Напомним вкратце законы Тише б-ов (Девятое ова) — самого траурного дня еврейского календаря.
Накануне поста Девятого ова с полудня принято изучать только те тексты, которые соответствуют правилам самого поста (см. ниже).
Обед и послеполуденную молитву Минха устраивают раньше обычного. Сразу после обеда молятся (не забудьте — в Минху в канун 9 ова и в молитвах дня 9 ова не читают покаянную молитву Таханун1).
От обычного дня пост отделяют особой последней трапезой (она так и называется «отделяющая» — сеуда мафсекес). Время этой трапезы устанавливают ближе к вечеру, но так, чтобы закончить ее не позднее, чем за полчаса до захода солнца.
Принято перед трапезой оговорить, что она не накладывает на нас обязанность больше не есть и не пить — тогда вплоть до захода солнца пост для нас не начнется.
Трапезу совершают, сидя на полу, на низкой скамье или на перевернутом стуле. Не устраивают массовых трапез (не более двух взрослых — старше 13 лет — мужчин за одним столом).
В эту трапезу едят блюда, символизирующие в нашей традиции траур: ломоть хлеба (но не целую буханку), яйцо, сваренное вкрутую. Ломоть хлеба не солят, как обычно, а обмакивают в пепел.
С закатом вступают в силу все запреты Тише б-ов. Поэтому кожаную обувь снимают еще до захода солнца.
Если Девятое ова пришлось на воскресенье, то во время третьей субботней трапезы разрешается есть мясо и пить вино. В субботу не снимают кожаную обувь прежде начала вечерней молитвы Маарив.
С началом траурного дня в синагоге снимают занавес с ковчега со свитками Торы. На пюпитре кантора не ставят зажженные свечи, как принято в другие дни. Синагога погружается в полумрак, оставляют не больше света, чем нужно для чтения.
После молитвы все рассаживаются на полу или на низких скамьях и читают «Эйха» («Плач Ирмияhу») и кинос (траурные поэмы). Читают без спешки, тихо, делая паузы между стихами и между главами. Начало каждой главы читают несколько громче, каждую следующую главу начинают громче, чем предыдущую. Последний стих книги произносят в полный голос, а чтец повторяет за общиной.
Утром омывают только пальцы рук. В чтении утренних благословений опускают «..давший мне все необходимое».
Утром не возлагают тфилин и не облачаются в талес. После чтения Торы возвращают свиток в ковчег и читают кинос.
Изучение Торы радует сердце, поэтому в траурный день разрешается читать только тексты, повествующие о трагических событиях: отрывки из книги пророка Ирмеяhу, Книгу Иова, «Мидраш Эйха», листы 55б-58а из трактата «Гитин» Вавилонского Талмуда, конец трактата «Таанис» из Иерусалимского Талмуда. Но и эти тексты можно только читать, разбирать же их на глубоком уровне в этот день запрещено.
Беременные женщины и кормящие матери постятся девятого ова, если это не угрожает их здоровью. Больные и роженицы (7-30 дней после родов) с разрешения раввина могут прервать пост после полудня.
Девятого ова нельзя мыться, надевать кожаную обувь. Запрещена супружеская близость. Не следует приветствовать встречного, но если вас приветствует человек, не знакомый с этим запретом, надо ответить на его приветствие тихо и с серьезной, приличествующей траурному дню, интонацией.
Перед Минхой облачаются в талес, возлагают тфилин.
Сразу после Маарива совершают омовение рук.
До полудня десятого ова2 соблюдают некоторые траурные обычаи: не едят мясо и не пьют вино, не купаются, не стригутся и не стирают белье.
Источник: «Шомрей Шабос» №41 (483)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.