинство здешних пиратов-евреев до начала гонений служили в испанском королевском флоте офицерами. После изгнания они стали владельцами, капитанами, матросами корсарских судов и нападали на испанские морские караваны.
На Барбадосе на старом еврейском кладбище в Бриджтауне является достопримечательностью могила пирата Якова Мошиаха. Надгробная плита украшена изображениями черепа со скрещенными костями, лопаты и песочных часов, а под ними еврейским алфавитом выписано имя. (sem40.ru, booknik.ru)


1Марк Габинский (р.1932) - лингвист, доктор философских наук. Родился в Одессе.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №141 > МОЗАИКА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 06:45:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia