Тема 76-го номера журнала «Мигдаль-Times» — «Врата Сиона».
Такая тема была «навеяна» прошедшей в октябре V международной конференцией «Одесса и еврейская цивилизация». В этом номере журнала мы попытались разобраться в различных сионистских течениях, их истории и личностях, формировавших эти течения.
Немалая роль в истории сионизма принадлежит Одессе и таким личностям, как Менахем Усышкин и Соломон Якоби В советские времена власть сводила счеты не только с сионизмом, но и с еще совсем юными сионистами.
Споры о том, каким должно быть государство Израиль, не утихают и сегодня. И один из важнейших вопросов в этих спорах — по праву ли эта земля принадлежит евреям?
Последняя ливанская война — тоже результат этих споров.
Но, тем не менее, утопическая мечта сионистов стала реальностью, государство Израиль существует уже более полувека, и, несмотря на все войны, в нем изучают литературу — русскую в том числе.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Менахем Усышкин, один из выдающихся одесских представителей сионистского движения, посвятил Льву Пинскеру и Теодору Герцлю замечательное эссе — «Учитель и Вождь». Вождь — это Герцль. Учитель — Пинскер.
Вот почему наша пятая конференция «Одесса и еврейская цивилизация» была посвящена 185-летию со дня рождения Льва Пинскера, предтечи сионизма.
Для того, чтобы понять эволюцию идеологии сионизма, нам следует прежде всего рассмотреть различия между тремя видами сионизма — тремя течениями, исторически составившими сионизм, и, что еще более важно, остающимися на сегодняшний день тремя различными и раздельными направлениями в нем...
В огне погромов 1881 г. выпарились многие надежды русских евреев. Как ни старались они любить Россию, врастать в ее культуру, служить русско-народным нуждам, как ни уповали на прогресс русских умов, на рост образованности, христианское сердоболие и совестливость гуманистов — ничего не меняло положения евреев...
Еще 15 лет назад в Одессе началась работа по программе «Реабилитированная история». По инициативе членов общества «Мемориал» руководство УКГБ по Одесской области (а тогда еще было КГБ) согласилось опубликовать списки репрессированных с краткими биографическими данными.
В Эрец-Исраэль его именем названы улицы и площади почти во всех городах и поселениях, а также большой концертный зал в Иерусалиме. Ряд поселений в Верхней Галилее носит общее название Мецудот Усышкин («Крепости Усышкина»).
«В начале 1960-х бытовал анекдот об умении Никиты Сергеевича Хрущева выращивать хлеб: “Посеял на Целине, собрал в Канаде”. Одесса в чем-то это напоминает: сеяли здесь, проросли там. Теперь ищут место, где были посеяны. Тянутся из далекого далека, не только из Канады, США, Израиля, Европы, но даже из Австралии.
Часто нам приходится иметь дело с какой-либо актуальной проблемой — и мы можем искать решение одним из двух путей. Один называется на языке каббалы «мойхин дэкатнус», а второй — «мойхин дэгадлус». «Мойхин дэкатнус» (букв. «малость мозгов») — это мышление неразвитое, малое, «напряженное» и узкое. «Мойхин дэгадлус» (букв. «взрослость мозгов») — означает мышление взрослое, более общее и развитое, и при этом спокойное.
Три замечательных подарка дал Пресвятой Благословенный народу Израиля... Вот они: Тора, Земля Израиля и Грядущий мир (Талмуд, Брахот, 5а). Эти три вещи являются звеном, связующим наш народ со Всевышним и, конечно же, евреев друг с другом, только на разных уровнях.
Михаил Гаспаров в «Записях и выписках» отмечает, что есть два типа переводов:
один для наивного читателя, другой — для продвинутого; первый приближает оригинал к читателю, второй приближает читателя к оригиналу. Гаспаров считает, что читатель продвигается именно по направлению к тексту — но ведь бывают читатели, которые от текста как раз очень далеки. Может ли их понимание быть плодотворным?
Нас призвали в пятницу вечером, 4-го, оторвав от вечерних трапез и оставив тысячи семей в ощущении, что огромная операция — это дело нескольких часов. Призыв был настолько велик, что на нас не хватило сущих мелочей: бронежилетов, касок, еды и воды. А также медицинского оборудования, которое запоздало на два дня, так что в субботу и воскресенье обезвоженных солдат я лечил просьбами попить теплую бурду из фляжки.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.