БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Кое-что об иноплеменниках в истории Одессы
В номере №60-61

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Кое-что об иноплеменниках в истории Одессы
В. А. ЯКОВЛЕВ

Евреи появились в нашем городе еще в конце прошлого столетия, хотя Хаджибей был ими посещаем еще до своего присоединения к России. Характер их деятельности в нашем городе остался тот же, каким он сложился в продолжение многовековой печальной их истории в Европе. Деятельность эта и здесь направлена почти исключительно на торговлю; но в истории созидания нашего города, почти исключительно обязанного своим настоящим процветанием торговле, евреям, по строгой справедливости, должно быть отведено почетное место.

Появившись в Одессе, еврейские купцы мало-помалу вытеснили иностранцев и заняли в среде этого сословия первое место. Дело было сделано с помощью свободной конкуренции. Сначала, до 50-х годов, они являлись по преимуществу лишь в роли мелких торговцев и посредников, но в 60-х уже являются главными экспортерами и самыми крупными фирмами с большим кредитом в Европе.
Первые сведения о еврейской торговле мы имеем с конца XVIII ст. Евреи занимаются винной, мелочной и разносною торговлею, содержанием постоялых дворов и увеселительных заведений, в которых давались публичные балы.

Затем, в 20-х годах появляются меняльные столики, которые отчасти превращаются в так называемые «банкирские конторы». Вместе с тем «галантерейные вещи», материи, сукна и всевозможные ткани также сосредоточиваются в лавках евреев. Готовое мужское платье всегда почти исключительно составляло предмет еврейской торговли.

Наконец, сравнительно с недавнего времени, евреи ювелиры, которые до 60-х годов кое-где ютились в Одессе, в маленьких лавчонках, завладели совершенно этим делом. В настоящее время евреям принадлежат все роды торговли, начиная от купли и продажи старого платья и бутылок, им исключительно всегда принадлежащей, до банкирского дела в настоящем смысле и оптовой заграничной торговли. Только еще торговля съестными припасами на базарах главным образом сосредоточивается в руках христиан.

Печальное явление в характеристике одесских евреев представляет тот факт, что содержательницы одесских публичных домов почти все без исключения еврейки. Заводская промышленность в больших городах также стала сосредоточиваться в руках евреев, причем следует заметить, что евреи обнаруживают и здесь редкую предприимчивость и энергию.

Значительная часть еврейского населения нашего города с давнего времени (конец XVIII века) занималась ремеслами. Евреи-ремесленники в Одессе, по своей работе, по своему искусству почти всегда стояли на довольно низком уровне; но они всегда имели и имеют своих потребителей, благодаря весьма умеренной и даже низкой цене, которую берут за свой труд. Портного, каков был еврей Зильберман в 40-х годах, ни прежде, ни после не имела Одесса; но масса портных-евреев обшивает 9/10 жителей нашего города! Сапожники-евреи почти исключительно чинят старые сапоги и башмаки и очень редко шьют новые бедному люду Одессы; «дамскими» же портными только и бывают евреи. Часовщики-евреи также только чинили и чистили часы, но с 50-х годов, с легкой руки Баржанского, появились на главных улицах нашего города склады часов, принадлежащих евреям. Жестяники и лудильщики у нас искони также евреи. Наконец, евреи занимаются слесарным, обойным и бассонным мастерством. Ремесленники еврейского населения достойны глубокого уважения за свою полезную деятельность, и дело это заслуживает специального изучения. Интересно было бы выяснить влияние деятельности ремесленного училища «Труд» на ремесленную деятельность евреев.

По среднему уровню своего образования одесские евреи с очень давнего сравнительно времени стояли и стоят в настоящее время несравненно выше своих единоверцев в остальной России. Стремление к высшему образованию у них очень большое, и плодом его является значительное число лиц высшей профессиональной деятельности в Одессе; с 20-х уже годов появляются врачи, аптекаря, ветеринары и стряпчие (по нынешнему адвокаты) из евреев. Число их постоянно увеличивается, а с 60-х годов появляются евреи-техники разных отраслей. В этой отрасли деятельности евреи заслужили себе почетную репутацию. Имена врачей: А. Рафаловича, Соловейчика, Розена, Бернштейна, Мандельбаума, Дрея; адвокатов: О.А. Рабиновича, Серебреного и Окса не должны остаться в забвении, как забыты в настоящее время имена их предшественников.

В последнее время между одесскими евреями в значительной степени становится заметным стремление к теоретическим, чисто научным занятиям. Евреи поступают в университеты, на историко-филологический и математический факультеты. Новороссийский университет выпустил несколько ученых, заслуживших себе почетное имя в русской науке, и несколько из них занимают университетские кафедры. В самой Одессе, в истории местной литературы, они занимают очень видное место.

Здесь началось умственное, просветительное движение евреев. Здесь издавались последовательно журналы, посвященные духовным интересам русского еврейства: «Разсветъ» (1860-61, 1879-81), «С?онъ» (1861-62) и «День» (1869-71). В Одессе прошла литературная деятельность О.А. Рабиновича, и в этом же городе по преимуществу появились те, к сожалению, немногочисленные труды, по которым нам можно ознакомиться с еврейством в его религиозной, умственной и социальной жизни.

В истории общественной благотворительности в г. Одессе евреи также занимают очень видное место. Евреи-одесситы всегда отличались отзывчивостью в деле благотворительности. Некоторые большие учреждения увековечивают имена одесских граждан-евреев, например: Эфруси, Когана. Кроме того, что дело благотворительности специально для евреев поставлено в нашем городе так, как ни в одном из других городов России. Дело это ведется с замечательной энергией и разумностью, на что постоянно обращали внимание и ставили ее в образец другим национальностям такие авторитеты, например, как Пирогов.

Источник: Из книги «Из прошлого Одессы». Сост. Л.М. де-Рибас, 1884 г.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Кое-что об иноплеменниках в истории Одессы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:23:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Всемирный клуб одесситов