Каждый раз, когда я начинаю составлять писать отчет о работе музея, меня, как управдома Буншу, мучают сомнения. А кому это нужно?
Для отчета в конце года мне гораздо удобнее пользоваться короткими записями: гостей – столько-то, экскурсий, лекций, консультаций, открытий выставок, новых экспонатов и прочего столько-то.
Вообще, зачем сейчас пишут? Ну, к примеру, по самым простым поводам. Например, давным-давно я задал вопрос, куда исчезли пушки из парка Шевченко? Друзья журналисты написали о том, что пушки на реставрации. За прошедшее время уже успели Оперный отреставрировать. Скоро, наверное, опять начнут новый ремонт.
Где пушки?
Знаю, что отчеты читает Кира Александровна, другие сотрудники центра «Мигдаль», еще с полсотни (в лучшем случае) пользователей сайта. Спонсоры смотрят (опять же в лучшем случае), но вряд ли читают.
Не мало ли?
Но мы-то, музейщики, знаем какой драгоценной информационной ценностью обладают пинкусы, летописи старых еврейских общин. Нужно писать, хоть и «многа букав». Пинкус еврейского музея будет востребован, не сейчас, так позже.
По-прежнему музей зависит от «природного цикла». Повеяло теплом — потянулись люди. В среднем за 6 «зимних» месяцев в музей приходит в два раза меньше нормы, за 6 «летних» — в два раза больше. В марте – около 230 гостей – где-то возле нормы. Но, мы, честно говоря, меряем не только числом.
Гости музея - «штучные», недавно были у нас по делу сотрудники Художественного музея и удивлялись тому, как долго длится экскурсия для троих посетителей. У них – вдвое, а то и втрое короче. Ничего, наши гости терпят. Даже спасибо говорят.
Вчера консультировал двух гостей в связи с подготовкой учебной работы по истории Холокоста. Два с половиной часа. Не жалко. Хуже, когда забегают на пять минут, но такие к нам в музей ходят редко.
Из особо примечательных событий в марте нужно отметить визит «живого экспоната», Стюарта Сафера, бывшего руководителя местного «Джойнта», с личностью которого связано многое в истории еврейского возрождения в Одессе в начале 1990-х. В том числе, и эпоха зарождения театра «Мигдаль Ор» и вслед за ним — центра «Мигдаль». Стюарт действительно оказался очень живым, в музее ему было интересно, как и в других мигдалевских достопримечательностях. Ощущалось удовольствие человека от результатов дела, которое он, вместе с другими, начинал почти 20 лет назад.
Отдельная история – Эсфирь Моисеевна Гринберг (Брейтман) и школа №58. С Эсфирью Моисеевной мы знакомы давно, она передавала в музей фронтовые фотографии и письма брата, Иосифа Брейтмана (мы их показывали на выставках и опубликовали в «Истории Холокоста»). В этот раз она позвонила нам для того, чтобы дополнить информацию о погибших евреях для института «Яд Вашем». Анкеты о родственниках она ранее передавала Леониду Моисеевичу Дусману, а сейчас начала вспоминать погибших соседей, одноклассников, знакомых. Вспоминала не сразу, за несколько недель набралось около полутора десятков имен.
И тут Эсфирь Моисеевну пригласили в школу, которую она окончила. Летом 1941 года. Школа недалеко от музея: Тираспольская угол Кузнечной. А в школе сохранился альбом с фотографиями выпускников от 1927 до 1941 – го. В том числе, и выпуск 1941-го, с лицами тех, о ком вспоминала Эсфирь Моисеевна.
Мы размещаем пока только три фотографии из этого альбома. Недавно, совсем по другому поводу, я пытался выяснить происхождение обидного для евреев прозвища «маланцы». А.Ю.Розенбойм предположил, что это слово связано с названием ташкентского рынка «Маланский». Не знаю, насколько это верно, но старый антисемитский слоган о том, что все евреи воевали в Ташкенте, нам известен слишком хорошо.
Вряд ли подонки или тупые невежды (а чаще всего – и то, и другое совмещается), которые разносят эту дрянь, заходят на наш сайт. Но если все-таки зайдут, пусть посмотрят в глаза этих мальчиков и девочек из обычной одесской школы.
К этому альбому мы будем еще возвращаться в наших «пинкусах». Мы благодарны руководителям школы за этот альбом, переданный нам для снятия копий, и за нынешних старшеклассников из школы №58, которые пришли в наш музей.
Мы уже писали на сайте об открытии в нашем музее выставки «Дина Фрумина: ученик, Учитель». Нужно отметить, что активное обсуждение этой выставки состоялось на форуме под темой «Как Дина Фрумина стала советской подпольщицей», причем почти все участники этого обсуждения пришли в наш музей посмотреть выставку.
Многие из наших выставок, помимо всего прочего, становятся серьезным стимулом пополнения музейной коллекции. В этот раз наше собрание пополнилось обширным архивом довоенных документов, фотографий, живописью и графикой Софии Евелевны Рашковой, окончившей одесское училище по классу Т. Фраермана, чья картина «В еврейском колхозе Файерд» 1933 г. уже давно находится в экспозиции музея.
Из других событий запомнилась лекция Йоси Тавора, на которую, к сожалению, пришло очень мало публики (особенно по сравнению с его аудиторией накануне, в центре «Мигдаль»), но, как не без удовольствия отметил сам Йоси, это была первая в Одессе лекция, во время которой возник живой разговор с публикой. Это не удивительно, многие из пришедших – не просто любители классической музыки, но личные знакомые некоторых героев лекции Тавора.
И, наконец, нужно отметить, что, кроме очередного заседания клуба «Теплый дом», в марте состоялось первое в нашем музее занятие со слушателями «Школы экскурсоводов».
Кажется, занятие прошло успешно, но так как его проводил я, надеюсь, кто-то из участников откликнется на форуме и оценит его более объективно. Думаю, такие встречи в еврейском музее Одессы будут продолжаться.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.