С Яном Юсимом, киноведом, членом Украинской киноакадемии, всегда интересно обсуждать тенденции мирового кинопроцесса. Он всеведущ. Кому же, как не ему, задавать вопросы об израильском кино?
Инна Найдис
– Израильское кино вышло на мировой уровень. Что обуславливает такую популярность кинопродукции непопулярной страны?
– Израильский кинематограф за последние 18 лет не только вышел на мировой уровень, он востребован и получает большое количество призов почти на всех фестивалях класса «А» – в Каннах, Берлине, Венеции, Локарно, Сан-Себастьяне. Он попадает в шорт-листы «Оскара».
Если раньше это было кино для «внутреннего пользования», то сейчас выбираются более широкие темы. В израильском кинематографе полная свобода выбора, совершенно отсутствует цензура, идет финансирование из Фонда израильского кино. Кинематографистов, которые начинали в 2000-м, поддержало мировое кинематографическое сообщество. Оно поняло, что Израиль – это маленькая страна с большими кинематографическими возможностями.
Израиль выпускает в год 16-20 полнометражных игровых фильмов, и, кроме этого, телевизионные, документальные, короткометражные.
Израильская жизнь вызывает огромный интерес в силу исключительности судьбы страны и судьбы народа. У Израиля свой взгляд на мир, и его кинематографисты смотрят на жизнь Израиля сквозь призму кино.
В 2000 г. в Израиле очень мало зрителей смотрело свое национальное кино. Сейчас 15-18 процентов зрителей отдают предпочтение израильским фильмам. В Украине, к примеру, 3-4 процента, во Франции – 30 процентов.
В Израиле есть замечательная киношкола имени Сэма Шпигеля. Шпигель – выдающийся американский кинопродюсер, родился в 1901-м, а умер в 1985-м. Единственный в мире продюсер, который получил четыре «Оскара». Он открыл Кэтрин Хёпберн, Марлона Брандо, Питера О’Тула. Этот человек был влюблен в кинематограф и жил им. Фильмы, которые он продюсировал, вошли в историю мирового кино – «Лоуренс Аравийский», «В порту»…
Сэм Шпигель завещал почти все свое состояние и большую коллекцию произведений искусства Иерусалимской мэрии. Была открыта киношкола. Бюджет этой школы, наряду с мэрией, поддерживается наследниками Шпигеля. Эта школа входит в тройку лучших киношкол – наравне с нью-йоркской и парижской школами. Туда приезжают учиться из других стран.
Израильские режиссеры востребованы и за границей. Например, Ави Нешер в 80-е годы был приглашен в Голливуд. Он снял там несколько фильмов и понял – это не его. Вернулся в Израиль и сделал удивительные фильмы – «Секреты», «Поворот налево в конце света»…
В 2001 г. появился первый израильский фильм, который завоевал симпатии многих зрителей, – «Поздний брак». Это дебютный фильм репатрианта из Турции, грузинского еврея Довера Кошашвили. В главной роли Лиор Ашкенази. В 2002-м в Киеве на фестивале «Молодость» этот фильм получил первый приз. Впервые в истории Украины израильский фильм был закуплен для проката и широко показан по разным городам. Но посмотрело его не так уж много людей, потому что израильское кино было еще терра инкогнита. Я собирал на него своих киноклубников.
Затем израильские фильмы стали попадать на международные фестивали. Есть такая когорта кинопрофессионалов – отборщики. Они ездят по разным национальным кинофестивалям и отбирают фильмы для своего фестиваля – Каннского, Берлинского, Венецианского. Они с удовольствием берут израильскую продукцию.
В 2003 г. был отобран «Визит оркестра» Эрана Колирина, очень необычный фильм. Церемониальный оркестр египетских войск пригласили в маленький израильский городок. Они по ошибке приехали не в тот городок. И вот они, не зная языка, контактируют с местными жителями. Это и комедийная ситуация, и драма, и мелодрама, и любовь там есть. В фильме играет ныне очень популярный Сэссон Габаи. Фильм получил две премии Европейской киноакадемии, Гран-при МКФ в Токио и Монреале.
Следующий фильм – «Свободная зона» Амоса Гитая. Это самый известный в мире режиссер Израиля. Почти во всех своих фильмах он критикует Израиль. Этот фильм о том, как две женщины отправляются на автомобиле в свободную зону между Израилем и Иорданией. Их играют Натали Портман и Хана Ласло. Хана получила приз в Каннах за лучшую актерскую работу.
Затем – «Вальс с Баширом», анимационный фильм Ари Фольмана. Он получил призы на 40 фестивалях, в том числе «Золотой глобус», Сезара и т.д. Фильм – о войне в Ливане, философский, умный и новаторский, когда его смотришь, забываешь, что он рисованный.
Этот список можно продолжить.
– И это все левое кино...
– Я должен сказать, что на фестивалях 80 процентов израильских фильмов с левым уклоном. И они сделаны очень профессионально.
Вот в 2013 г. в Каннах приз за сценарий получил фильм «Примечание» – удивительный, очень необычный фильм, такая вещь в себе. Это история сына и отца, которые преподают на кафедре изучения Талмуда в Еврейском университете в Иерусалиме. Одному из них присуждают Государственную премию Израиля, и из-за одинаковой фамилии начинается путаница, между отцом и сыном возникает конфликт. Это уникальная история, которая тем и интересна миру.
Еще один фильм на религиозную тему – «Заполнить пустоту». В 2012 г. в Венеции он получил приз за лучшую женскую роль. Это израильское «внутреннее» кино.
Израильский документальный кинематограф тоже очень силен. В кинотеатре «Ucinema» я показывал фильм «Привратники». Он прошел по многим странам, даже арабским (они никогда не показывают израильское кино). В фильме пятеро бывших начальников секретной службы «Шабак» рассказывают о своей деятельности. Фильм удостоен премии кинокритиков и продюсеров США и приза Берлинского МКФ – «самому ценному документальному фильму».
– Как израильское кино смотрят в Украине?
– В Украине прокат израильских фильмов проваливается.
Приведу один пример, я никому об этом раньше не рассказывал. 1991 год. Мои друзья-киноклубники из Днепропетровска Юрий и Александр Гольдштейны уехали в Израиль. Они безумно любили кино и продолжили там свою деятельность. Звонят мне через полгода и говорят: «Ян, вы ездите на кинорынки, у нас есть отличный израильский фильм «Сезон вишни». Аккредитуйте нас на московский кинорынок, и мы покажем этот фильм». Я их аккредитовал, они заплатили квоту. И вот мы пришли на показ этого фильма в киноконцертный зал в Измайлово. Зал набился полный – 500-600 человек – дистрибьюторы. Новинка – израильский фильм… А фильм о войне. Фильм заканчивается, включают свет, а в зале – человек десять. Я всех там знал, это мои коллеги-дистрибьюторы. Я к ним обращаюсь – что? Они отвечают: «Ян, ну ты понимаешь…» Они говорили откровенно: мы не можем взять этот фильм, несмотря на то, что он высокохудожественный. Во-первых, набирало силу общество «Память». Они говорят: «"Память" не даст нам показать». Во-вторых, тема такая… это не комедия, не мелодрама, не фильм ужасов… Если бы это было французское или американское кино… но израильское – они испугались.
В 1996 г. в Одессе во Дворце культуры им. Леси Украинки был впервые проведен 2-дневный фестиваль израильского кино. Его организовывали Израильский культурный центр и киноклуб «Ucinema». Показали мы два фильма – «Аванти пополо» и «Лето Авии». Первый – драматическая комедия о двух заблудившихся на Синае египетских солдатах. А второй – история о живущей в одном из уголков Израиля полубезумной женщине, пережившей Холокост, и ее 10-летней дочери. Жизнь людей хрупкой и болезненной эпохи – после Второй мировой войны. Необыкновенное кино, вызывающее сильное сопереживание.
Потом мы показывали израильское кино раз в 3-4 года. Но, начиная с 2003 года, показы стали регулярными в «Ucinema», «Синема-Сити», Зеленом театре, Арт-центре «Стальканат».
В 2014-м тогдашний директор Израильского культурного центра (ИКЦ), первый секретарь посольства в Украине Болеслав Ятвецкий предложил мне создать киноклуб в ИКЦ. Теперь этот клуб поддерживает сменившая Ятвецкого Илона Хильковская. И вот уже 4 года мы дважды в месяц показываем израильские фильмы. Собирается разная публика – по возрасту, образованию, и возникают интересные дискуссии. Есть люди, которые не принимают некоторые фильмы и спрашивают, как можно такое снимать. А я объясняю, что в Израиле нет цензуры. Однажды я решил показать фильм, который Квентин Тарантино в 2013 г. назвал лучшим фильмом года. Это криминально-детективная драма «Очень плохие парни» (или «Очень злые волки»). После просмотра один из многолетних посетителей киноклуба, 92-летний человек, встает и говорит – я пережил войну, и не надо нам показывать такие жестокие фильмы.
Да, в этом фильме, с сюжетом о похищении девочки, много крови, но он сделан с юмором, там фантасмагория, аллегория, он многослойный. Для молодого зрителя он представляет некий сюр, стеб. А для кинематографистов он интересен изобретательным сценарием, режиссурой и изобретательной игрой актеров. Новизна еще в том, что мы так и не узнаем, кто похититель.
Хочу обратить ваше внимание на фильм, который будоражит всех, его уже закупили многие страны. Это фильм Шмуэля Маоза «Фокстрот».
В 2009 г. он поставил фильм «Ливан», о ливанской войне. Необычный прием – история о солдатах, находящихся в танке, который вошел в Ливан, и все события они видят через смотровую щель. Этот фильм заинтересовал отборщиков Венецианского фестиваля – Израиль ставит фильм с критической точки зрения! «Ливан» получил главный приз – первый в истории израильского кино. Проходит 8 лет. Все думают, что это был режиссер «одного фильма». Самое трудное – после первого успеха поставить второй фильм. И Маоз поставил «Фокстрот». И опять – приз за режиссуру в Венеции!
«Фокстрот» – это драма «о грехопадении и возмездии». В фильме родители (их играют Лиор Ашкенази и Сара Адлер) получают известие о гибели сына. Но через некоторое время им сообщают, что произошла ошибка – погиб его однофамилец. Родители требуют вернуть сына домой. И начинается такое верчение, фокстротные па. Оказывается, их сын с другими солдатами на блокпосту проверяли машину с арабскими парнями и девушками, которые вели себя довольно странно. Солдаты уже хотели пропустить машину, как вдруг из ее приоткрытой двери выпала банка из-под пива. Солдат кричит: «Граната!» – и второй (тот самый сын) расстреливает очередью из пулемета пассажиров машины. Убивает всех. Никакого наказания они не несут, потому что считается, что это недоразумение. Машину сбрасывают в карьер. Позже сын едет на машине домой, она слетает в кювет и парень погибает.
В саундтреке фильма звучит фокстрот, и позывные блокпоста – фокстрот. Фильм сделан очень сильно, филигранно – и актерски, и режиссерски. Но в реальной израильской армии такой безнаказанности быть не может.
– Ян, я слушаю вас и вспоминаю известную фотографию еврейского мальчика из Варшавского гетто. Он стоит, подняв руки, а рядом – немецкий солдат с автоматом. У меня создается впечатление, что миру нравится такой образ еврея – жертвы Холокоста или, наоборот – сиониста-нациста. И фильмы, вызывающие интерес, – либо о Холокосте, либо о «зверствующих оккупантах-израильтянах», либо о жизни ортодоксальных евреев – «как это у них там?» – зачастую тоже нелестные. Одним словом, фестивали радостно приветствуют антиизраильское кино и не хотят знать о ежедневной трагедии, когда человек, выходя из дому или отправляя ребенка в детский сад, школу, не уверен, что он или ребенок вернется домой, потому что может стать жертвой теракта или ракетного обстрела. Образ сильного еврея, защищающего свой дом и свой народ, кинозрителям и кинокритикам неприятен. Ведь Маоз, снимая «Фокстрот», точно знал, что такое происшествие на блокпосту, да еще с последующим сокрытием его, невозможно. Доказательство тому – суд по делу Азарьи, солдата, застрелившего раненого террориста. Несмотря на то, что Азарья говорил, что ему показалось, что у террориста пояс шахида, его признали виновным. Кстати, буквально на днях в израильскую больницу привезли раненого террориста, на котором оказался пояс шахида. В больнице! Солдаты боялись нарушить «демократические нормы» и не обыскали его. Только чудо спасло пациентов больницы. Маоз и прочие «лауреаты» хорошо знают, как использовать свой талант, чтобы добиться признания и наград.
– В какой-то степени вы правы. Но вот, например, фильм Ави Нешера «Поворот налево в конце света» – об индийских евреях-репатриантах. В маленьком поселении они контактируют с местной общиной и после довольно тяжелого периода становятся своими. Это не правое и не левое кино, но фильм взяли на фестиваль. Еще один его фильм – «Чудеса» – о том, как жители Хайфы выживали в тяжелые времена, в 1950-м году. Я могу назвать еще много таких фильмов.
– Эти примеры лишь доказывают сказанное мной: все, что угодно, но ежедневная трагедия израильтян не интересует мировое сообщество.
– Интересует с другой стороны – со стороны «угнетенных» арабов. Вы правы. Меня это тоже волнует. Вот мы говорим «известный израильский режиссер Амос Гитай», он левый, левый, левый. Но он выдающийся режиссер.
– То есть, права Мири Регев, министр культуры Израиля: израильский Фонд кино финансирует антиизраильское кино, и именно это кино выходит на мировой уровень.
– Вы правы процентов на 50. Кино есть кино, и его нельзя так оценивать, это же не реальность. Когда я смотрю левое кино, передо мной лента новостей Израиля. Я каждое утро просматриваю три израильских новостных сайта и вижу, что на самом деле там происходит. Угроза Израилю со всех границ! Ни одна сторона границы не спокойна. Да, этого в левом кино не показывают.
– Можно ли говорить о жанрах, которые особенно характерны для израильских фильмов? Существуют ли, например, хорошие комедии?
– Главные только два жанра – драма и мелодрама. Комедии не всегда удачны. Есть даже фильмы ужасов, но и они за гранью. Есть криминальные фильмы, есть сериалы, но и они не тянут на шедевры. А драма и мелодрама востребованы. Они основываются на израильской ментальности. Очень интересно посмотреть на Израиль глазами израильтян. Я показываю в киноклубе высокохудожественное кино. Иногда зрители говорят после просмотра: «Ян Григорьевич, после такого фильма не хочется ехать в Израиль». Я объясняю им, что это взгляд режиссера, а не калька с жизни. А, например, фильм «Привет, пока» – комедия, мелодрама с прекрасными актерами. Это французский фильм, снятый в Израиле, с Фанни Ардан и Жераром Депардье. Немолодая супружеская пара репатриируется в Израиль и пытается адаптироваться к этой жизни. Показан настоящий Израиль – взаимопонимание, взаимовыручка… После этого фильма мои зрители захотели ехать в Израиль.
Мы посмотрели порядка ста фильмов, и две трети из них показывают Израиль с положительной стороны.
– Пару лет назад я брала интервью у Катриэля Шхори, директора израильского Фонда кино, и он сказал, что они поддерживают молодых режиссеров и, как правило, их первый фильм – это какая-то личная история. Не это ли обуславливает то, что Израиль производит большое количество артхаусных фильмов?
– Половина израильских фильмов, которые выпускаются за год, – это артхаус. Самый большой процент в мире. Что такое артхаусное кино? Первое – малобюджетное. Бюджет израильского фильма не выходит за пределы одного миллиона долларов. Второе – это собственный взгляд и собственная философия. Когда независимые режиссеры делают авторское кино, на них никто не давит. У них своя модель мира. Это кино показывает какую-то маленькую историю, судьбу какого-то человека...
Интересно, что Израиль сделал очень мало фильмов о Холокосте. Знаете, почему?
– Коренные израильтяне очень долго считали, что европейские евреи, как овцы, шли на заклание – это оскорбляло их национальную гордость. Они сами не пережили Холокост, он до них не дошел, и они знали только ту волну выживших, которая хлынула в Израиль после Катастрофы. И еще – это моя личная позиция, и, может, она релевантна и для израильского кино: о Холокосте надо напоминать лишь с целью – чтобы не повторилось, а не потому, что мы жертвы и хотим сочувствия. Это наша трагедия, нашего народа, и мы несем в себе эту память и боль. Но говорить, а в данном случае, снимать фильмы о Холокосте можно только очень сильно. Если идет игра на конъюнктуру, на «популярность» этой темы, это просто преступно.
– Все выдающиеся фильмы о Холокосте сняты в Европе или в Америке. «Магазин на площади» (Чехословакия, 1969) Иржи Менцеля – премия «Оскар». «Жизнь прекрасна» (Италия) Роберто Бениньи – три «Оскара». «Пианист» (Франция, Германия, Польша) Романа Поланского – три «Оскара». «Список Шиндлера» (США) Стивена Спилберга – 7 премий «Оскар». «Выбор Софи» (США) Алана Пакулы – премии «Оскар» и «Золотой глобус». Выдающаяся роль Мерил Стрип. И в 2016-м я увидел шедевр, настоящий фильм о Холокосте, без сентиментальности, как в «Списке Шиндлера», это «Сын Саула», венгерский фильм, очень тяжелый, но смотреть надо. Но вернемся к Израилю. В фильме Нешера «Чудеса» вскользь заходит разговор о Холокосте, и оказывается, что израильтяне считают выживших в Холокосте предателями, потому что выжить могли только предатели. Это же абсурд какой-то!
– Очень напоминает Советский Союз, который выживших в немецких лагерях военнопленных ссылал в свои лагеря. Крупные страны часто покупают у израильтян идеи сериалов, и ремейки гораздо популярнее «первоисточника». В чем причина такой «слабости» израильских производителей?
– Израильтяне делают сериалы «для внутреннего пользования». Но сериал «Военнопленные» (2010-2012) впечатлил многих... Права на показ были приобретены 5 странами. В США сделали удачный ремейк «Родина», и в России – менее удачный ремейк с тем же названием. Благодаря этому сериалу зарубежные продюсеры начали присматриваться к израильским сериалам. Сам Израиль не может пробудить интерес, у него не такие крупные актеры, режиссеры, а сюжет может...
В июне 2018 г. в США сенсационно успешно прошел израильский сериал «Фауда». Нью-йоркские зрители с азартом его обсуждают. Асаф Беренштейн снял фильм об израильской контртеррористической организации, сотрудники которой говорят по-арабски, проникают на палестинские территории, пытаясь поймать террористов.
– Ян, что можно назвать «еврейским кино», и вообще существует ли такое кино?
– Я смотрю в год около тысячи фильмов. И если в фильме появляется еврейская тема, у меня повышенный интерес, я жду какого-то откровения. Евреи интересны не только нам, евреям, они интересны и жителям стран, в которых они проживают. Но еврейского кино как такового нет, есть еврейская тема. Когда не было Израиля, еврейское кино было. Теперь евреи ассоциируются с государством Израиль.
А еврейская тема касается частных историй – вымышленных или правдивых. Вот, например, фильм годичной давности «Норман». Это история нью-йоркского еврея (его играет Ричард Гир), который делал людям одолжения бесплатно, просто из желания помочь. И влез в большую политику. Приезжает премьер-министр Израиля (его играет Лиор Ашкенази), и Норман, стараясь ему помочь, подставляет его. Левые тут же обвиняют премьер-министра в этой связи, ему грозит суд. Чтобы не давать показания в суде, Норман накладывает на себя руки. Вот такая еврейская тема.
Еще одна тема – еврейский юмор, почти все американские стендап-комики – евреи. Посмотрите фильм Боба Фосса «Ленни» – о Ленни Брюсе, он вошел в пятерку лучших фильмов мира. Кстати, о стендап-комиках, я бы посоветовал зрителям посмотреть свежий сериал «Удивительная миссис Мейзел» (США, 2017). Вдохновляющий сюжет, тонкий юмор, ярчайшая актриса.
Многие кинорежиссеры-евреи обогатили и прославили кинематограф своей страны.
Франция – Клод Берри, Франсис Вебер, Клод Зиди, Клод Лелуш, Раду Михайляну. Великобритания – Джон Шлезингер, Сэм Мендес. Дания – Сюзанна Бир (фильм «Месть» удостоен премии «Оскар»).
США – Эрик фон Штрогейм, Джозеф фон Штернберг, Эрнст Любич, Стэнли Кубрик, Джордж Кьюкор, Пол Мазурски, Билли Уайлдер, Питер Богданович, Уильям Фридкин, Артур Хиллер, Джоэл и Итан Коэн, Даррен Аронофски, Стенли Крамер, Милош Форман, Вуди Аллен, Стивен Спилберг.
Без режиссеров-евреев кинематограф США был бы скучным и менее художественным. Потускнел бы талант многих кинозвезд. Но они делают не еврейское кино, хотя еврейская тема там иногда и проскальзывает.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.