«…Язык Италии златой
Звучит на улице веселой…»
А.C. Пушкин
«В период с 1820-х до 1850-х гг. город наш в числе обитателей своих имел весьма значительную по числу и важную по значению итальянскую колонию. Благозвучный язык "Италии златой" постоянно слышался на улицах, таблицы с названиями были на русском и итальянском языках; на вывесках погребов почти всегда читалось: "Cantina con diversi vini" (погреб с разными винами), благодаря чему каждый одессит был настолько сведущ в итальянском языке, что имел возможность спросить выпить и закусить, а в случае надобности и выбраниться по-итальянски. В театре давалась по преимуществу итальянская опера».
Приведенные строки – из «беглого очерка» (как характеризует свой опус автор), написанного к 100-летию Одессы профессором истории Новороссийского университета В.А. Яковлевым (1840-1896) Очерк назывался «Кое-что об иноплеменниках в истории Одессы».
Там же читаем: «В старые годы "свободные художества", по крайней мере, некоторые из них, составляли по преимуществу достояние итальянцев. Первые архитекторы Одессы были по преимуществу итальянцы. Они придали даже строениям города особый тип. Излюбленный вид фасадов непременно украшался колоннами. Колоннады эти почти вовсе исчезли из Одессы, но еще все помнят их, например, в здании думы, музея общества истории и древностей, у архиерейского дома, в лавках на базарах греческом, старом и новом, и др.»
Талантливые итальянские зодчие создали облик юной Одессы, придали городу необыкновенный колорит, навсегда вписав его в число красивейших городов Европы. Именно итальянцами в первой половине 19 века построены ключевые здания в центре города, по сей день украшающие Одессу
Одними из первых итальянских архитекторов, приглашенных для строительства молодой Одессы, были братья Франческо и Джованни Фраполли. Неаполитанец Франческо Фраполли начал работать в Одессе в 1798 г. в комитете для строительства порта и города, занимаясь постройкой портовых сооружений под руководством Ф. Деволана.
Крупнейший одесский краевед В.А. Чернецкий обнаружил в архиве документы 1799 г. о спорных вопросах по строительству Ф. Фраполли дома Феликса Дерибаса на будущей Дерибасовской улице. То есть, один из старейших одесских домов рядом с Городским садом был сооружен итальянцем в конце 18 века.
Фраполли руководил строительством в первое десятилетие 18 в. некоторых зданий, проекты которых принадлежали петербургскому архитектору Тома-де-Томону. Это: городской госпиталь на Пастера, 5 (1806) (сохранился в перестроенном виде); первый театр, сгоревший в 1872 г., и некоторые другие.
В 1804-1808 гг. для греческой общины архитектор Ф. Фраполли воздвиг на Екатерининской улице церковь Святой Троицы (в перестроенном виде сохранилась до наших дней).
Фраполли разработал проект застройки площади Греческого рынка, совместившей в торговых рядах жилые и торгово-складские функции. За обязательными колоннами первого этажа размещались лавки, а второй этаж использовался для жилья. По такому же принципу была застроена позднее площадь Нового рынка, перестроенная позже Ф. Боффо.
Джованни Фраполли (Иван Михайлович) построил в Одессе множество жилых домов. Ему принадлежит проект постройки колокольни Преображенского собора.
Сорок лет своей творческой жизни посвятил Одессе представитель южно-итальянской архитектурной школы Франс (Франческо) Карлович Боффо (1780-1867). Одно из лучших творений Боффо – комплекс Приморского (Николаевского) бульвара. Престижный и парадный характер бульвар приобрел после завершения в 1829 г. строительства в его северной части для генерал-губернатора М.С. Воронцова дворца с изящной колоннадой.
Несколько прекрасных дворцов на Николаевском бульваре были спроектированы и сооружены по заказу одесской знати, начавшей строительство вслед за генерал-губернатором. Для помещика Шидловского итальянский палаццо (нынешний Дворец моряков) Боффо построил в 1826 г.
Проекты полукруглых зданий, делящих бульвар на две части, также принадлежали Ф.К. Боффо (совместно с А.И. Мельниковым). Место для установки памятника герцогу Ришелье на бульваре было тщательно выверено и высчитано архитектором так, чтобы памятник, аллеи бульвара и здания на нем смотрелись гармонично.
