БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №86 > «Игра окончена»
В номере №86

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

«Игра окончена»
Вита ИНБЕРГ

Я даже не стану вас спрашивать, зачем человечеству вообще нужны герои. Просто примем как данность: нужны. Герои бывают: на букву «П» (политики, поп-звезды, прочие); явные (соцтруда, полководцы, космонавты, пожарники etc.) и тайные – шпионы, (контр)разведчики, резиденты, агенты, сыщики, ниндзя, хакеры, телепаты, инопланетяне, колдуны (по последним данным – Ночной и Дневной разновидности) и т.д. Кроме того, герои бывают интеллектуальные, прикольные, мужественные, нежные, разные, в шляпах, в кепках и без них, а также те, которых зовут Никита…

Я сознательно путаю героев реальных и киношных. Но те и другие, они были, есть и будут нужны, пока существует человеческое сообщество. (На эту тему есть фильм под оригинальным названием «Герой» с Дастином Хоффманом.)

Интересно: каких героев породит наш век, наше тысячелетие? Можем только догадываться. История полна совершенно нелепых прогнозов, например, о ненужности обычным людям мобильников или персональных компьютеров. О том, что последние появятся и какими именно они будут, совсем недавно никто и понятия не имел! А ведь без этого не родились бы Джонни-мнемоник, Нео с Морфеусом и другие звезды киберпанка.

Пока что, как сказал один великий оратор, «маємо те, що маємо».

ИзменитьУбрать
Мультфильм
«Шпионские страсти», 1967 г.
Пародия, высмеивающая штампы
шпионских детективов.
Режиссер Е. Гамбург,
сценарист Лазарь Лагин,
художник-постановщик
Натан Лернер
(0)

…Попалась мне в Сети статья. Под названием «Жизнь штандартенфюрера Штирлица как воплощенная мечта советского человека». Название предполагало толковость, ироничность и в то же время – глубокое бурение автором данной темы. Спешу заметить, ожидания оправдались, и я, было, решила популярно изложить интересные тезисы Э. Соколова. А потом показалось: похожие идеи уже кем-то развивались, только в другой форме… и где? А вот.

Есть у В. Пелевина чудный рассказ «Музыка со столба». Там автор+герой в процессе добывания согревающих душу напитков и употребления оных размышляют так: «Какой русский не любит быстрой езды Штирлица на мерседесе в Швейцарских Альпах?

Коммунист узнает в коттедже Штирлица партийную дачу; в четвертом управлении РСХА – первый отдел Минздрава; в чужой стране – свою. …Матвей же чувствовал к этому симпатичному эсэсовцу средних лет то самое, заветное, что полуграмотная колхозница-сестра питает к старшему брату, ставшему важным профессором в городе; и сложно было сказать, что сильней поддерживало эти чувства – зависть к чужой сытой и красивой жизни или отвращение к собственной.

…Штирлиц до странности напоминал кого-то знакомого – не то соседа по лестничной клетке, не то мужика из соседнего цеха. И отрадно было видеть среди богатой и счастливой вражеской жизни своего – братка, кореша, который носил галстук и белую рубашку под черным кителем, умно говорил со всеми на их языке, и был даже настолько хитрее и толковее всех вокруг, что ухитрялся за ними шпионить и выведывать их главные секреты». А потом, думает тот, когда все кончится, «Штирлиц вернется, наденет демисезонное пальто фабрики им. Халтурина и ботинки "Скороход", и встанет в одну из очередей за пивом, и тогда Матвей окажется рядом, тоже в этой очереди, и уважительно заговорит со Штирлицем о житье-бытье…»

В этом сокращенном фрагменте присутствуют в пародийно-ироническом и свернутом виде все те факторы, которые и сделали героя Татьяны Лиозновой и Юлиана Семенова – героем народным. В лучшем смысле этого искаженного идеологией слова.

Кинофильму «Семнадцать мгновений…» уже 34 года, а он до сих пор остается одним из любимых фильмов в бывшем СССР, в том числе – среди реальных разведчиков, опрошенных любопытными журналистами.

