Позвольте сообщить вам радостную весть об открытии электронной версии журнала «Мигдаль Times». Раздел «Мигдаль Times» был создан даже несмотря на то, что о его необходимости говорили все, кому не лень.
Раздел открывает, как принято у евреев, последний (надеюсь, что все-таки не последний), 21-й номер журнала. Постепенно будут выкладываться и предыдущие номера. Приятного чтения!
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Есть два способа написания статьи о Песахе.
Первый — заполнить текст до отказа строгими законами о Седере и маце. Чтобы приобщить. Хотя заранее известно, что никого не приобщишь, потому что завянут после первой строчки.
Второй способ — никого не приобщать, но о Седере и маце все равно рассказать, по возможности — легко и изящно. Ибо даже в легкой статье можно под занавес дать какой-нибудь закон, как бы ненароком, чтобы не завяли.
Но что легкого в поедании мацы?
Поезжайте в Киев и спросите... Поезжайте в Иерусалим... В Нью-Йорк, в Мельбурн, Бершадь и Черновцы. Или можете никуда не ехать, а остаться в Одессе, это неважно. Просто, спросите еврея, когда же был Исход. Вы получите точную дату — 15 нисана 2448 года от Сотворения Мира. Все четко и понятно. К сожалению, в официальной истории такого четкого единодушия нет.
Как известно, пасхальный седер состоит из нескольких элементов, которые легко укладываются в мнемонический ряд. Запомнить их названия легко, а вот правильно выполнить каждый из них не так уж и просто. Сегодня наш «Гид-парад» попытается провести вас по всем этапам пасхального седера. Провести бережно и осторожно, как и положено настоящему Лоцману, Боцману и примкнувшему к ним Рабиновичу.
Извечный предпасхальный вопрос: «Как это делать?» Наверное, сейчас на постсоветском пространстве нет проблем с информацией о Песахе. В любой мало-мальски еврейской библиотеке можно найти различные издания пасхальной агады и всевозможные книжки, рассказывающие о правилах подготовки и проведения праздника. Но, предположим, вы слишком заняты (или слишком ленивы), чтобы ходить в библиотеки. И тогда на помощь приходит Всемирная паутина. Естественно, в Интернете нельзя провести пасхальный седер (более того, в первые два и последние два дня праздника компьютер нельзя даже включать), но найти информацию о седере и празднике — сколько угодно.
Песах приближался, но какой праздник без мацы? А где ее взять? Только в синагоге. Конечно, в 80-е годы, чтобы зайти и купить в синагоге, да еще молитву о близких заказать, и на газеты еврейские подписаться, и анкету заполнить, чего тебе не хватает для духовного самосознания и материального благополучия, и мечтать было нельзя.
Увы, но судьба распорядилась так, что зачастую для евреев дни Песаха становились не только днями свободы и праздника, но и днями тяжких испытаний. То в одном, то в другом месте Европы кровавый навет застил глаза и мутил разум соседей, и тогда возникали дела, подобные описанному ниже. Увы, не всегда они заканчивались так хорошо...
Во второй половине марта в Одессе прошли дни израильской культуры. Если ваше знакомство с израильской культурой ограничивается подоконными криками «Дуду!» и «Моти-и-и!» в 5.30 утра, или возложением ног на что придется (в основном, на сиденья), то вы будете приятно очарованы. Ничего подобного не наблюдалось, зато всего остального — стихов, спектаклей и открытий мемориальных досок — было в избытке.
Как известно, вначале земля была безвидна и пустынна. Прошло 5762 года, земля мало-помалу обустроилась, и только кабинет №9 центра «Мигдаль», облюбованный студенческой группой, являл собой душераздирающее зрелище. Душе- и обоераздирающее. Нет, конечно, там когда-то делали ремонт, но с тех пор то ли студенты там сильно надышали, то ли еще что — это нам неизвестно, но ремонт требовался. А ремонт, как говорили классики, — «это не действие, это состояние».
Впервые эти воспоминания были опубликованы в 1944 году на иврите в книге «Уничтожение евреев Бессарабии», изданной землячеством бессарабских евреев. На английский язык воспоминания перевел сын Давида Сэмюэль Арони (Червинский) и опубликовал в виде приложения к своей книге «Memories of the Holocaust: Kishinev 1941 — 1944».
Среди классических еврейских одесских образов, наряду с биндюжниками и налетчиками, непременно присутствует парикмахер. Этакий старый мудрый еврей — настоящий одессит, весельчак и остроумец. Типичный, но, увы, нечастый в нынешней Одессе. И все же... все же... представьте себе, есть еще в Одессе люди из «раньшего времени». Настоящие одесситы и настоящие парикмахеры.
Яков Шехтер — это имя говорит само за себя. А удивительная история, которую он нам сегодня расскажет, пришла из знаменитого города Вильно.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.