Тема 44-го номера журнала «Мигдаль Times» — «Еврейские художники».
Название темы весьма условно, потому что на вопрос, что считать еврейским изобразительным искусством (и таковыми художниками) до сих пор исчерпывающего ответа нет. И, тем не менее, «их есть» — художники-евреи, да еще и темой еврейской интересовавшиеся. Особенно много их было в начале прошлого века в Одессе, и в Санкт-Петербурге (в частности, Л. Бакст). А встречались они все в Париже (включая А. Экстер). По поводу национальности и темы все совпало у В. Клецеля (впрочем, в Израиле это совпадение не редкость). А вот М. Рева — одесский скульптор, волею судеб, к этой теме только подступается.
Рецепт интерпретации пуримского сюжета может оказаться полезным в следующем году.
Допуримскими событиями мигдалевской жизни стали 12-й День рождения и молодежная конференция «Мир информации».
К юбилею Шолом-Алейхема нелишне будет вспомнить, кто придумал город Черноморск.
Тех, кто заинтересовался рассказом Н. Пружанского «Еврейская душа», ждет продолжение.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Вопрос о совместимости эпитета «еврейское» с понятием «изобразительное искусство» является одним из самых спорных в нашей культуре. Дискуссии на эту тему начались давно, не утихают сегодня и вряд ли прекратятся в обозримом будущем.
Если спросить о еврейских художниках, наверное, каждый сразу вспомнит Марка Шагала. Где исток еврейского искусства? В росписях, мозаиках, книжных иллюстрациях анонимных художников? Язык народного искусства, живой, свежий и красочный, стал основой для искусства профессионального; его расцвет приходится на конец 19 — начало 20 вв. Примета того времени — множество ярких имен, и перед нами стояла действительно сложная задача. Поговорим же о тех, кто не особенно «на слуху», но чьи жизнь и творчество дают нам право назвать их еврейскими художниками.
В 19 веке художественная жизнь в Одессе протекала достаточно вяло — немногочисленные выставки, изредка — визит заезжей знаменитости, отсутствие хорошего городского музея... Положение попыталось исправить созданное в 1865 году Общество изящных искусств: открылась рисовальная школа, началась работа по организации музея. Но инерция провинциального бытия преодолевалась медленно.
В день празднования Пурима в синагогах читают «Свиток Эстер». Несмотря на то, что для большинства из нас слова «Свиток» и «развлечение» являются антонимами, это действительно увлекательный рассказ, если взяться за это умеючи.
Лев Самойлович Бакст, художник эпохи модерна, человек театра — одна из наиболее ярких фигур блистательного художественного мира начала ХХ века. Поражает многообразие и разносторонность его дарований: живописец и график, дизайнер интерьеров, модельер костюма, педагог и литератор, мастер декоративно-оформительского искусства, автор проектов монументальных росписей.
У меня на стене, под стеклом, висит эскиз балетного костюма знаменитой танцовщицы Эльзы Крюгер. Когда-то этот эскиз принадлежал известному одесскому коллекционеру Стратонову, собиравшему книги по искусству, картины и никак не позволившему себе «упустить» эскиз Александры Экстер, которая вырвалась из захваченного красными Киева в еще «белую» Одессу.
«Если бы меня спросили, какой современный художник мне ближе всего по духу, по умению с просветляющей душу печалью или с легкой незлобивой усмешкой проникать в недра еврейской жизни, в психологию рядового, ничем не приметного еврея — торговца рыбой или священнослужителя, выпивохи или местечкового Спинозы, — я бы, не задумываясь, ответил — Вениамин Клецель».
Григорий Канович
Михаил Рева — замечательный скульптор, один из творцов образа нашего города, — с энтузиазмом включился в процесс реконструкции Музея истории евреев Одессы. Нужно отметить, что Рева — один из самых востребованных мастеров города. Тем более приятно, что он находит время серьезно работать над проектом реконструкции на волонтерских началах.
В былые времена, помнится, на дни рождения и всякие «гулянки» в тесные квартиры набивалось столько народу, что продолжение стола оказывалось в коридоре (а в еще более «былые» — даже во дворе). И все равно не хватало места. Тогда «именины» делались в два, а то и в три присеста.
Очень трудно писать о событии, в котором сам активно принимал участие. Понятно, что в этом случае становишься пристрастным, и к тому же активный участник (а мне довелось вести все заседания конференции) отождествляется с единственной точкой зрения на происходящее — со своей собственной. Поэтому, признавая, что еще почти четыре десятка точек зрения останутся не вполне представленными, все же рискну сказать о том, что хотелось бы и сохранить в собственной памяти, и сообщить читателям.
«Хороший город Черноморск», — провозгласили когда-то устами суматошного персонажа своего романа «Золотой теленок» Михаила Самуэлевича Паниковского Илья Ильф и Евгений Петров, имея в виду благословенную Одессу.
Публикуется в сокращении
(Окончание, начало в № 43)
Одесские художники-евреи XIX-XX веков.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.