«Есть такие национальные "святыни": поэт – Пушкин, река – Волга, вратарь – Яшин, разведчик – Штирлиц, – говорит Леонид Парфенов, снимавший "фильм о фильме". – Вот "ТАСС уполномочен заявить" – тоже сериал по Юлиану Семенову, тоже про контрразведку, тот же Тихонов в главной роли, но художественности нет – есть социальный заказ всесильного ведомства, и только».

В лучах славы замечательных «Мгновений» несколько померкли остальные достижения отечественного кинематографа в области шпионов (ихних), разведчиков (наших) и вообще политического детектива и приключенческого фильма. А было их немало.

Ряд фильмов был снят в 20-х – начале 30-х, их уже почти никто не помнит, кроме специалистов: классическая «Сумка дипкурьера» Довженко, «Частный случай» Трауберга и многие другие. В 30-е вообще пошли косяком всякие шпионы, разоблачения, джульбарсы и мухтары – понятно, из каких соображений.

Некой точкой в развитии жанра стали «Подвиг разведчика» (1947) Б. Барнета и «Секретная миссия» (1950) М. Ромма. В 60-х отточенная черно-белая эстетика плюс оттепель привели к бурному цветению жанра: «Щит и меч», «Мертвый сезон», «Операция "Трест"», «Вызываем огонь на себя», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Ошибка резидента»… Многие фильмы, по-настоящему сильные и талантливые, заслуженно стали культовыми, а работавшие в них актеры, режиссеры и операторы также вошли в своего рода «золотой фонд». Было, конечно, много и ремесленных поделок – о советских контрразведчиках, которые выслеживают, обезвреживают и перевоспитывают иностранных агентов. Но золотой фонд продолжал пополняться. В 1973-м – уже упомянутые «Семнадцать мгновений весны». В 1974 г. – непривычный для советской эстетики фильм Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Да и «Транссибирский экспресс» – по сценарию Кончаловского.

С другой стороны, как считают критики1, большей частью «фильмы, созданные в середине 70-х – 80-х, были скучны и похожи друг на друга. …Еще одной характерной особенностью советского кинематографа этого периода было эксплуатирование удачных сюжетных линий. Фильмы о Великой Отечественной войне обладали, правда, немного большим разнообразием схем. Одна – отважные советские разведчики в камуфляже, лихо, с выстрелами и взрывами, шарахаются по своим делам по тылам врага…


Коричневая пуговка
Коричневая пуговка валялась на дороге,
Никто не замечал ее в коричневой пыли,
Но рядом по дороге прошли босые ноги,
Босые, загорелые, протопали прошли.
Ребята шли гурьбою по западной дороге,
Алешка шел последним и больше всех пылил.
Случайно иль нарочно, никто не знает точно,
На пуговку Алешка ногою наступил,
– А пуговка не наша, – сказали все ребята, –
И буквы не по-русски написаны на ней!
К начальнику заставы бегут, бегут ребята,
К начальнику заставы скорей, скорей, скорей!
– Рассказывайте точно, – сказал начальник строго,
И карту он зеленую перед собой раскрыл, –
– Среди какой деревни и на какой дороге
На пуговку Алешка ногою наступил?
Четыре дня скакали бойцы по всем дорогам,
Четыре дня скакали, забыв еду и сон,
На пятый повстречали седого незнакомца
И строго оглядели его со всех сторон.
А пуговки-то нету у левого кармана
И сшиты не по-русски широкие штаны,
А в глубине кармана – патроны для нагана
И карта укреплений советской стороны.
И так шпион был пойман у самой у границы.
Никто на нашу Родину не ступит, не пройдет.
В Алешкиной коллекции та пуговка хранится,
За маленькую пуговку – ему большой почет!

Е. Долматовский (1939 г.)

Вершиной творческой мысли сценаристов был вариант – одинокий советский разведчик в тихой обстановке глубокого тыла самой Германии или на временно оккупированной территории СССР без стрельбы и погонь переигрывает все спецслужбы Третьего рейха, вместе взятые...

Тут уже требовалось показать сложности внедрения и легализации – обязательно подчеркнуть, например, что русские хлеб режут ножом к себе, а европейцы – наоборот (ведь незнание таких деталей грозит провалом даже при идеальном знании языка), и прочая, прочая, прочая».

Интересно и то, что изменилась тональность. Куда-то (известно, куда!) пропали сознательные враги советской жизни. Теперь только некоторые советские граждане оказывались втянутыми во вражеские операции, и то – «Если кто-то кое-где у нас порой/Честно жить не хочет…» Кстати, редко в каком тексте, помимо депутатских выступлений, случалось мне встречать такое количество неопределенных местоимений! Автор словно извинялся за дикую идею, что в советской стране кто-то не хочет честно жить.

А что же герой? Он продолжал быть мужественным (или женственным), влюблялся (и разводился), носил костюмы (или форму), курил (потом бросил). Принципиальных изменений было мало, как и в жизни.

«В 80-90-е на смену врагам-шпионам пришли орды экстремистов, террористов и контрабандистов. На киногранице развернулись целые войсковые операции и боевые столкновения, с задействованием вертолетов, бронетехники и тяжелого пехотного оружия… Распад Союза ознаменовался в кинематографе быстрой сменой ориентиров. Нет, и чекисты, и разведчики продолжали фигурировать во многих картинах. Однако что это были за фильмы? Глупые дикие комедии типа "Агенты КГБ тоже влюбляются" и "На Брайтон Бич хорошая погода" (1992), жуткие страшилки а-ля "Черный квадрат" или откровенная лабуда», – честно пишут понравившиеся мне авторы.

90-е принесли с собой очередную новую тональность и некоторую эволюцию (или, точнее, регресс) характеров. Киношники, обладавшие нормальным инстинктом самосохранения, срочно подправили героев, а также «отказались от насмехательства и очернительства органов». Главным «тайным героем» стал не разведчик или сыщик (все-таки предполагающий яркую индивидуальность), а спецназовец или новопрославленный чекист. Или – внимание, «ноу-хау»! – бандит. Вы скажете: да почему ноу-хау, а как же классический «Крестный отец», «Однажды в Америке» и все такое?.. Ничего вы такого не скажете. Вы ведь разницу видите, – если вы вообще смотрите отечественное кино.

Вернемся к эволюции. Интеллект – как героев, так и режиссеров, – катастрофически снижался. Обаяние где-то по дороге безвозвратно потерялось. Лица перестали запоминаться и вообще нравиться. Вошла в моду стрижка ежом или бритая лысинка (что очень напоминает скинхедов; впрочем, вошли в моду и сами скинхеды). Зато мужественность – видимо, для компенсации, – отчаянно нарастала (под аккомпанемент столь же мужественных песен «Любэ»), приобретая какой-то уж совсем невыносимый характер и доходя до брутальности. Кроме того, ужасающе возросло количество нецензурной лексики, сериалов и серий в оных…

«Таким образом, – подводят итог многократно цитированные мной авторы, – можно говорить о наличии четкой связи жанра с жизнью. …"Шпионский" кинематограф каждого периода во всех его ипостасях (кино, видео, телевидение) четко отражал и отражает, в первую очередь, "войны" и "противостояния" своего времени, а также обращается к истории тех, которые уже были, и пытается предугадать, какими они будут. C другой стороны, соображения зрелищности и динамичности, требования недвусмысленности концовок, разделения "плохой-хороший", эффектных сцен и спецэффектов приводят к тому, что большинство "шпионских фильмов" в целом не претендует на реалистичность и достоверность отображаемого». Я, на худой конец, даже без достоверности могу обойтись. Но хорошего, умного, сильного кино – хочется. И такого же героя!


1Хоста М., Верховский А., Владимиров В., www.spymaniya.narod.ru

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №86 > «Игра окончена»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 04:05:20
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет