Тема сдвоенного (№№ 73-74) выпуска журнала «Мигдаль-Times» — «Песня остается...»
Тема эта настолько обширна, что даже и в сдвоенном номере удалось пройтись только «по верхам». Хотелось охватить и многочисленных авторов (особенно советских) — композиторов и поэтов, среди которых нельзя было пройти мимо таких ярких фигур, как О. Дунаевский и Е. Петерсбурский, восстановить незаслуженно забытые имена, как, например, Сигизмунд Кац. Обратившись к истории, мы сконцентрировали внимание на истории израильской песни и такого, казалось бы, не характерного для еврейской музыки явления, как «танго на идиш».
Одна из лучших одесских песен, созданных в последние десятилетия, — песня Е. Кричмара «Пахнет морем», хотя «песнетворчеством» одесситы занимались всегда.
В песенную тематику вписался и рассказ о творчестве самобытной израильской художницы Ителлы Мастбаум, о вышедших трех ее альбомах, один из которых — «Мелодия и образ» — и вовсе посвящен еврейским песням.
Ну, а рассказ «Май штейтеле Белц» совсем не о песне, но...
Каждому, наверное, есть о чем задуматься в Дни Трепета, особенно если на это весь год не хватало времени.
Интервью с одесситом, попавшим в разгар ливанской войны под бомбежки в Хайфе, вряд ли заставит мировые СМИ заметить, что в этой войне было две страдающие стороны...
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
«Отрежьте горбушку свежего хлеба, потрите ее чесноком, обмакните в куриные шкварки, наполните бокал сладким кошерным вином, поставьте пластинку и, наслаждаясь трогательным лиризмом еврейской музыки, почувствуйте вкус и терпкий аромат старой Восточной Европы...» Такой «рецепт» дает в своем очерке о еврейской песне известный американский публицист Алан Кинг.
Жизнь израильской песни очень кратка. Она родилась в конце двадцатых годов и срезана во цвете лет в семидесятые — оттого, что не смогла противостоять потоку иностранщины и попсы.
Ллойка Чакис родилась в Германии в 1973 г. Выросла в Венесуэле, где впитала латиноамериканскую музыкальную традицию. Вокалу и дирижерскому мастерству обучалась в Аргентинском католическом университете, а затем стажировалась в престижной Лондонской школе музыки и драмы. Обладая классическим меццо-сопрано, Ллойка начала концертировать, представляя музыку от Ренессанса до авангарда, от фолка до танго, включая оратории, оперы и даже произведения, написанные специально для нее.
Программу «Тангеле: пульс танго на идиш» она впервые представила в 2002 году в Лондоне, а затем — на многих европейских фестивалях.
«Утомленное солнце нежно с морем прощалось...» Самое популярное танго 30-х годов прошлого века. Бархатный голос Павла Михайлова, популярного исполнителя «Утомленного солнца», звучит в фильме Н. Михалкова с похожим названием. Правда, события фильма происходят в 1936-м году, а Михайлов записал эту песню на пластинку в 1937-м, да и текст отличался от звучащего в фильме. А родилось это танго в Польше — естественно, со словами на польском языке...
Когда песня по-настоящему популярна (как говорится, на слуху), обычно мы можем назвать, в лучшем случае, ее исполнителя. Композитору и, тем более, автору слов везет меньше: их, как правило, мало кто помнит.
И, тем не менее, высшая оценка для авторов — когда люди забывают, кто именно написал музыку и стихи, и считают, что эти песни существовали всегда.
Разумеется, у каждого звучание имени Исаака Дунаевского вызывает свои ассоциации. Я вспоминаю лицо своей бабушки, торжественно усаживавшейся перед телевизором во время тысячного повтора «Веселых ребят» или «Волги-Волги».
На самом-то деле — Дзига, но «д» так уютно притулилось к «з», так слилось с ним, что получалось Зига — и произносить легче, и вроде бы понятнее, хотя что тут понятного... но все друзья звали его Зига, а между собой, за глаза, он был Зига даже для тех, кто помоложе или вовсе с ним не знаком. Так часто случается: Мурадели все звали Вано или Ваня, Афанасьева — Леня, Щедрина — Родик. Это в России выражение крайней близости — дружеской ли, душевной ли...
Родился я в Одессе по неосторожности родителей и против своей воли, и громко скандалил, когда меня вытаскивали на свет.
Все чаще и чаще Саня Патлис стал вести со мной разговоры об Израиле. Какая это удивительная страна. Райский уголок, построенный на песках и голых камнях. Какой евреи великий и воинственный народ, ставший грозной силой на Ближнем Востоке, доказавший полное превосходство над неисчислимым арабским войском в период Шестидневной войны...
Если в году, как уверяют, 365 вечеров, то добрых две трети этого времени собирались мы в библиотеке Дворца студентов. Что мы там делали? Общались. Как? Я расскажу только об одном вечере. Поверьте, что остальные были не хуже.
Жил некогда великий король, и была у него любимая дочь — умница, красавица.
Живет в Израиле удивительная художница Ителла Мастбаум. Каждый талантливый человек удивителен, но дар Ителлы Мастбаум еще и в том, что она умеет запечатлеть музыку.
Во вступлении к альбому Хана Рабинович пишет: «Иерусалим Ителлы Мастбаум красив и поэтичен. Ее глаза замечают и изгиб иерусалимского камня, и древность стен, и горы за дымкой тумана, и необычный свет, которым осиян город».
В этом печальном мире так мало поводов для радости, что как только причина такая возникает, хочется взлететь под потолок. Молча взлететь, но нет у человека крыльев, как у птиц-людей на графических листах Ителлы Мастбаум.
Так случилось, что Леонид Исаакович Штекель, владелец Студии «Негоциант», в которой издается наш журнал, оказался в Израиле в самый разгар ливанской войны. Предлагаем читателю впечатления очевидца.
«Кто может писать мемуары?
Всякий. Потому что никто
не обязан их читать».
А.И. Герцен, «Былое и думы»
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.