БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №58 > Обетованная и обитаемая земля
В номере №58

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Обетованная и обитаемая земля
Подбор материала Ольги КСЕНДЗЮК

«Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, вытекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы, и ячменя, и винограда, и фиги, и граната, в землю оливы и меда» (Дварим, 8:7-8).

ИзменитьУбрать
(0)

...плоды ее

Глядя на красно-каменистую землю Израиля, трудно поверить, что когда-то здесь была «земля хорошая, земля потоков вод, ключей и источников...». И тем не менее, сельское хозяйство было основой жизни древних евреев. Что выращивали, то ели, пили и носили.

В питании присутствовало немало пищи, приготовленной из различных злаков, овощей, плодов. Неизменно к любой еде подавали кусочек хлеба, который выпекали не только из пшеничной муки, но также из ячменной, просяной, гороховой, чечевичной.

Кроме семи важнейших даров земли (см. МТ №19, 2002), выращивали в древней Эрец-Исраэль яблоки, персики, миндаль, фисташки и большое количество овощей. Помимо этого, культивировались пряности, приправы, специи, ароматические и благовонные растения, кормовые и лен.

Сабра — знаменитый плод израильских кактусов. Поколения израильтян, родившихся на земле Иудейской, называют себя сабрами как раз в его честь. Сабры известны своей колючей поверхностью и сладкой мякотью. У того, кто набрался терпения и раскрыл плод, будет возможность отведать сладкую мякоть.

Когда евреи достигли Ханаана, Моисей послал 12 разведчиков, чтобы исследовать Землю Обетованную. По возвращении только двое из них были удовлетворены увиденным — Иошуа и Калеб. Огромных гроздей винограда, принесенных Иошуа и Калебом, оказалось достаточно, чтобы произвести вино для всего народа...

Виноград растет практически по всей стране. Основными продуктами, изготавливаемыми из винограда, были изюм и вино (а также уксус). Воины, моряки, купцы, пастухи и вообще все, кто путешествовал, запасались прессованными брикетами изюма.

ИзменитьУбрать
(0)

В древнем Израиле вино было существенным компонентом в распорядке Субботы и праздников. С вином связаны самые строгие запреты. Владелец виноградника, подобно хозяину поля злаковых, должен был оставить неубранный ряд и не подбирать виноградин, выпавших из грозди во время сбора.
На Ближнем Востоке у красавиц была мода красить веки в ярко-синий цвет. Называлась эта синька на иврите кахоль — синий, а на арабском преобразовалось в эл-кахал. Со временем так стали называть все экзотические субстанции, в том числе, и крепкие спиртные напитки. Во времена арабского владычества слово это перекочевало в Европу, превратившись в алкоголь.

Как известно, ислам запрещает употребление вина, и более чем на тысячу лет виноделие на Земле Израиля было разрушено. Только во второй половине 19-го века началось его возрождение, но до производства вина хорошего качества было еще очень далеко. Попробовав вино из Палестины в 1870 г., Бенджамин Дизраэли сказал, что оно больше походит на лекарство, которое прописывает ему доктор при простуде.

ИзменитьУбрать
(0)

В 1882 году барон Эдмон де Ротшильд основал кооперативную фирму «Кармель Мизрахи». Были построены заводы в Ришон ле Ционе и в Зихрон Якове. До сих пор эти заводы являются крупными промышленными предприятиями. Англичанин Оз Кларк, один из самых известных в мире обозревателей, специализирующийся на винной тематике, пишет: «Израиль сейчас находится на винной карте мира».

...животные ее

Умение прекрасно ориентироваться на местности, терпеть капризы погоды, постоянно заботиться о своих стадах, принимать быстрые решения, проявлять ответственность, милосердие и любовь — качества, свойственные настоящему вождю. Царь Давид был в молодости пастухом.

Среди домашних животных особую роль играли коровы, овцы и козы — единственные млекопитающие, которые приносились в жертву в Храме. Для каждого пола, возраста и типа домашнего скота существовали в иврите свои названия.

Большое значение имела кожа животных. Например, из толстой кожи с горба быков делают лучшие корпуса для тфилин. В древности, кроме обычного набора, из кожи делали еще вожжи и кнуты, рессоры для повозок и телег, обивку щитов и панцирей.

Коза была главным источником молока. В наше время козье молоко и его производные — сметана, творог, сыры и еще несколько специфически средиземноморских блюд, не имеющих названия в русском языке, — считаются изысканными деликатесами. Козье молоко самое полезное, мясо — несколько хуже, но тоже очень вкусное. А вот шерсть — грубая и жесткая — шла на шатры, палатки и навесы. Из шкур изготовляли бурдюки, сандалии, ремешки и множество других изделий. Но самое главное — это, конечно, пергамент. Свитки книг ТаНаХа и, в первую очередь, свиток Торы, по которому читают в синагогах, может быть написан только на пергаменте.

Молоко овцы слишком жирное, а мясо овец, и особенно ягнят — самое вкусное. Но главное достоинство овцы — ее шерсть. За последние 3000 лет шерсть не потеряла своего значения: она идет на множество изделий — от свитера, берета и твидового костюма до талита (талеса).
Из некошерных животных главными были ослы, верблюды и лошади. Из других животных следует упомянуть собак, постоянных спутников пастухов. Кошки ни в ТаНаХе, ни в Мишне не упоминаются. Но логично предположить, что их держали везде, где были склады зерна, чтобы обезопаситься от мышей и крыс.

Разводили кур, гусей и уток, силками ловили куропаток и перепелов. Но в талмудических источниках больше всего упоминаются голуби и голубятни. Голуби и родственные им горлицы были единственными пернатыми, которых приносили в жертву в Храме. Разведение голубей было связано также с азартными играми. В наше время ставят на лошадей, тогда ставили на птиц. Существуют два толкования понятия «гоняющий голубей»: человек, устраивающий голубиные гонки и делающий ставки (т.е. не занимающийся полезным делом, жаждущий завладеть деньгами ближнего и не стыдящийся врать), и человек, переманивающий птиц из чужих голубятен.

В современном израильском птицеводстве очень развито индюшачье хозяйство. Но ни в каких ТаНаХических или талмудических источниках эта птица не упоминается. Американская родственница курицы и фазана, она попала в Старый Свет только после плаваний Колумба.

ИзменитьУбрать
(0)

Разведение рыб в искусственных прудах, столь типичных для израильского севера, в старину не практиковалось, но рыболовство процветало. Все рыбы, обладающие чешуей и плавниками, кошерны, остальные обитатели моря — крабы, раки, устрицы, кальмары и др. — не использовались для еды. Но был один моллюск, значение которого и для еврейской религии, и для экономики древнего Израиля было велико — так называемый моллюск синевы — Хилазон .атхелет. Из него получали краску, которая применялась при изготовлении кистей цицит. На сегодняшний день неизвестно, какой именно это был моллюск и действительно ли это была синяя краска.

Пчелы в законах кашрута составляют исключение. Сами эти насекомые некошерны, но их производные кошерны. В остальных случаях, если животное некошерно, то непригодно для еды и все производимое ими. Пчеловодство часто упоминается в Талмуде и процветает и поныне.
Некоторые виды крупных кузнечиков, включая саранчу, также были разрешены Торой к употреблению. Но в наше время точное определение кошерных видов, передававшееся по традиции, пропало и ни в одном еврейском доме вам их на десерт не подадут.

...люди ее

Учитывая, что Израиль — страна, где долгие месяцы нет дождей, израильтяне изобрели особую систему капельного орошения. Вода поступает к корням каждого цветка, дерева, куста практически без потерь. Эта система дает экономию воды в 30-50%.

Около 3000 га тепличных площадей позволяют сегодня израильским фермерам с успехом заниматься овощеводством и садоводством. Теплицы могут сооружаться даже в таких местах, где почва совершенно не пригодна для земледелия. Известная израильская клубника, например, выращивается подвесным способом. Всем циклом работ управляют компьютеры.

