Тема 98-го номера журнала «Мигдаль-Times» — «Страна Сфарад».
«Золотой век» испанского еврейства насчитывает почти 600 лет.
Евреи были лучшими врачами, советниками, финансистами, поэтами и философами при дворах испанских халифов и королей.
Потомки маранов избрали разные пути, но многие остались жить и служить Испании и даже заняли высокие посты. Но и это не спасало их от подозрений и смерти.
Фильм «Ликвидация» приоткрыл всего лишь одну из страниц истории борьбы с бандитизмом в Одессе. Сотрудник нашего музея приоткрыл для нас еще одну.
«Халомские страсти» уже улеглись… Но как приятно вспомнить!
Гениальные мальчики — какова их судьба? Оказывается, не всегда яркая.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Иногда, бывает, говорят: ну да, сефарды – такие восточные евреи из Турции, Северной Африки, их немного осталось. Или: есть евреи, а есть еще сефарды.
Когда мы говорим «золотой век» испанского еврейства, то подразумеваем не только материальные блага, которые снискали придворные евреи, врачи, купцы и др., но и тот расцвет культуры, науки и высокого профессионализма в различных областях человеческой деятельности, которого достигли евреи в те, довольно длительные по сравнению с другими странами галута, мирные периоды, когда им удавалась совершенствоваться в этих искусствах.
«От Моше до Моше не было никого, подобного Моше» – слова, написанные на могильном камне Маймонида в Тверии. Сравнить с Моше Рабейну, который вывел народ из Египта… Не чересчур ли?
В 1870 г. в столице Мексики, Мехико Сити, была издана «Красная книга», повествующая о деятельности испанской инквизиции на территории американских колоний. На одной из иллюстраций этой книги изображена полуобнаженная измученная женщина, удерживаемая злобного вида монахиней. Прямо перед женщиной за низким столом сидят двое мужчин в одежде священнослужителей и человек, одетый в обычную одежду, который что-то записывает в толстую книгу.
О франках (сефардах) упоминает в своих мемуарах Наполеон. Франки присутствуют у Наполеона в одном единственном контексте: франки – это купцы.
Франки во главе с Магаллоном сопровождали экспедицию Наполеона в Египет, франков он встретил и в Александрии, которая, как известно, была одним из крупнейших торговых центров Ближнего Востока и именно в Александрии находилась (по данным XIX века) самая большая еврейская община в Африке.
Термин «франко» (свободный) сохранился до наших дней и присутствует в лексиконе предпринимателей, осуществляющих торгово-закупочную деятельность.
В музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» висит портрет Бориса Исааковича Белоусова. Во время экскурсии я представляю его как «одесского Шерлока Холмса» – цитируя Елизавету Владимировну Савельеву, передавшую в дар музею архив Бориса Исааковича. Одного только содержания рукописных тетрадей с воспоминаниями Белоусова о раскрытых делах хватило бы на солидную книгу по истории одесской милиции 1920-х гг. А ведь есть еще статьи, награды, фотографии и личная переписка…
Ну, здравствуй, снова здравствуй, дорогая Рыбаковка, с твоей живностью, улыбчивым морем и переменчивой погодой! Базу «Волна» не так просто отыскать, о чем свидетельствует даже табличка перед въездом «Наконец-то вы ее нашли!». Но она действительно стала для «Мигдаля» вторым домом. Уже не первый год мы дружной компанией приезжаем проводить мозговой штурм, а затем и непосредственно лагерь на этой территории – каждый паучишка и ежик тут стали уже своими.
Гениальные мальчики (ГээМы, как я их называю) – это еще не профессия, это гораздо хуже: это судьба.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.