В торце бульвара – здание старой купеческой биржи, построенное Ф. Боффо в содружестве с архитекторами Г.И. Торичелли и И.С. Козловым.
Забегая вперед, скажем, что в 1870-х гг. здание биржи перестраивалось и в результате украсилось скульптурами на крыше, символизирующими день и ночь, и в боковых нишах фасада – фигурами Меркурия (бога торговли) и Цереры (богини плодородия) Это работы профессора Миланской Академии художеств, преподавателя Одесского художественного училища Луиджи Доменика Иорини. Фотопортрет Иорини, недавно попавший в нашу коллекцию, послужил моделью итальянскому художнику И. Цукколи при создании по заказу семьи скульптора посмертного портрета, который украшает экспозицию Одесского краеведческого музея.
Но вернемся к архитектору Боффо, создавшему проекты городских съезжих участков полиции с неизменной пожарной каланчой для наблюдений «с высоты». До наших дней дожил «Бульварный участок» на Преображенской, 44, угол Полицейской (Бунина) улицы. Сейчас в этом здании расположена пожарная охрана и ОВИР.
Мы уже упоминали об архитекторе Георгии (Джорджо) Ивановиче Торичелли (1796-1843) в связи с сотрудничеством его и Ф. Боффо при строительстве здания биржи на Николаевском бульваре.
Конкурсный проект 1832 г. застройки площади Старого базара, составленный г. Торичелли, был призван лучшим и блестяще воплощен им в жизнь. Строения Старого базара прослужили городу около 100 лет и разрушились в связи с ветхостью. Остались только фрагменты колонн в домах по периметру Старого базара.
Г.И. Торичелли построил изящную аркаду на Биржевой (Думской) площади, ставшую позднее фасадом первого здания общества истории и древностей. Элементы первичной аркады просматриваются и в нынешнем здании археологического музея, сооруженного в 1883 г. архитектором Ф. Гонсиоровским.
В 1842 г для одесской элиты Торичелли построил на Театральной площади (Ланжероновская, 6) здание аристократического Английского клуба (в наши дни пока еще числится Музеем морского флота).
Благодаря талантам Торричелли наш город украсился в 1830-е – начале 1840-х гг. замечательными домами одесской знати: на углу Тираспольской и Нежинской улиц; на Преображенской, 21; на Ланжероновской, 3; на Дерибасовской, 19, Сабанеевом мосту, 4. Собственный дом архитектор построил на Дерибасовской, 27, перекрыв путь возам с товарами из гавани.
И еще один архитектурный ансамбль торгового назначения – 44 лавки Пале-Рояля – был блестяще осуществлен зодчим в тылу Городского театра и по периметру улиц Ланжероновской, Екатерининской и Театрального переулка. После смерти г. Торичелли строительство было завершено также итальянским архитектором Иваном Даллаква.
В начале 1840-х в Одессу приехал уроженец Кремоны (на севере Италии) архитектор Франческо Моранди, Франс Осипович, как его называли в Одессе (1811-1894). Перечисление домов, спроектированных и сооруженных этим мастером, займет не одну страницу, поэтому остановимся на некоторых из них, построенных в 1840-50-х гг. Это жилые дома: Масса на Екатерининской площади, 4; Родоканаки на Приморском бульваре, 10; собственный дом Моранди на Пантелеймоновской, 26; Ралли на Преображенской, 16 (позднее – училище Общества изящных искусств, а ныне корпус Одесского художественного училища). Кстати, Одесское общество изящных искусств было детищем Ф. Моранди и возглавлялось им много лет.
Моранди разрабатывал генеральный план Одессы, в ходе которого регулярные застройки приобрели легендарные одесские пригороды – Молдаванка и Пересыпь, было намечено оформление набережной под Приморским бульваром, устройство новых кладбищ и т.д.
Интересно, что все постройки итальянских зодчих первой половины и середины ХIХ в. имели со стороны дворов открытые галереи, характерные для более теплого итальянского климата. Таковы дома на Приморском бульваре, на Дерибасовской и на Пушкинской. Со временем практически везде галереи застеклялись и служили дополнительной площадью для жильцов дома.
Кроме жилых домов, Франс Моранди построил в Одессе культовые здания для всех религиозных конфессий: дом общины Сердобольных сестер (с А. Шашиным), Михайловскую церковь на Молдаванке, римско-католический костел на Екатерининской, 33 (с Ф. Гонсиоровским), Главную синагогу на углу Еврейской и Ришельевской улиц и молитвенные дома на Ремесленной (Осипова) улице.
Для строительства Главной синагоги место было определено еще в 1820-х годах. Моранди дважды составлял проект синагоги, строительство продвигалось медленно: с 1850 по 1859 гг. Путеводители по Одессе писали об архитектуре Главной синагоги, что построена она «…во флорентийском стиле, смешанном с романским; здание в два этажа, которые по фасадам отделаны крупными рустами, окна большие полукруглые, фасад отличается простотой и заканчивается крупным карнизом».
По сведениям В. Пилявского, по проектам Франца Осиповича построены еще и небольшие, но колоритные молитвенные дома на Ремесленной (Осипова) улице. Молитвенный дом носильщиков и извозчиков на Ремесленной, 50, вблизи Малой Арнаутской (дом принадлежал Суре Хаймовне Хирич) построен в 1861 г. и в советские времена превращен в жилой дом с офисными помещениями.
Больше повезло молитвенному дому портных «Малбиш Ариним» («Одевающий нагих») на Ремесленной, 21, построенному в 1867 г. (принадлежал Брухе Осиповне Карк). В советские времена там работала некая производственная организация, но с 1992 г. здание реконструировано и в нем разместилась синагога общины «Хабад».
Таков итальянский след в истории еврейской одесской архитектуры. Однако понятно, что, например, старую и новую биржу посещали купцы-евреи.
Постройкой новой биржи (ныне – филармония) в Одессе на углу Пушкинской и Полицейской (Бунина) улиц руководил обрусевший итальянец Александр Иосифович (Осипович) Бернардацци, воплощая проект архитектора В. Прохаски, выполненный в стиле венецианского неоренессанса. Интерьеры и экстерьер здания были оформлены скульпторами-итальянцами М.Л. Молинари и М.Д. Менционе.
Известный одесский скульптор, называвший себя потомком Гарибальди, Марк Луиджи Молинари создал грандиозный по размерам временный памятник Петру I для проведения торжественного парада на Куликовом поле в честь 200-летия Полтавской битвы. Памятник был открыт 20 июня 1909 г. и простоял, видимо, до окончания торжеств.
Рамки журнальной статьи не позволяют нам рассказать обо всех итальянцах, проектировавших и строивших в нашем городе. Мы выбрали наиболее известных из них и указали, в основном, те их работы, которые можно проиллюстрировать. В качестве иллюстраций использованы не только любимые нами открытки, а и литографии с видами города, созданные художником при обществе истории и древностей Василием Вахреновым в 1869-70 гг. По времени они ближе к описываемым нами постройкам и отражают в некоторых случаях уникальные здания, созданные итальянскими зодчими до их перестройки
Колоссальное влияние итальянской культуры на архитектурный облик Одессы и ее формирование подтверждается существованием с 1819 г. в городе Итальянской улицы, лишь в 1880 г. переименованной в Пушкинскую. В топонимике Одессы до сих пор существует Итальянский бульвар, получивший название в начале ХХ в., когда пересекающая весь город «от моря до моря» Старопортофранковская улица была разбита на некие части: Лидерсовский бульвар, Белинского, Итальянский бульвар и т.д.
На Итальянской улице (ныне Пушкинской) несколько домов между Жуковской и Еврейской улицами принадлежали уроженцам Сицилии семье Анатра. Семья постепенно богатела, в 1876 г. был создан торговый дом «Братья Анатра», в который входила огромная мельница на Пересыпи, пароходство, суда которого совершали рейсы Одесса-Марсель и обратно, банковское дело. Одессит по рождению Артур Антонович Анатра (1875-1943) выделился из традиционного бизнеса своей разветвленной семьи и увлекся авиацией, став одним из учредителей Одесского аэроклуба, а затем и его председателем. За Стрельбищным полем Анатра построил авиационный завод, испытательное поле и школу летчиков при нем (Школьный аэродром). Завод выпускал самолеты вплоть до отъезда владельца в эмиграцию в 1919 году. На его территории установлен бюст основателя завода.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.