1 гектар тепличных площадей позволяет выращивать за сезон 3 млн. роз или 300 тонн томатов.
Самые важные из возделываемых культур — хлопок, арахис, подсолнечник, пшеница. Из плодовых наиболее распространены яблоки, киви, манго, авокадо, бананы, персики, финики, маслины, груши, сливы, винные и столовые сорта винограда, хурма, орех-пекан и миндаль. Главные овощные культуры — картофель, томаты, огурцы, перец и лук. Цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны) широко экспортируются, а часть их направляется на переработку. Культивируются цветы — гвоздики, розы, гладиолусы и др.

Израильские селекционеры вывели множество новых сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к заболеваниям и дающих высокие и качественные урожаи, требующих для своего развития, даже в условиях жаркого климата, меньше воды и позволяющих получать пищевые продукты с более длительным сроком хранения. В 1998 году экспорт новых сортов семян превысил 35 млн. долларов.
Методом скрещивания получены культуры, нуждающиеся в незначительных количествах удобрений и пестицидов и высоко котирующиеся на мировых рынках — такие как вишневидные томаты, тепличные томаты и дыни «Галия». Арбузы без косточек, по форме и размерам напоминающие мускусную дыню, с черной кожурой, тыквы дискообразной формы — новые культуры, дающие высокие прибыли.
Не утратили своего значения животноводство и рыболовство. Израиль занимает второе место в мире (после Южной Африки) по разведению страусов. Поскольку мясо страуса является некошерным, оно полностью идет на экспорт. В Средиземном море ведется промысел сардин, в прудах разводят карпов, лобанов и другую рыбу.

В целом с 1950 по 1994 гг. годовой объем экспорта продукции сельского хозяйства вырос с 20 млн. до 581 млн. дол. Собственное агропроизводство удовлетворяет потребности страны в пищевых продуктах на 92%. При этом в сельском хозяйстве занято не более 6% населения.

Долина, текущая молоком и медом

«Дни молока и меда» («Ямей халав у-дваш») — фестиваль, проводимый к празднику Шавуот с 21 по 29 мая в Изреэльской долине, — это пестрая смесь мероприятий: церемонии приношения первого урожая, пляски девушек в белых одеждах среди желтых пшеничных полей, хоровое пение бравых интеллигентных кибуцников на холмах под мощными дубами и многое, многое другое.

В дни фестиваля на территории Тель-Шамам устраивают ярмарку, где можно отведать «лучшей в долине сметаны» (по крайней мере, ложка в этой сметане «стоит»). Для сочувствующих движению «зеленых» предлагаются прогулки по полям и фермам, где выращивают экологически чистые овощи и злаки.
Здесь можно из первых уст узнать, чем хороши отруби, ознакомиться с постулатами «зеленой» философии, встретиться лицом к лицу с экологически чистыми тружениками сельского хозяйства и купить вкусные плоды их труда. Можно послушать лекции, а к вечеру — концерт местных музыкантов, исполняющих баллады об огурцах...

Помимо музея, внушительных мрачных амбаров, молельного дома и т. п., в мошаве в последние годы «расцвели» вольные туристические аттракции: к примеру, коровник, вернее, целое молочно-экскурсионно-развлекательное предприятие «Швиль парот .а-халав» — отличный образчик сельскохозяйственного туризма. Владельцы этой молочной фермы устраивают подобие мастер-классов: дети и взрослые, обрядившись в высокие сапоги и клеенчатые фартуки, получив лопаты и грабли, отправляются за скромную мзду в 20 шекелей в коровник сгребать навоз и сено, смотреть, как доят вручную коров. А можно и самим кормить телят, вычищать загоны и т. д., то есть испытывать за час-два все те нагрузки и сложности, которые достаются работникам фермы.

Не менее интересный музей, посвященный истории поселенчества, расположен в кибуце Мерхавия. Мерхавия — первое сельскохозяйственное поселение в долине в начале прошлого века. Та славная, замешанная на идеологии и достижениях американской агрономии кооперация продержалась недолго, до начала Первой мировой войны. Позже Мерхавия превратилась в обычный кибуц, но рассказы и воспоминания, вещи и фотографии остались.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №58 > Обетованная и обитаемая земля
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-09-20 05:00:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"