БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №30 > Путь к себе
В номере №30

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Путь к себе
Ольга Ксендзюк

«Священная внутренняя обязанность каждого еврея заключается в том, чтобы хранить верность самому себе».

Г. Брановер.

ИзменитьУбрать
(0)

Во время традиционных вечерних чаепитий в послевоенном Ленинграде Герман Брановер жадно слушал беседы старших об истории еврейского народа, его уникальной судьбе, мудрости. Упоминались великие имена: Эйнштейн, Тарле, Иоффе... Откуда было знать скромному студенту Политехнического института, что его самого ждет мировая известность? Да еще и в таких далеких друг от друга областях, как магнитная гидродинамика и постижение сокровенной сущности иудаизма?..

Все начиналось обыкновенно: размеренная жизнь в Риге 30-х годов, благополучное детство, образованная семья. Отец заведовал сельскохозяйственной школой, в которой обучалась еврейская молодежь, готовившаяся эмигрировать в Палестину. Энциклопедически образованный отец рано увлек мальчика естественными науками. Хотя в доме часто звучала ивритская речь, 7-летний Герман, пойдя в ивритскую гимназию, не проявлял особого интереса ни к языку, ни к другим еврейским предметам. С началом Второй мировой войны гимназия стала обычной советской средней школой, а Герман стал пионером.

Отступая из Прибалтики под ударами немецких войск, советские солдаты не очень церемонились?— так погиб отец Германа. Тем не менее, Брановеры бежали в Россию?— до самого Омска. После окончания войны семья вернулась в Ригу. Герман вступил в комсомол: он искренне верил в коммунизм и в «великого вождя и гениального учителя».

В моду стремительно входила ядерная физика, и Герман решает поступать на физико-механический факультет Политехнического института. Застенчивый 16-летний «маменькин сынок», как он сам себя называет, отправляется в Ленинград и одним из лучших сдает вступительные экзамены. Однако в списках непринятых среди еще 50-ти явно еврейских фамилий находит и свою. «Я остался стоять,?— вспоминает Брановер,?— промокший до нитки, униженный и несчастный, еще не знавший тогда, что, быть может, эта минута, когда я глубоко и болезненно понял, что я не такой, как все другие вокруг, что я не такой потому, что я еврей, была началом самого главного и счастливого поворота в моей жизни».

В конце концов, юношу с неподходящей фамилией приняли на гидротехнический факультет. Занятия увлекли, но и «чуткость ко всему еврейскому необыкновенно обострилась». Герман читает о деле Бейлиса, «Всеобщую историю евреев» Дубнова...

Это было время нарастающего антисемитизма. В газете «Правда» появилась статья Эренбурга, в которой доказывалось, что еврейского вопроса в Советском Союзе нет и, более того, что еврейского народа, в соответствии с учением Ленина-Сталина, вообще не существует. Унизительные декларации Эренбурга возмущают Брановера и усиливают желание познать духовность своего народа, углубить познания в иврите. Занятия через некоторое время пришлось прекратить после «ласковых и вкрадчивых просьб» некоего «сотрудника библиотеки», которая, впрочем, к тому времени была уже тщательно «вычищена»: изорванные, истоптанные книги великих философов вывозили на грузовиках...

Герман увлекся философией. Он искал такое мировоззрение, которое дало бы ключ к пониманию сущности уникальной исторической судьбы евреев и инстинктивно почувствовал, что ответ находится в области иррационального, и «поиски ведут к Б-гу, избравшему еврейский народ».

Все сильнее становится мечта о Святой Земле. Будущий знаток иудаизма не только изучает еврейские законы?— он пытается жить в соответствии с ними.

Между тем, история повторяется?— одного из лучших студентов не принимают в аспирантуру. Он возвращается в Ригу, работает, заочно учится на физико-математическом и ведет самостоятельные исследования, в которых скоро добивается первых успехов: находит теоретическое обоснование одной из проблем гидродинамики. Будущая жена Фаня полностью разделяет его научные, и духовные интересы. Она помогает ему ставить экспериментальные опыты в заброшенной подвальной лаборатории, которую он арендует у Латвийского университета. Полученные результаты публикуются в «Вестнике Латвийской академии наук» и получают хорошие отзывы.

Вместе с Фаней они предпринимают отчаянную попытку попасть в Израиль. В 1956?году проходит знаменитый ХХ?съезд. Появляются слухи, что пришедший к власти в Польше Гомулка договорился с Хрущевым о возвращении бывших польских граждан. Герман и Фаня решают фиктивно жениться на польских гражданах, таким образом выехать в Польшу, а оттуда?— в Израиль. «Свадебная кампания» стоит долгих усилий и влетает в кругленькую сумму. Однако в последний момент «польская жена» Германа пугается и план срывается.

В 1962?г. Герман Брановер защищает диссертацию в новой отрасли науки?— магнитной гидродинамике. Но мысли его вновь возвращаются к анализу предназначения и пределов возможностей естественных наук, к сопоставлению «мировой культуры и науки» и еврейского учения. Он все больше приближается к формулировке своего собственного мировоззрения, углубляясь в изучение иудаизма. Так рождается первая философская работа Брановера?— «Из глубин», которую чудом удается передать в Израиль.

Преследования КГБ не останавливают ученого. На хасидских занятиях он находит ответы на вопросы о способах одухотворения жизни, о привнесении Торы в гущу жизни. Понадобилось время чтобы преодолеть атеистическое воспитание, новое видение мира казалось «ненаучным».

Успешно складывается ученая карьера: защита докторской диссертации, звание профессора, научная работа. Есть все: научный авторитет, максимальная зарплата, квартира в центре города, машина, дача. Тем не менее, он находит удовлетворение в продолжающемся изучении Торы, в радостном и трудном в советских условиях соблюдении еврейских обычаев. Мысли его и его семьи были обращены к Святой Земле, к отъезду. Наконец, вызов получен.

Он отказывается от всего и наслаждается открытым хождением в синагогу, соблюдением еврейских законов?— без оглядки, без опасений?— наконец-то! КГБ и милиция все чаще тревожат его, за границей проходят демонстрации в его защиту. Бывают дни, когда долгожданная свобода кажется недосягаемой... Собравшись с духом, Брановер звонит в Нью-Йорк Любавическому Ребе, убежденный, что его не соединят. Соединили... Он получил благословение Ребе и заверение, что разрешение на выезд скоро будет дано. Они получили разрешение сразу после праздника Симхат-Тора. В 1972?году семья Брановеров репатриируется в Израиль.

Беседы с Ребе о вечных проблемах еврейства, о современных событиях, о труднейших философских проблемах стали еще одним основополагающим моментом в духовном пути. «Много раз я слышал,?— пишет Брановер,?— как Ребе говорит о науке, о проблемах всеобъемлющего мировоззрения, основанного на Торе, доказывал абсурдность попыток извлечь из науки поправки к Торе. Он, однако, никогда не отрицал науку, а лишь настаивал на том, что и она, как и все, что Б-г сотворил в этом мире, должна служить еврею в его стремлении к святости, к совершенству, к соединению с Б-гом и с Его Торой». Ребе подчеркивал: наука объясняет, что такое мир, а духовная мудрость, религия?— для чего мир существует.

Развитие еврейского самосознания становится делом жизни. Брановер обрекает себя на постоянное ощущение катастрофической нехватки времени. «Я краду время у науки, у семьи»,?— говорит он.

ИзменитьУбрать
Г. Брановер вскоре после алии
в Израиль
(0)

Читая книги Брановера, ищешь: кто он? Один из самых активных участников еврейского национального движения в Риге. Ученый мирового уровня, один из основоположников магнитной гидродинамики жидких металлов, директор Центра исследований магнитной гидродинамики и руководитель объединенной российско-израильской лаборатории энергетических исследований. Философ, занимающийся исследованием вопросов взаимосвязи и гармонии Торы и современных естественных наук. Главный редактор издательства «Шамир». Автор десятка научных монографий по физике, многих книг о еврейском самосознании и вере, главная из которых «Возвращение» (1997). Основатель англо- и ивритоязычного общественно-философского журнала «В свете Торы» и разработчик генерального плана трудоустройства репатриантов из бывшего СССР.

В конце концов находишь это слово: Герман Брановер?— проповедник?— страстный, талантливый, убежденный и убеждающий.

В одной из своих статей Брановер приводит слова Ребе: «Весьма нелестно, если о еврейском ученом говорят: «Этот человек?— крупный ученый и, между прочим, также еврей, соблюдающий заповеди». Правильная последовательность должна быть такова: «Это благочестивый еврей и, между прочим, также крупный ученый». О самом Германе Брановере, пожалуй, следует говорить именно в такой, правильной последовательности...


Гость-5
05.02.2003 17:22

Мне понравилась книга "Возвращение", а еще - что вспомнила, читая ее, немало песен и стихов. Это были песни Эдуарда Колмановского, Яна Френкеля, Владимира Шаинского, Оскара Фельцмана, стихи Пушкина и Расула Гамзатова. Мне только поэтому было интересно ее читать, тем более что поэзию Гамзатова я люблю необычайно (8 сентября его юбилей, а на форуме http://people.datacom.ru/cgi-bin/board.pl можете прочитать мое сообщение о еврейских мотивах в гамзатовской поэзии), а о Яне Френкеле мною самой создан сайт - http://holyofholies.narod.ru Мне по душе оказалось, что Его песня "Снова ветка качнулась" описывает настоящий гимн Природе и ее Создателю (именно таков эпизод описания природы у Германа Брановера), а до прочтения этой книги я даже не знала, что песня "А самолеты сами не летают" посвящена тем, кто вернулся к традиционному еврейскому образу жизни (если о них выйдет такая книга, то можно назвать ее именем этой песни). Еще недавний юбилей Эдуарда Колмановского - ощущение, испытывавшееся Брановером после того, как его не приняли в Ленинградский вуз, заставило поневоле вспомнить его песню - "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает"...

Гость-6
07.08.2006 09:04

убедительная просьба к Г.Браверману как к разработчику генерального плана трудоустройства репатриантов из бывшего СССР рассказать как готовился и осуществлялся этот генеральный план хотя бы для 200 тысяч инженеров . Газета ВЕСТИ наверное с радостью возьмет такой материал для борьбы с программой ВИСКОНСИН.
с УВАЖЕНИЕМ Владимир Славин (тел. 08-675-47-04)

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №30 > Путь к себе
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-12-01 03:11:57
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia