БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №58 > Кульман, Ватман и сельхоз
В номере №58

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Кульман, Ватман и сельхоз
Ольга КСЕНДЗЮК

При чтении еврейских журналов иногда складывается странное впечатление. Как будто нам говорят: «C евреями что-то не так...», — а мы в ответ доказываем, что на самом деле, конечно же, все «так»: «Вот, смотрите, выдающийся человек — и родился в еврейской семье!» (При этом часто обходится молчанием тот факт, что еврейского в данном персонаже, кроме происхождения, — всего ничего.)
И среди нас есть/были космонавты, мафиози, члены КПСС, метатели молота... Вот — Иванов (Цукерман). Годы жизни. Выдающийся дворник. Совершенно по-еврейски махал лопатой». (Так и тянет написать пародию — и на себя тоже.)

Еврей — человек не воинственный, — читаешь у одного автора. Еврей — человек не морской. Еврей — человек не земной (будем надеяться, оттого, что близок к Б-гу). И напротив: еврей — человек приземленный, скупой и т.п., прирожденный предприниматель, а также дантист, ювелир и психиатр... В общем, еврей — человек, и на том спасибо (есть те, кто с этим не согласен, но не о них речь).

А сегодня, дорогие телезри... читатели, — тема дискуссии: «сельское хозяйство и еврей — две вещи не-
совместные». Или наоборот.

Собственно, вопрос укладывается в пару фраз. Первая: евреи сельским хозяйством занимались и занимаются. Вторая: когда у них была — а сейчас, слава Б-гу, и есть, — такая возможность. Прочее — из области истории и фактов, а последние, как известно, всегда отличались упрямством.

Ведь что требуется для сельского хозяйства? Для мирного труда землепашца, коему слагали элегии вдохновенные певцы колосящихся нив, «сельских идиллий» и прочей буколики... Требуется, в первую очередь, не бегать по «пыльным тропинкам» стран и континентов, оставляя этот удел путешественникам, ученым и вообще тем, у кого в известном месте шило, а год за годом жить на земле и возделывать упомянутые нивы. Ведь кочевники, как известно, ничего толкового так и не натворили. Требуются: добросовестность до педантизма, упорство до занудливости. Несколько лет помучаешься — получишь продукт, в котором даже неспециалист с первого взгляда опознает помидор, а не, скажем, сливу... И — время. Чтобы взлелеять классический английский газон, говорят, нужно триста лет тщательной обработки. А сколько нужно, чтобы собрать зерно и испечь хлеб, вырастить виноград и испить своего сладкого вина? Чтобы яркие тяжелые яблоки принялись падать на голову в поисках будущих Ньютонов?

Ньютонов у народа Книги хватало всегда. А вот времени, как вы знаете из истории, просто хронически недоставало. И не то чтобы лень заела или неорганизованность. Хотя известно: где два еврея — там три точки зрения. Но в серьезных вопросах, вроде продуктов питания — это вам не политика! — договориться можно. Так что дело вовсе не в пресловутом «национальном характере». Просто постоянно кто-нибудь мешал. Или что-нибудь.

В основном, мешали: изгнания, «черта оседлости», запреты на владение землей, вечные стереотипы вроде «Ну какой из еврея земледелец?!», — в общем, тот самый антисемитизм, о котором сначала так недолго говорили большевики, а потом так долго практиковали. Практиковали его, впрочем, и там, куда ноги большевиков, к счастью, почти не ступали. Однако в тех странах Галута, где удавалось осесть надолго, еврейские общины наглядно демонстрировали свои способности, и по части сельского хозяйства — в том числе.

При всем этом соблюдался Закон, столь же древний, как сам народ. Он устанавливает, например, мицву: шесть лет следует засевать землю и собирать плоды ее, а на седьмой год обработки землю нужно «отрешить». «И будут есть (ее плоды) неимущие из народа твоего, а оставшееся после них поедят звери полевые...» (Шмот, 23). Мицва эта не имеет аналогии в юридических системах других народов. В седьмой год нельзя было сеять и пахать; прочие сельскохозяйственные работы строго ограничивались. Землевладелец мог приносить домой не больше того, что нужно для пропитания. Урожай седьмого года нельзя использовать в медицинских или промышленных целях; нельзя продавать или уничтожать. «Землевладелец, который готов на целый год отрешить свою землю и иметь в это время равные с другими права на урожай, проявляет абсолютную веру в Б-га».
Земледелец, сажая семена, верит, что Б-г произрастит их. Но когда в амбаре — обильный урожай, он вспоминает тяжелую работу за целый год и — чувствует гордость... И Тора не скупится на мицвот, чтобы
предостеречь человека от склонности забывать о Б-ге, когда дела идут хорошо.

С урожаем связаны целых семь мицвот. Во времена Храма они в основном исполнялись в виде даров. Три дара — ко.ену: в начале, в середине и в конце сельскохозяйственного цикла. Следующие две мицвы связаны с учителем Торы. И последние два дара — остальным. А забота о других, в особенности о мудрецах и праведниках, — естественна для еврея, по крайней мере, должна быть таковой. «В земле Торы семена произрастают не только для владельца поля... но также и для тех, кто олицетворяет наше духовное призвание».

Так что о еврейском земледелии многое уже написано, и вряд ли существует источник более авторитетный!
В Эрец-Исраэль оно более тысячи лет практически не существовало; не соблюдались и эти законы. С возрождением страны и созданием сельскохозяйственных поселений, где чтили Тору, снова возникла возможность их соблюдать.

Эрец-Исраэль — пожалуй, самая впечатляющая иллюстрация к теме «евреи на земле», поскольку это — евреи на своей земле. Первые поселенцы, да и те, кто пришли им на смену, трудились буквально день и ночь. Долгая была история, со своими драмами и даже «перегибами на местах»...

Но теперь каждый, увидевший Землю Израиля, восхищается виноградниками, масличными деревьями и апельсиновыми садами. Великое это дело — своими руками взрастить цветущий сад в пустыне. И, как столетия назад, звучат молитвы — спасти от саранчи, от засухи, послать урожайный год: «Обнови лицо земли, посади живую душу в деревья и растения, ... и напои крепкими дождями, чтобы поднялись цветы, и расцвела трава».

—————

В южных и юго-западных штатах Северной Америки в 1882-83 гг. основано 9 еврейских земледельческих колоний, но прочно устроились только три колонии в штате Нью-Джерси. Всех евреев-фермеров в Северной Америке в 1890 г. было около 1035 семейств, из них 800 в Нью-Джерси, 45 — в Южной Дакоте, 80 — в Коннектикуте; все это - исключительно выходцы из России, живущие большей частью уже не общинами, а врознь.

Начало еврейским колониям в Аргентине положили в 1890 г. выходцы из Подолья. Аргентина была избрана местом деятельности еврейского общества, которое приобрело там 132000 гектаров земли. В 1893 г. в Аргентине было 5 еврейских колоний.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №58 > Кульман, Ватман и сельхоз
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-12-08 06:01:50
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia