БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №25 > Мировая сеть: найдется все...
В номере №25

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Мировая сеть: найдется все...
Ольга Ксендзюк

Давно жду повода публично признаться в нежной любви к лучшей в мире паутине, тем более, что без Интернета я просто не представляю современной жизни — и своей, в частности. Я люблю его не только с чисто прагматической точки зрения, не только за его несомненную функциональную полезность, — в чем, по моему глубочайшему убеждению, и состоит его суть. Я люблю его еще и за принципы, по которым строится его информационное пространство. Очаровательная раскрепощенность форумов (пока участники не доходят до взаимных оскорблений); мужественная независимость прессы (пока не доходит до «большой стирки грязного белья»); открытость информации (закрыта — взломаем!); вечная безысходная борьба за правду; откровенность дискуссий; практическое отсутствие цензуры; анонимность — при желании... Что ж, велик и могуч язык, а уж свобода слова — до чего велика и могуча!

Впрочем, при чем здесь прекрасный принцип свободы слова? Сколько проблем когда-то — совсем недавно! — имели мы с этой самой свободой, то есть, с полным ее отсутствием! Проблем всяких — от абсурдных до горьких и печальных... А ведь наиболее последовательно соблюдает этот принцип — вернемся к теме — тот же самый Интернет. Нет, я — вовсе без иронии. И сейчас ведь — глянешь в телевизор — минуту, две, три... Скажешь (удалено цензурой) — и пойдешь бродить по Сети, благо свобода выбора — полная. Пока что.

Но всякий принцип, к сожалению, можно обернуть во зло. И, прикрываясь правом на свободу, заявлять право на насилие.

Знаете, почему это особенно страшно? Потому что Интернет — не забор, где, к примеру, можно изобразить надпись с призывом бить — ну, известно, кого, — и спасать, как всегда, Россию. Видала я такое явление, и даже не очень давно. Но дальше краска может закончиться или еще что...

А в Интернете статью можно накатать, даже трактат, была бы охота. С тщательно подобранными впечатляюще умными словами. И с общим смыслом: какие хорошие арабы. (Ну да, маленькие несчастненькие террористики... И такое попадается.) И какие плохие, соответственно, евреи. И ведь найдется кто-то, кому это покажется убедительным. Сайт можно создать — и не один! Форум открыть, опять же. Там, правда, уже не будет умных слов, а совсем даже наоборот, но смысл — тот же.

Про подготовке статьи рабочая тема звучала донельзя просто: «Антисемитизм в Интернете». И я хочу напомнить, что на месте «антисемитизма» могло быть любое другое «анти...» — их ведь не одно и не два. И вроде бы явление это... знакомое. Слишком знакомое. Изученное. Но мне стало страшно.

Страшно именно потому, что этого всего — так много!

И это — еще одно подтверждение тому, что тема антисемитизма по-прежнему занимает значительное место в общественном сознании. Появилось даже дикое, казалось бы, словосочетание «рынок антисемитизма». Но, как утверждают, этот самый рынок был весьма ограничен и закрыт, пока не возник Интернет с его многомиллионной аудиторией и возможностями распространения информации, суждений, идей и высказываний — и поразительной «либеральностью» в их отношении.

В Интернете возможна даже своеобразная «интифада». В 2000 г. в Иерусалиме прошла конференция по борьбе с онлайн-терроризмом и онлайн-антисемитизмом, организованная Международным Институтом по вопросам политики борьбы с терроризмом и Лиги по борьбе с клеветой. Одной из основных причин проведения конференции стало обострение кибер-войны между произраильскими и пропалестинскими хакерами, которая, по мнению журналистов, «сеяла разрушения в Сети». Благодаря всемирной Сети антиизраильские призывы и пропаганда получили гораздо более широкую аудиторию, чем раньше.

Религиозная война — «джихад» — против Израиля сейчас широко распространена в арабской части Интернета, однако этим дело не исчерпывается: в Интернете встречаются также сайты, посвященные агрессии иудеев против мусульман и христиан против евреев. Такие сайты распространяют идеи межнациональной и религиозной розни в первую очередь в умах молодежи, однако законы, охраняющие свободу слова и печати на Западе, делают борьбу с ними весьма затруднительной. Даже если пропаганда в Сети запрещена каким-либо локальным законом, кибер-террористы легко находят способы обойти запреты.

Что касается русскоязычных сайтов, то в связи с обострением проблемы в Сети проводится мониторинг, фиксирующий проявления антисемитизма в интернет-ресурсах стран СНГ. Результаты наблюдений более чем печальны.

В последнее время в Интернете стало появляться множество литературно-политических журналов, и все большее количество людей вовлекается в этот вид деятельности. Там не только публикуются литературно-политические произведения, но всякий желающий может принять участие в обсуждении как написанного, так и любой темы, поднятой во время этого обсуждения. И желающие находятся.

Скажем, литературно-политический альманах «Лебедь» — сайт некоего Валерия Лебедева — типичен в этом отношении. Такие интернет-издания всегда ведут себя одинаково. Общие фразы о свободе высказываний, о толерантности и беспристрастности, за которой следует травля всех читателей и посетителей, не разделяющих одиозные взгляды руководителя проекта и собравшейся вокруг него группы «единомышленников». Большинство постоянных участников, которые пришли в журнал с самого начала, пытались дискутировать с антисемитами, но никаких дискуссий не получалось, потому что людей просто обливали грязью. Тогда то один, то другой участник стали обращаться к редактору с просьбой ввести дискуссии в некие этические рамки.

