БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №42 > Открытие Америки «по-еврейски»
В номере №42

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Открытие Америки «по-еврейски»
Бронислава Беленко

Так уж сложилось, что чем «круглее» число лет, отделяющих нас от какого-либо события, тем значительнее повод переосмыслить его значение. 500-летие открытия Америки скрылось за пределами прошлого столетия, но приближается не менее значимый для нас, евреев, повод: в 2004 году будет отмечаться 350-летие еврейской истории США.

«Все говорят, что Америка прекрасная страна.
Нет для еврея ничего лучшего, как попасть в Америку»
И. Рот. "Иов".

ИзменитьУбрать
Бронислава Беленко
(0)

Конечно, можно немного сдвинуть хронологическую планку и повести отсчет от Христофора Колумба, укрепив себя курьезным доводом: рано или поздно обнаруживается, что многие великие люди — евреи. Но реальные события, заложившие основу истории еврейской общины США, все-таки были связаны с первой, сефардской, волной иммиграции середины 17 в.: из зараженных инквизицией Испании и Португалии на берега Северной Америки вынесло небольшую группу испанских евреев-маранов.

В 1654 г. 23 еврея поселились в Новом Амстердаме — в голландской колонии Америки. Губернатор Питер Стивесент предпринял попытку выставить «вероломную породу ненавистников и поругателей Христа» из своих владений. Однако, стараниями еврейских акционеров Нидерландской Вест-Индской компании удалось выправить официальную бумагу, дозволяющую 23 беженцам оставаться в числе жителей Нового Амстердама. В этом же году управление колонией перешло в руки англичан. Они даровали поселению новое имя Нью-Йорк, а евреям — большую часть гражданских прав, в том числе и право иметь молитвенные дома. Так была открыта первая страница еврейской истории Северной Америки.

Во второй половине XVIII в. еврейские общины довольно сносно обустроились во всех колониях. В Нью-Йорке, Ньюпорте, Филадельфии, Саванне, Чарльстоне... Но, их права — гражданские и религиозные — оставались такими же неубедительными, как и прежде. Законодательной соломинкой, послужившей первым мостиком в мир пока еще ограниченных, но все же возможностей, стал Парламентский указ 1740 г. В нем сообщалось, что евреи могут стать гражданами колоний после семи лет проживания, что, по крайней мере, позволяло на равных заняться торговлей. Некоторые в этом деле необычайно преуспели. Об Аароне Лопесе, первом еврее, получившем в Массачусетсе гражданство (1763 г.), говорили, что по размаху коммерции его, наверное, не превосходил ни один коммерсант Америки.

Потомки далеких Кардосо, Натанов, Барухов, Лазарусов, ныне известные и процветающие торговые и банкирские семьи, ведут свое начало от группы сефардских евреев — пионеров Америки.

Не всем, конечно, удавалось найти себя в «серьезном» бизнесе, многие были заняты в более прозаических профессиях: пекли хлеб, выращивали скот, шили одежду, изготавливали мебель...

К середине 18 ст. появляются первые синагоги. Нью-йоркская община «Шеарит Исраэль» уже в 1730 г. имела свою синагогу. В 1763 г. по проекту Питера Харисона была построена синагога в Ньюпорте, названная по имени первого раввина Исаака Туро. Во время Войны за независимость она служила местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айленда.

История донесла до нас имена тех, кто сражался на стороне Американской революции: полковника Френсиса Сальвадора, майора Бенджамина Нонеса, адьютанта Джейкоба Франкса. В американской армии воевало свыше 100 евреев-добровольцев. Были и те, кто не видел поля битвы, но роль их в войне невозможно переоценить: Хаим Соломон, польский еврей, оказал множество финансовых услуг и собрал для американского правительства огромную сумму денег; раввин Нью-Йорка Гершом Сейкес, призвал соплеменников не пожалеть своих домов и имущества во имя американской независимости; и многие-многие другие.

Во время Войны за независимость были заложены основы американской демократии. Американская конституция 1787 г. провозгласила, что «никогда не следует требовать принадлежности к какому-либо вероисповеданию, как необходимого условия для занятия какой-либо должности или для исполнения каких-либо общественных обязанностей».

В 1790 г. еврейская община Ньюпорта вручила только что избранному первому президенту Джорджу Вашингтону письмо: «Лишенные ранее личных прав свободных граждан, мы обрели теперь правительство, избранное его величеством народом..., которое опирается на человеколюбие, взаимное доверие и общественный порядок». Вашингтон был глубоко растроган и написал знаменитое письмо «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости в США: «Пусть же дети рода Аврамова, поселившиеся на этой земле, и впредь заслуженно пользуются добрым к ним отношением со стороны других жителей, когда каждый сможет сидеть безопасно под собственной виноградной лозой и смоковницей, и ничто не будет угрожать ему». Эти слова стали своего рода хартией вольности для всех американских евреев.

В период американской революции количество евреев, проживавших в Америке, не превышало 2,5 тысяч, к 1840 году их число увеличилось до 15 тысяч, а к 1880 г. — до 250 тысяч человек. Такой рост произошел на волне еврейской иммиграции из Германии. Немецкие евреи прибыли как раз перед «золотой лихорадкой» 1849 г., в Калифорнию отправились около 10 тыс. человек в поисках своего еврейского счастья. Многим удалось накопить средства на открытие небольшой лавки, некоторые (а чаще их дети) сумели поставить дело на широкую ногу. Адам Гимбель, начавший лоточником в долине Миссисипи, закончил свою карьеру основателем огромной сети магазинов Гимбеля. Натан Штраус, сын иммигранта, создал знаменитый «Мейсис» — крупнейшую сеть универмагов.

Во время Гражданской войны евреи выдвинулись в качестве банкиров, подрядчиков, поставщиков обмундирования и амуниции для армии, и с 1860 г. они становятся значительной силой в американском бизнесе. Банкир Джозеф Зелигман возглавил казначейство страны, а Джейкоб Генри Шиф — крупную финансовую корпорацию. Широкая благотворительность стала основой деятельности многих еврейских организаций.

Представители этой волны иммиграции не обманулись в ожиданиях хорошей и спокойной жизни в США. Но вскоре перед ними встала новая проблема.

ИзменитьУбрать
(0)

В 1880-е годы погромы, как лесные пожары, прошлись по восточно-европейским общинам. После прибытия в страну свыше 2-х миллионов беженцев из Восточной Европы между ними и четвертью миллиона «коренных» успешных американцев возникли естественные противоречия. «Коренные» придерживались реформистского направления иудаизма (хотя было и консервативное направление, связанное с активной деятельностью раввина Исаака Лезера из Филадельфии) и говорили на английском языке, иногда, правда, с немецким акцентом. Приезжие говорили на идише, были в большинстве ортодоксами или хасидами и очень бедными. Они селились в тесных многоквартирных пяти-восьми этажных домах. Часто лишь одна из комнат имела естественное освещение. Вот как описывает И. Рот жизнь «новых американцев» в нью-йоркских трущобах: «Клопы длинными, стройными рядами спускались по стенам, маршировали по потолку, с кровожадным коварством дожидаясь наступления сумерек, чтобы броситься на спящих. Блохи выскакивали из черных прорех между дощатыми половицами и забирались в платье, подушки и одеяла. Ночи были тяжкими и душными. Из открытых окон время от времени доносились отдаленный гул незнакомых поездов, непродолжительное ритмичное громыханье далекого, занятого своими делами мира и смрадные испарения от близлежащих домов, куч мусора и открытой канализации».

Большинство эмигрантов были заняты на швейных фабриках. К 1888 году из 241 швейных фабрик Нью-Йорка 234 оказались в еврейских руках. Здесь впервые была использована так называемая «Бостонская система» — каждый работник производил одну мелкую операцию. Многие занимались столярным и скорняжным делом, изготовлением сигарет.

Эти люди привезли с собой из «черты оседлости» традиции, ставшие впоследствии фундаментом современной американской еврейской культуры. Еврейская община Нью-Йорка состояла преимущественно из русских и восточно-европейских эмигрантов, языком которых был идиш. В Ист-Сайде возникли целые улицы и кварталы, где слышалась только еврейская речь. Газеты на идиш печатались большими тиражами, еврейский театр приобрел такое значение, какого никогда не имел в Варшаве. Дети учились в хедерах и Талмуд-Торах. Синагоги разной степени ортодоксальности отражали атмосферу общин России, Польши и Румынии.

Постепенно эмигранты становились на ноги, переезжали в Гарлем — в то время фешенебельный квартал зажиточных евреев. Их дети становились адвокатами, врачами, бизнесменами, профессорами. Некоторые активно участвовали в политической жизни страны.

Американская еврейская община стала одной из важных сил на мировой арене 20-го века. В ней выкристаллизовались основные принципы еврейства - благотворительность и взаимопомощь.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №42 > Открытие Америки «по-еврейски»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-05-30 07:25:50
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов