В школу пришла супружеская чета – познакомиться и понять, куда отдать на обучение их ребенка. Осмотрев помещение и учебные классы, оба пришли в восторг. Я, естественно, ждал, что у меня попросят анкету, в которой отведено место для заявления о приеме. Однако ничего подобного не произошло. Родители вежливо попрощались и сообщили: «Мы обсудим с сыном возможные варианты и дадим вам ответ».
Речь, подчеркну, шла о подготовительной группе, куда принимают детей в возрасте 5 лет! И вот такому маленькому ребенку родители собирались предоставить право самому решать, где он будет учиться. Это, признаться, поразило меня.
Впрочем, чему тут удивляться? Подобный подход к столь важной и сложной проблеме – лишь отражение убежденности нашего общества в том, что дети сами должны делать свой выбор в жизни. Постоянные разговоры о «детских правах» настолько дезориентируют взрослых, что они не дают себе труда даже подумать, что «самостоятельность» детей в некоторых серьезных и жизненно важных вопросах может обернуться драмой.
Я тоже отношу себя к сторонникам предоставления детям определенных свобод. Но в отличие от родителей, которые осматривали школу, чтобы потом обсудить с сыном ее достоинства и недостатки, я в большинстве случаев, могу понять, какие вопросы можно оставить на усмотрение ребенка, какие – нет. Поэтому поделюсь своими соображениями на данную тему, выделив моменты, которые родителям в той или иной ситуации следует предвидеть или знать.
На практике существуют две крайности: есть родители, которые дают детям полную свободу выбора; есть и другие, полностью лишающие детей такой возможности. Обе эти «методики» воспитания – бесперспективны. В действительности важно и то, и другое. И каждый случай требует отдельного рассмотрения. Надо отдавать себе отчет в том, что наша задача в процессе воспитания – научить ребенка принимать правильные решения. И это очень непросто. Ведь этому человек способен научиться, в основном, лишь на собственном опыте. В каких вопросах можно и нужно предоставлять детям выбор, и в каких решение надо принимать за них? Как относиться к последствиям их ошибочного выбора?
Это главные вопросы, ответы на которые должен знать каждый родитель.
Давать ребенку свободу в принятии решений можно лишь в тех ситуациях, когда он в состоянии хотя бы представить результаты своего выбора. В описанном выше примере со школой очевидно, что предпочтения пятилетнего мальчика могут быть основаны исключительно на внешних впечатлениях и эмоциях. И только его папа и мама способны оценить уровень, направленность обучения и сопоставить это с особенностями своего ребенка, образом жизни семьи и прочими важными факторами, о которых сын не имеет ни малейшего понятия.
Другое дело – привлечь ребенка (даже и пятилетнего) к обсуждению этой проблемы, раскрывая перед ним более глубокие преимущества одной школы перед другой. Конечно же, на доступном ему уровне. Так он с раннего возраста учится анализировать доводы «за» и «против».
Выбрать для себя школу в состоянии старшеклассник (за редкими исключениями), когда его путь, пусть в самых общих чертах, но все же определен. Родителям в данном случае следует оставить за собой «совещательный голос».
Воспитывать умение принимать решения надо с самого раннего детства. К примеру, ребенок заплакал, и мама спешит успокоить его с игрушкой в руках. Возьмите две игрушки и протяните ему обе, чтобы он выбрал, какая из них в данный момент ему больше нравится.
Наступает период, когда маленькие дети начинают уделять внимание одежде и упрямятся – не хотят надевать «эту рубашку» (или платье). Чтобы избежать ненужных конфликтов, прежде чем одевать ребенка, предложите ему выбор. Из двух-трех вариантов, не более. Иначе он запутается и ничему не научится.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста следует предоставлять свободу в тех случаях, когда их ошибки не будут иметь слишком существенных негативных последствий.
Если ваш малыш всякий раз, когда нужно принять решение, обращается к вам, это сигнал, что ему не хватает уверенности в себе. Таким детям нужно давать больше свободы (с учетом обстоятельств, разумеется). А иногда матери или отцу приходится и потребовать, чтобы ребенок принял решение сам, не рассчитывая на родительскую опеку.
Важно понять, что неусыпный родительский контроль над всеми действиями и поступками ребенка – благодатная почва для развития «навыков непослушания», готовности к бунту.
Когда вы даете ребенку возможность сделать выбор, думайте о том, достигнете ли вы цели, которую перед собой поставили. Если вы решили посвятить ребенку пару свободных от работы часов, спросите его, чего ему больше хочется: чтобы папа почитал ему книжку или пошел с ним на прогулку. Если он затрудняется в выборе, обсудите с ним преимущества каждого варианта. И какой бы выбор он ни сделал, ваша цель – провести время с ребенком – будет достигнута.
Или такая ситуация. Ваш сын, чтобы подготовиться к завтрашнему дню в школе, должен сделать домашнее задание, а друзья зовут его играть в футбол. Не решайте за него эту дилемму. Но и не отстраняйтесь от участия – в противном случае он с гарантией предпочтет игру в футбол (дети еще не умеют противостоять соблазнам). Дайте ему обстоятельную информацию о последствиях его выбора, помогите взвесить аргументы «за» и «против». Тогда у него будет гораздо больше шансов сделать правильный выбор. Если же он будет убеждать вас, что, поиграв немного с ребятами, он успеет справиться и со школьным заданием – не сопротивляйтесь. Даже если уверены, что он еще не умеет рассчитывать время, и ему придется лечь спать позже обычного. Пусть он ошибется. И это будет наглядным уроком.
Старайтесь демонстрировать детям, как мы, взрослые, принимаем решения. Иногда сообщайте им о проблеме, которая потребовала, чтобы вы выбрали один из вариантов поведения. Изложите ход ваших мыслей и расскажите, какие аргументы помогли вам поступить правильно. Это весьма плодотворный прием, чтобы воспитать в детях умение решать задачи, которые ставит перед ними жизнь.
У меня большой опыт работы в школе. И я знаю, что дети, с одной стороны, стремятся к самостоятельности. Однако во многих случаях предпочитают, чтобы взрослые сделали выбор за них. Старайтесь избегать таких ситуаций. Настаивайте, чтобы ребенок сам принял решение. Но облегчите ему задачу, ограничив число возможных вариантов выбора. Делайте это ненавязчиво, чтобы у него не было ощущения, что его подтолкнули к определенному решению.
Иногда родители предоставляют ребенку возможность проявить самостоятельность в выборе, но не хотят или не умеют при этом скрывать собственное мнение по данному поводу. Они не высказывают его вслух, но ребенок «прочитывает» родительскую позицию в жестах или по выражениям лиц. Привыкая соизмерять свои решения с реакциями отца и матери, дети могут утратить независимость суждений.
Потом, когда они вырастут, скорее всего, они будут стараться предугадать реакцию окружающих и принимать решение в соответствии с их предполагаемым отношением к тому или иному поступку. Признайте, каждому из нас приходилось сталкиваться с такими «беспринципными» людьми. Поэтому, не желая нанести вред эмоциональному формированию своих детей в процессе взросления, внимательно следите за собой, не выдавайте свое мнение ни взглядом, ни жестом.
Несомненно, наиболее сложные решения, имеющее принципиальное значение для будущего ребенка, должны принимать за него родители. Но и тут важно привлечь его к процессу обсуждения проблемы, чтобы он принял сделанный вами выбор и не сомневался, что данное решение – самое правильное.
Меня часто спрашивают, какие решения могут принимать дети в том или ином возрасте. Универсального ответа на этот вопрос нет. Это определяется в каждом случае индивидуально – в зависимости от конкретного ребенка, от уровня его развития, характера и т.п.
Но в целом можно сказать, например, что дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не осознают свои возможности, и их надо ненавязчиво контролировать во всем, ограничивая право выбора вариантами, которые наиболее соответствуют их способностям, в сферах, где они могут проявить свои лучшие качества. Другое дело – подростки, старшие школьники. У них уже формируются определенные интересы и устремления. Им можно предоставить гораздо большую свободу выбора.
Наша задача – научить детей самостоятельно справляться с последствиями неправильного решения. И помогать им в этом стоит лишь в тех случаях, когда эти последствия могут оказать на них серьезное негативное влияние. С самого детства им следует прививать навык осмысления отрицательного жизненного опыта. Это очень важный элемент процесса взросления.
В заключение подчеркну, что в подобных вопросах никто не в состоянии дать однозначные рекомендации. Вся ответственность в решении проблемы, в каких делах ребенку надо предоставить свободу выбора, а в каких – нет, ложится на родителей. Только они, находясь со своими детьми в постоянном контакте и зная их сильные и слабые стороны, могут это определить. Тут важен и родительский жизненный опыт, и умение анализировать ситуации, и интуиция.
Со своей стороны, я советую в молитвах Всевышнему, просить Его помощи, чтобы вы сумели воспитать детей хорошими, достойными людьми.
evrey.com
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.