На сайте же под предлогом свободы слова поощрялась расистская и антисемитская вакханалия. Неоднократно редактор самолично вносил изменения в письма участников, которые дискутировали с антисемитами, полностью меняя смысл этих писем.

Стоит ли приводить примеры? Каждое выступление на «национальную» тему, опубликованное здесь, превращалось в череду откровенных оскорблений в адрес евреев, причем даже самые мягкие напоминали речи отъявленных нацистов.

Чего стоит такое, например, высказывание — «все евреи — фашисты. По определению...» Или: «Пусть евреи и арабы режут друг друга. А мы должны помогать и тем и другим в их справедливой борьбе». «Антисемитизм не более и не менее иррационален, чем антифашизм. Это критика человеконенавистнической идеологии, и эта критика может быть вполне рациональной». (Я процитировала высказывания наиболее нейтральные!)

Излишне говорить, какие чувства вызывает непосредственное, прямое столкновение с подобными вещами. Особенно живо понимаешь, что пишут это люди, и кто-то из них, может быть, живет даже в одном с тобой городе... И пытаешься себе представить: какой же человек, какая личность скрывается за этой фразой, и за вот той? Волна отвращения мешает думать. Но просто назвать все это бессмысленным бредом, попытаться в очередной раз забыть, как дурной сон, — невозможно. Это явление, и надо как-то на него реагировать.

Впрочем, такого рода «явления» даже не хочется анализировать. Да и что тут скажешь? Все равно, после долгих исторических, социологических и прочих экскурсов вернешься к извечным туманным рассуждениям о «темной стороне» человеческой (человеческой ли?) психики...

Подобными, с позволения сказать, «идеями» пестрит не только данный сайт, но и целая часть интернета, в особенности — российского. Она вдохновляется, как всегда, кучкой новых российских нацистов, приучает своих читателей к допустимости подобных высказываний, выгодно пользуясь популярностью термина «свобода информации».

При этом далеко не все замечают, что речь идет не об информации, не о сведениях, а о конкретной (запрещенной в цивилизованных странах) идеологии — то есть, о том самом, чего так не любят сторонники свободы в мировом компьютерном пространстве. Речь идет о внушении вполне определенных суждений и идей — идей, порождающих дискриминацию, а в самых страшных случаях, как нам известно из истории, — геноцид.

Что ж, противоречие налицо: возможность пропагандировать античеловеческую идеологию предоставляется демократическим обществом и современными техническими средствами.

Владельцы ресурсов, за редким исключением, не утруждают себя модерацией (цензурой) проходящих в них сообщений. Между прочим, совершенно напрасно, поскольку форум сам по себе можно условно считать средством массовой информации, которое, если и не несет ответственность за проходящую в нем информацию, но, как минимум, должно считать это вопросом собственного престижа.

К примеру, форумы на Омен.ру имеют колоссальную аудиторию, и именно там, как писал в свое время обозреватель Никита Шерман, махровым антисемитам и националистам предоставлена полная свобода пропаганды своих идей. «Совершенно очевидно, что форум превратился в прибежище антисемитов, фашистов и просто психически неуравновешенных людей» — сказано в обращении, составленном по этому поводу. Далее следовали высказывания из форума. Впрочем, даже те, что были напечатаны, я приводить не решаюсь... «А по кому ударили арабы в Америке? По военным и по большому скопищу жидов в офисных небоскребах. Ну, может, там не все были жидами, но цель благая».

Подобное явление вряд ли бы могло возникнуть, скажем, в Европе или в Америке, где сайт, замеченный в ксенофобии, немедленно был бы закрыт, а провайдер, предоставивший хостинг, оштрафован на немалые суммы.

Упомянутый форум имеет огромную аудиторию, причем эта аудитория — в основном молодежь, чье мировоззрение еще не сложилось и подвержено стороннему влиянию.

Конечно, форум на «Омене» — не единственный такого рода ресурс. Никто не сможет сказать или подсчитать точно, сколько еще таких мест в российском Интернете. Большинство из них «невидимы», поскольку локальны и их услугами пользуется узкий круг людей.

Свобода слова — это хорошо. Общение в форуме — просто замечательно. Но у каждой свободы есть свои этические ограничения (как ни странно это звучит), а у каждого форума просто обязаны быть модераторы, — только их почему-то нет...

Проблема антисемитизма в Интернете — а мы здесь коснулись только некоторых ее аспектов, — похоже, далека от своего разрешения. Еще раз вспомним о поистине ураганных темпах распространения всемирной компьютерной сети и о том, что ее пользователи, в основном, люди молодые. Опасность неуправляемого распространения разрушительных идей действительно возрастает с каждым годом, и об этом с тревогой говорят аналитики. Но, вероятно, этот процесс контролировать все-таки можно. Нужно желание общества и разумные законы. А еще важно понимать: свободное распространение информации (естественный результат развития свободы слова в демократическом обществе) и беспрепятственное распространение антисемитских идей (речь, конечно, не только об Интернете) не имеют между собой ничего общего.

Моей целью не было обратиться — в который раз — к сущности, к корням позорного для общества явления, именуемого обманчиво спокойным научным термином «антисемитизм». Мы имеем дело уже с его многоликими манифестациями, с его последствиями, порождающими последствия... и так далее. Этим полна наша многовековая история. Это, к несчастью, присутствует и в настоящем. И нам нельзя делать вид, что этого нет.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №25 > Мировая сеть: найдется все...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-01-27 10:54:07
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl