БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №86 > Щит или меч
В номере №86

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Щит или меч
Леонид АВЕРБУХ

Разведка – обобщающий термин, его содержанию, очевидно, более соответствует английское Secret services – секретные службы. Это понятие традиционно включает в себя собственно разведку и контрразведку, т. е. – сбор информации политического, военно-стратегического, экономического характера, пропаганду и контрпропаганду, а также диверсионно-террористическую деятельность, стимуляцию политической активности в нужном направлении, шантаж и подкуп государственных чиновников и военачальников, все виды заинтересованного влияния на экономику и производство, особенно вооружений, разоблачение агентуры иностранных государств и мн. др.

Силами и средствами разведывательных ведомств осуществляются государственные и военные перевороты, карательные, а иногда и масштабные боевые операции, а то и «экспортные» революции с захватом власти и последующим изменением общественно-политического строя.

Для решения этих задач используются все доступные каналы, методы и средства. Это и огромные денежные суммы, и просто зарплата, воинские звания и высокие государственные награды, угрозы и похищения заложников, пытки и убийства, дискредитация и протекционизм, псевдодружба и любовные интриги... Иными словами, в практике разведчика причудливо сочетаются высокая романтика и будничная работа, подвиг и глубокое падение, альтруизм и корыстолюбие – разнообразие, сравнимое лишь с самой жизнью.

Эта работа, как и всякая другая серьезная деятельность, требует специальных знаний, профессиональных качеств разного уровня. Некоторые акции под силу лишь высокоталантливым организаторам и исполнителям. Недаром слово intelligent, входящее в название английской разведки, переводится как «развитой, умный, толковый, смышленый». Кстати на тот же английский, благозвучное слово «разведчик» однозначно переводится как spy – шпион.

Среди разведчиков в XX столетии, особенно во второй его половине, было значительное количество прекрасно образованных людей (хотя встречались и недоучки!), а в советской разведке во второй половине века работали люди со специальным «шпионским» образованием – выпускники МГИМО, военно-дипломатической академии, Краснознаменного института КГБ им. Андропова и т.п. Однако вряд ли можно считать эту профессию интеллигентной в обычном представлении. Разведчику сплошь и рядом необходимо пренебрегать общепринятыми морально-нравственными нормами и правилами, а по большому счету – нет ни одной из десяти библейских заповедей, которую ему не приходилось бы нарушать. И если с позиций страны, в пользу которой он работает, он – национальный герой, то для страны, против которой направлена его деятельность, он – государственный преступник, заслуживающий строжайшего наказания, вплоть до смертной казни.

Методы, которыми пользуется современная разведка, варьируют от банального подглядывания и подслушивания до проникновения в компьютерные сети («хакерства»), а для терактов годятся финский нож, пистолет и крысиный яд, наряду с радиоэлектронным наведением ракеты на мобильный телефон будущей жертвы (вспомним Дудаева) через спутник. Легальная деятельность «под прикрытием» сочетается с нелегальной, нередко подпольной, разведывательной работой. Точный расчет, умение найти баланс между своими возможностями и возможностями противостоящей контрразведки входят в число обязательных условий успешной работы разведчика.

Следствием этого являются и «звездные» свершения выдающихся разведчиков. Для Р. Зорге таким свершением было вовсе не сообщение о дате начала войны (таких сообщений было несколько), а надежная информация о том, что Япония в 1941 году не собиралась выступить против СССР, что фактически позволило спасти Москву с помощью воинских соединений, передислоцированных из Сибири. Конечно, реальный успех работы разведчика в решающей мере зависит от правильности выводов руководящих политиков из полученной от него информации.

Мотивация выбора этой профессии представляется достаточно многообразной – от благороднейшего душевного порыва, патриотизма и веры в идеалы до меркантильной заинтересованности как в больших деньгах, так и в миске похлебки. Среди мотивов встречаются и карьеризм, и соображения личной мести или, наоборот, – личной преданности. В предвоенные годы и в период 2-й мировой войны имел место «золотой век» советской разведки, когда гражданами страны перед лицом опасности фашистского порабощения были забыты все тяготы социалистического бытия и его трагические эпизоды.

Советская разведка имеет в своей истории многочисленные факты сотрудничества с ней иностранных граждан на идейной основе. В ряде случаев действовали «неосознанные» агенты, когда речь шла об обмане или злоупотреблении человеческой наивностью. Так, великий Эйнштейн, по крайней мере, дважды тесно соприкасался с советской разведкой. Впервые – когда вместе с лордом Марли встал во главе «Всемирного комитета помощи жертвам немецкого фашизма», исполнительный секретариат которого работал под контролем ОМС Коминтерна (Антология антифашистской борьбы – основа деятельности этого комитета – знаменитая «Коричневая книга» была написана обаятельным чешским евреем Отто Кацем – агентом НКВД). Во второй раз – когда начался его поздний роман с агентом советской разведки Маргаритой Коненковой, женой знаменитого скульптора.

Среди разведчиков любых стран встречались (и, наверняка, встречаются сейчас) аффектированные, а иногда и патологические личности, фанатики, подонки и... святые подвижники, но все они, независимо от мотивации, способствуют своей деятельностью укреплению режимов, которым служат. Однако, было бы неверно оценивать деятельность советских агентов односторонне, т.к. она, в огромном большинстве случаев, носила антифашистскую направленность. Провести четкую границу между партийным поручением и разведзаданием во многих случаях было очень непросто. Кому-то из большевистских лидеров принадлежит известное высказывание о том, что «хороший коммунист должен быть и хорошим чекистом». Что касается безграничной веры большинства советских разведчиков в Сталина, то можно уверенно утверждать, что на этот счет заблуждалось не одно поколение честных и отнюдь не наивных людей на всей планете.

21 декабря 1938 г. Л.П. Берия подписал приказ «О введении в действие инструкции №00134/13». Речь в приказах идет «об улучшении кадрового отбора кандидатов, поступающих на службу в органы НКВД СССР, и недопущении призыва лиц с явным комплексом неполноценности по признакам дегенерации». В этом «дегенеративном» контексте, рядом с нервным тиком, судорогами, карликовым «нанизмом», гермафродитизмом, а также инфантилизмом, «башенным черепом» и другими не менее экзотическими, можно сказать, кунсткамерными признаками злосчастного «комплекса», имеется такой пункт: «Особое внимание обращать на национальное происхождение... Для кадрового отбора в НКВД важно отсекать лиц, у которых присутствует еврейская кровь. Вплоть до пятого колена необходимо интересоваться национальной принадлежностью близких родственников. Были ли в роду евреи? Остальные браки считать позитивными...»
(Л. Авербух. «Рассекреченные судьбы». – Одесса: «Оптимум», 2001.)

Все увеличивающееся количество литературных источников, посвященных деятельности советской разведки, не всегда способствует уточнению отдельных фактов и судеб в силу крайней разноречивости. Хронологическое исследование деятельности советской разведки крайне осложнено одновременным существованием в бывшем СССР нескольких структур, параллельно занимавшихся внешнеразведывательной деятельностью: военная разведка, ИНО ЧК-ОГПУ, ОМС Коминтерна. Они подвергались многократной «реструктуризации» и переименованиям. Существовала и контрразведка. Не только их функции, но даже агентура часто переплетались. Между ними существовали одновременно и тесное сотрудничество, и жесткая конкуренция, вплоть до противостояния.

Четкая компоновка информации по принципу действий разведки в определенных странах также не представляется возможной, т.к. одни и те же агенты нередко меняли страны пребывания.

«Свежей» по времени информацией авторы «шпионской» литературы не располагают, т.к. она рассекречивается лишь через много лет после состоявшихся действий и событий.

После выхода моей книги «Рассекреченные судьбы», повествующей о роли евреев в истории советской разведки, от ряда лиц, среди которых были и люди достаточно близкие, мне пришлось услышать реплики о том, что изложенный в книге материал может «подогреть» антисемитские настроения. Хочется решительно не согласиться с такой оценкой. Существующие антисемитские настроения, к сожалению, не нуждаются в «подогреве», а использовать в неблаговидных целях, при соответствующем «таланте», можно даже... Библию.

Что касается некоторых евреев, выглядящих не вполне привлекательно, – то ведь еще Жаботинский писал, что любой народ имеет право иметь своих подлецов.

Среди разведчиков-евреев немало уникальных фигур ничуть не меньшего масштаба, чем Р. Зорге, Р. Абель, Н. Кузнецов, а может быть, и более крупных. По понятным причинам их имена и сейчас известны несравнимо меньшему числу людей, чем названные.

Это, прежде всего, легендарные разведчики Я. Черняк, Л. Маневич, Л. Треппер, и мн. др. Некоторые из них стали мне известны уже после выхода в свет второго издания моей книги. Речь, в частности, идет о Науме Фрумкине, имя которого внесено в Британскую Энциклопедию, о Герое России Юрии Колесникове, о котором я знал многое, за исключением того, что по рождению он Йойна Гольдштейн из Болграда.

Не последнее место в этом списке принадлежит нашим землякам-одесситам, или людям, как-то связанным с Одессой. Это и один из первых советских военных разведчиков Улановский (Израиль Хаскелевич), успешно работавший в Дании и США, и генерал Яков Фишман, выполнявший ответственные задания в Германии, и руководитель разведупра Красной Армии комкор Семен Урицкий, и Александр Абрамович, действовавший в ряде европейских стран и в США, и один из участников «Красной Капеллы» Михаил Мазникер.

Особого упоминания заслуживает живший и похороненный в Одессе генерал Симон Кремер («Барч»), завербовавший немецкого ученого-атомщика Клауса Фукса, чем был дан старт знаменитому «Манхэттенскому проекту», реализация которого принесла Советскому Союзу всю информацию, необходимую для создания атомной бомбы. Важнейшую роль в этой операции сыграл еще один одессит – ученый-физик Семен Таубман (Семенов, «Твен»).

Вспомним высказывание Сунь-Цзы1: «Негуманно не иметь шпионов, ибо один шпион сбережет целую армию». Поэтому, пока народы «распри не позабыли», профессия разведчика будет востребована.


1Сунь-Цзы – китайский стратег и мыслитель, автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны»

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №86 > Щит или меч
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 11:37:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl